Что полезного дало христианство средневековой Европе? Взгляд атеиста. Часть 5 (окончание)

Apr 12, 2017 13:23

О преимуществах монотеизма с научной точки зрения

Христианская церковь стимулировала прогресс науки, не только поощряя развитие образования. Прежде всего, христианское вероучение, отрицая многобожие, тем самым ограничивало возможность одушевления вещей и природных явлений. Процесс деанимизации (anima - душа) природы был важным этапом развития человеческого познания. В итоге обычной в образованных кругах стала теория, согласно которой природные объекты взаимодействуют друг с другом не по своей воле (как это часто предполагалось в политеистической культуре), а согласно определенными закономерностями, доступными для исследования. Такая посылка была важным базисом для ускорения развития естественных наук.(33)

Распространено убеждение, будто бы христианство препятствовало научному прогрессу. Часто ссылаются на то, что церковь якобы запрещала вскрытие человеческих трупов, мешая развитию медицины, и насаждало догму о плоской форме Земли. Эти утверждения неосновательны и порождены недоразумением.


Католическая церковь запрещала участие во вскрытиях лишь клирикам, так как тогдашняя церковная доктрина запрещала священникам пролитие человеческой крови. Правда, в 1299 году Папа Бонифаций VIII опубликовал буллу "De sepolturis", запрещавшую крестоносцам торговлю костями убитых, но это едва ли можно считать попыткой ограничения научного прогресса. На деле анатомирование людей было обычным в медицинских факультетах первых университетов. Император Фридрих II даже принял особое постановление, обязавшее всех обучающихся медицине хотя бы раз участвовать в этой операции. Болонский университет помимо преподавания правоведения славился своим медицинским факультетом, где в 1315 году было проведено первое открытое для публики анатомирование человека. Как правило, для этого дела использовали людей, отправленных на казнь, а такие в то время встречались в изобилии.(34)

Столь же не соответствует реальности и мнение, будто бы церковное учение считало Землю плоскостью и даже карало за противоположные убеждения. Вся средневековая астрономия базировалась на классических трудах Птолемея, в которых наша планета считалась шаровидной. Как писал классик средневекового богословия Фома Аквинский "астроном, так и физик могут прийти к одному и тому же заключению, например, что земля - кругла; но астроном придет к этому математически (т. е. [рассуждая] отдельно от материи), а физик - всегда имея в виду материю".(35)

Здесь представление о сферической форме земли показано как норма для образованных людей. Разумеется, как и в Византии, представления простого народа отличались от теорий, преподававшихся в университетах. Но это невежество масс не было вызвано христианским вероучением, будучи типичным порождением доиндустриального экономического уклада, для которого характерна неграмотность и необразованность крестьянского населения.

Церковь была заинтересована в прогрессе астрономических исследований уже потому, что они были необходимы для корректной датировки церковных праздников. Календарь, принятый еще при Юлии Цезаре , был недостаточно точным и астрономический год расходился с официальным. Чтобы исправить накопившиеся ошибки папа Григорий XIII инициировал создание нового календаря. Созданный иезуитом Христофором Клавиусом и принятый в 1582 году, Григорианский календарь оказался столь удачным, что используется и по сей день в большинстве стран мира, от Китая до Аргентины.

Говоря о роли церкви в развитии астрономии, нельзя забывать, что к числу ее выдающихся представителей принадлежал и инициатор научной революции в этой области, создатель гелиоцентрической теории Николай Коперник. Родился он в 1473 году в польской семье, глубоко связанной с католицизмом - все ее члены были доминиканцами-терциариями, а дядя получил сан епископа. Коперник обучался в Болонском и Пармском университетах, после чего вернулся в Польшу и впоследствии стал каноником в небольшом городке Формборк. Сразу по возвращении на родину он погрузился в астрономические наблюдения, написав в 1514 году "Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям". В нем излагались начатки гелиоцентрической теории, которые дошли до Папы Климента VII и вызвали интерес в Риме. Главный труд Коперника, "О вращении небесных сфер", был опубликован в 1543 году, когда автор был уже при смерти.

