Что полезного дало христианство средневековой Европе? Взгляд атеиста. Часть 5

Apr 12, 2017 13:25



Автор: Сергей Ларионов

Западная церковь на передовой прогресса

Еще классик марксизма Карл Каутский отмечал выдающуюся роль средневековых монастырей в сохранении технических достижений античности. По его словам, монахи "не только спасли их в бурную эпоху переселения народов, но в некоторых отношениях усовершенствовали еще больше".(1) После упадка раннего Средневековья феодальное общество Западной Европы, несмотря на постоянные междоусобицы, перешло к активному экономическому и социальному развитию, проявившемуся, в частности, в росте численности населения. Постепенный переход от двуполья к трехполью, происходивший между IX и XIV веками, привел к более интенсивному использованию земель. Появились более современные плуги, позволившие распахивать тяжелые глинистые почвы северных регионов Европы, с XII века распространилась борона.(2)

Что еще важнее, начиная с XII века широкое распространение в Европе получает хомут. Если античная упряжь, сжимавшая грудь животного, затрудняла его дыхание и ослабляла тягловую силу, то новая была лишена этого недостатка.(3) После этого лошади начали теснить волов в сельском хозяйстве, так как, будучи не столь сильными, превосходили их в скорости и выносливости, давая вполовину большую тягу.(4)

Монастыри сыграли немалую роль в техническом прогресс сельского хозяйства. По словам Гизо монахи были "главными агрономами Европы; в значительной степени именно они окультурили ее почвы, соединяя сельское хозяйство с проповедничеством".(5) Монастыри широко распространили культуру винограда и виноделие, пришедшую в период благоприятного климата даже в Шотландию; монахи завезли в Швецию культуру ржи, в Парме ввели сыроделие, а в Ирландии разведение лосося. Монастырские хозяйства широко применяли орошение и одними из первых стали целенаправленно улучшать породы скота.(6)


Большую роль играли монахи в мероприятиях по улучшению земель, осушению болот и культивации лесов. Так, в торфяниках восточной Англии именно монастыри организовали строительство крестьянами водоотводных сооружений, позволивших эффективно эксплуатировать ранее заболоченные местности, и устроили насаждение ценных пород деревьев.(7) Цистерианские монастыри (ответвление ордена Бенедикта) французской Шампани оказались в числе первых в Европе, кто применил искусственные удобрения. Они получались из отходов монастырского металлургического производства, которые в изобилии содержали фосфаты.(8)

Монастыри цистерианцев славились не только агрокультурой, но и образцово поставленными ремеслами. Известный французский медиевист Жорж Дюби писал, что они "оказались на переднем крае всех технических нововведений, среди пионеров этого века прогрессивных завоеваний".(9) В Фонтене, французской обители цистерианцев, монахи одни из первых в Европе стали использовать силу воды для движения нескольких молотов(10), а в Йоркшире они провели в монастыре водопровод и изобрели водопроводный кран.(11)



Кроме утилитарных усовершенствований монахи и деятели церкви прославились как создатели диковинных вещей и приспособлений, не нашедших применения в их время, и получивших распространение много позднее. Так, одним из пионеров аэронавтики был английский бенедиктинец Эйлмер Малсмберийский, на рубеже XI-XII веков создавший прототип планера в форме птичьих крыльев. Так как научная аэродинамика в то время отсутствовала и монах не знал о необходимости хвоста для подобных устройств, полет окончился неудачно, но стал одной из первых попыток такого рода. Вот как описывает эти события другой обитатель монастыря, живший несколько позже и написавший книгу "Деяния английских королей" (De Gestis Regum Anglorum):

"Он был человеком, умудрённым опытом в то время, в почтенном возрасте, но в юности он совершил рискованный исключительно смелый поступок. Он определённым образом, едва ли я знаю как, закрепил крылья к своим рукам и ногам таким образом, что приняв миф за истину, он мог бы летать подобно Дедалу, и, используя бриз, спрыгнув с крыши башни, он пролетел больше фарлонга [201 м]. Но не справившись с силою ветра и движением воздуха, понимая опрометчивость его поступка, он упал, сломав обе свои ноги и стал хромым после этого."(12)