Следует учитывать и то, что в первоначальном виде гелиоцентризм не давал серьезных преимуществ при составлении астрономических таблиц. Как писал историк науки Томас Кун "теория Коперника не была более точной, чем теория Птолемея, и не вела непосредственно к какому бы то ни было улучшению календаря".(36) Потому она смогла завоевать прочное положение в астрономии лишь после открытия Кеплером законов движения планет, изложенных им в книге "Epitome Astronomiae Copernicanae ", изданной в 1617-21 годах.(37)



Коперниканское учение долгое время не вызвало никаких нареканий со стороны церковных властей. Но в 1616 году комиссия теологов отвергла гелиоцентризм, что впоследствии послужило основанием для осуждения Галилея в 1633 году. Этим деспотичным и на редкость неумным действием католическая церковь подорвала свой авторитет в научном мире Европы. Она пренебрегла до сих пор актуальным советом выдающегося теолога и учителя церкви Альберта Великого, который писал:

"Весьма часто бывает так, что некий нехристь имеет глубокие познания в делах земли, неба и других сущностей мира сего, основанные на разумном рассуждении или наблюдении, и вельми прискорбно и недушеполезно, ежели христианин, рассуждающий о сих предметах в меру своего понимания Писания, оказывается столь далек от истины, как запад далек от востока, и несет такую чушь, что тем становится нехристям в посмеяние; того же следует всячески избегать."(38)

К счастью, процесс над Галилеем был скорее исключением, и церковь, в лице множества выдающихся деятелей науки, немало способствовала развитию человеческого познания (прим.ред.: процесс процессом, но напоминаем, что на костре Галилея не сжигали, он умер в своей постели 8 января 1642 года в возрасте 78 лет, через девять лет после вынесения приговора и пятимесячного заточения на вилле).

Церковники-ученые Средних веков

Сам Альберт (1200-1280 годы), ученик Падуанского университета и монах-доминиканец, помимо теологических изысканий известен как разносторонний исследователь. Он занимался ботаникой, астрономией, минералогией и зоологией. Как химик, он первым выделил мышьяк в чистом виде. Перу Альберта принадлежат энциклопедические труды "De animalibus" (О животных), "De vegetalibus et plantis" (О растениях), "De mineralibus" (О минералах), "De caelo et mundo" (О небе и мире), "Speculum astronomiae" (Зерцало астрономии).

Францисканский монах Уильям Оккам (1285-1347 годы) более всего известен как создатель бритвы, носящей его имя. Принцип бритвы Оккама: "не следует множить сущее без необходимости". Он стал важным правилом научной работы, предписывающим использовать по возможности более простые объяснения взамен усложненных. Оккам известен также как один из последователей номинализма - учения, согласно которому общие термины (универсалии) не являются реальными объектами, а лишь обозначениями совокупности конкретных физических явлений. В противовес номиналистам наследники идеалистической философии Платона считали универсалии реальной частью объективного мира (подобно платоновскому миру идей), отчего их называли реалистами. Отход от такого идеалистического реализма является несомненной заслугой Оккама, благодаря которому, по словам Майкла Суинна, произошел "поворот средневековой философии к материальному миру, потребовавший обращения к Аристотелю".(39) Новой была и идея Оккама о недоказуемости существования Бога с философской точки зрения, которая способствовала отделению теологии от философии и научного исследования.(40)

Важную роль в развитии научного метода сыграл епископ Линкольна и канцлер Оксфордского университета Роберт Гроссетест (1170-1253 годы). Он считается основоположником методологии контролируемого эксперимента, впрочем, редко применявшегося им на практике, и сторонником широкого использования математики в объяснении природных явлений.(41) Гроссетест понимал науку как обобщение результатов конкретных наблюдений в теорию, из которой впоследствии можно делать выводы о поведении природных явлений.



Продолжателем идей Гроссетеста был монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292 годы), профессор теологии в Оксфорде. Он продолжил оптические изыскания Гроссетеста, разработав теорию преломления лучей и перспективы, писал труды по механике, астрономии, химии и ботанике. Предложил реформу календаря, сходную с той, что была реализована Григорием XIII три столетия спустя. Также Бэкон с куда большим основанием, чем полумифический Бертольд Шварц, считается одним из первых европейских исследователей, описавших состав и действие пороха. Известен жесткой критикой духовенства, отступавшего от христианских идеалов, за что даже заключался под стражу, но и там не прекратил работу. Представление Бэкона о могуществе и перспективах науки блестяще описал Умберто Эко в "Имени розы":

"Рогир Бэкон, наш чтимый наставник, учил, что в некий день промысел Господень обратится к механизмам, они же суть орудия природной священной магии. Тогда из природных средств создадутся орудия судоходства такие, коих силою корабль пойдет под водительством одного лишь человека, притом пуще нежели ходят под парусом или на веслах. Явятся и повозки “без тварей борзо влекомы нутряным напором такожде махины на воздусех плывущи ими же муж воссед правит дабы крыла рукотворны били бы воздух по образу летучих птах”. И малейшие орудия, способные подъять несметный груз, и колесницы, странствующие по дну морскому."

Немалый вклад в развитие физики сделал сорбоннский ученик Оккама Жан Буридан (1300-1358 годы), известный католический богослов и логик. Он разрабатывал теорию импетуса, импульса, передаваемого одному телу от другого и исчезающего под воздействием сопротивления внешней среды. Эта теория стала провозвестником понятия инерции в классической физике, отойдя от устаревшей физической теории Аристотеля.(42) Буридану также приписывается авторство парадокса буриданова осла. Хотя в его работах такой задачи не обнаружено, Буридан поднимал темы выбора и морального детерминизма.

Немалый вклад в науку внес уроженец Португалии Педру Жулиан (1210-1277 годы), известный также как Петр Испанский, ставший Папой под именем Иоанна XXI. Историки спорят о его биографии - неизвестно даже, учился ли он в Парижском университете или же в Монпелье - но сходятся в том, что он был человеком большой учености. В Сиенском университете он занимался медицинскими исследованиями. Ему приписывают авторство книги "Practica medicinae, quae thesaurus pauperum nuncupatur"(Медицинский практикум, именуемый сокровищем для бедных), в которой содержатся советы по фармакологии и контрацепции. Эти рекомендации по утверждениям современных исследователей весьма эффективны, и потому можно полагать, что в то время женщины обладали куда большими возможностями контроля над рождаемостью, чем это считалось ранее.(43)

Закончим же список знаменитых ученых, чья деятельность связана с церковью, упоминанием о итальянском францисканце Луке Пачоли (1445-1517 годы), крупнейшем европейском математике XV века. Его "Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalità" (Сумма арифметики, геометрии, отношений и пропорций), которая продолжала идеи "Книги абака" Леонардо Фибоначчи, содержит большое число алгебраических операций и геометрических задач. Пачоли ввел в употребление синкопированную запись - предшественницу современных алгебраических символов. В его труде содержится "Трактат о счетах и записях", последовательно излагавший правила двойной бухгалтерии. По этой причине Пачоли стали считать основоположником современного бухгалтерского учета, хотя он скорее скомпилировал и свел воедино приемы венецианских купцов, сделав их достоянием общественности, а не изобрел их сам.(44)

Весь этот список, весьма неполный, призван продемонстрировать, что отношение католической церкви к научному прогрессу далеко от негативного. Она дала Европе плеяду блестящих ученых, стоявших у основ развития современной науки. Церковь содействовала развитию образования, от начального до высшего. А церковные организации, в особенности монастыри, стали инициаторами важных технических усовершенствований. Потому можно с полным основанием утверждать, что христианство и связанные с ним организационные формы оказали позитивное влияние на развитие средневековой Западной Европы. А Средние века, вопреки устоявшимся представлениям, являются не эпохой технического и социального упадка, а временем поступательного прогресса, необходимым этапом на пути к современной цивилизации.

Конклюзия, сиречь заключение

Конечно, моя статья не вправе претендовать на полноту и является лишь кратким изложением темы. Но и такого изложения достаточно, чтобы понять значимость прогрессивной роли христианства и его религиозной организации в истории Европы. Распространенный взгляд на христианство как на средоточие мракобесия, противодействующее всякому просвещению, страдает примитивизмом политической агитации, не базируется на должных фактических основаниях и антиисторичен. Тиражируя подобные взгляды, атеисты сами отходят от научной истины и оказываются во власти идеологических предрассудков, не имеющих ничего общего с реальностью. Это не идет на пользу ни атеистическому движению, которое становится объектом вполне справедливой критики, ни просвещению людей, которое считается целью этого движения.
СНОСКИ

33. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 5, разд. "Кафедральная школа в Шартре
34. Sanjib Kumar Ghosh, "Human cadaveric dissection: a historical account from ancient Greece to the modern era", U.S. National Institutes of Health's National Library of Medicin
35. Фома Аквинский, "Сумма теологии", т. 1, вопрос 1 "Сущность и значение священного учения"
36. Т. Кун, "Структура научных революций", гл. XII
37. Ibidem
38. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 5
39. М. Суини, "Лекции по средневековой философии", лекция 21
40. Ibidem, лекция 20
41. Edward N. Zalta, "Stanford Encyclopedia of Philosophy", Robert Grosseteste
42. Olaf Pedersen, "Early physics and astronomy: a historical introduction", Force and motion in the Middle Ages, The impetus theory
43. John M. Riddle, "Contraception and Abortion from the Ancient World to the Renaissance"
44. А.И. Щетников, "Лука Пачоли и его трактат "О божественной пропорции"

история, история христианства, Церковь и общество, наука и религия, научный подход, наука и вера

Previous post Next post
Up