Несколько забегая за хронологические пределы статьи, упомяну и о жившем в XVII веке итальянском священнике-иезуите Терци де Лана. Будучи математиком и естествоиспытателем, он внес большой вклад в теорию воздухоплавания, создав проект вакуумного воздушного судна, хотя и нереализуемого в тогдашних условиях. Он также создал шрифт для слепых, состоявший не из целых букв, а из черточек, став тем предшественником современного шрифта Брайля, где применяются уже точки.(13) Жак Вербист (1623-1688 годы), другой живший в это время иезуит, будучи миссионером в Китае, не только познакомил китайцев с достижениями современной европейской астрономии, но и создал для императора игрушечный паровой автомобиль. Он считается первой самоходной паровой машиной.(15)

Существующий в обыденном сознании образ Средневековья как эпохи технического упадка далек от действительности и является чрезмерным упрощением. Несомненно, численность городского населения в средневековой Европе уменьшилась по сравнению с эпохой античности, но не следует делать из упадка города Рима слишком далеко идущих выводов.


Если в Римской империи энергия воды (римляне первыми стали использовать вертикальное водяное колесо) применялась лишь для помола зерна в небольшом числе городов, а ветряные мельницы были и вовсе неизвестны, то в Средние века ситуация качественно изменилась. XII-XIII века можно назвать технической революцией, в это время по городам и деревням распространяются сотни и тысячи водяных мельниц (в том числе и более эффективных верхнебойных), используемых не только для помола муки, но и при валянии сукна, дублении кожи, дроблении руды; вода нагнетала кузнечные меха и приводила в движение кузнечные молоты, откачивала воду из шахт и двигала пилы механических лесопилок.(15) Позднее, уже в XVI веке, водяные колеса стали использовать и для городского водоснабжения. Ко времени Промышленной революции в Европе насчитывалось около полумиллиона водяных колес, общая мощность которых составляла 1,5-3 миллиона лошадиных сил.(16)


Примерно в XII веке из Испании приходит ветряная мельница. Более сложная и дорогая, она прижилась в регионах с устойчивыми ветрами. Уже в позднее Средневековье, начиная с XV века, голландцы будут их использовать для осушения приморских земель, поставив энергию ветра на службу инженерии, отвоевавшей у океана большую часть земель нынешних Нидерландов.(17)

Благодаря масштабному строительству замков и каменных соборов получают распространение механические подъемные устройства, работающие по принципу беличьего колеса, приводимого в движение человеком. Впрочем, по принципу действия они не отличаются от античных. Постепенно такие подъемники начинают применяться и в крупных торговых портах. Примерно в XIII веке изобретают первый домкрат.(18)



Соборное строительство не только подтолкнуло развитие строительной техники. Каменные соборы стали выдающимися творениями архитектурного гения и вместилищем ценнейших произведений искусства. Для готических соборов, возводившихся с XII века, характерно стремление ввысь, узкие стрельчатые окна и высокие башни. Такие сооружения строились десятилетиями, а иногда, как собор города Линкольна (высочайшее сооружение мира на момент возведения, достигавшее 160 метров) и больше столетия, с 1185 по 1311 годы. Помимо поражающих воображение габаритов готические соборы отличаются великолепным убранством, витражами и устройством освещения.



Изнутри церкви украшали великолепными фресками. Стены Сикстинской капеллы в Риме, где собирается избирающий Папу конклав, в конце XV века расписывал Боттичелли, а в начале XVI века его свод покрыл фресками Микеланджело. С XVI века, на исходе Средневековья, в южной части Европы получает распространение новый, более роскошный архитектурный стиль - барокко. Среди самых известных сооружений этого стиля грандиозный собор Святого Петра в Риме, одно из крупнейших культовых сооружений мира. В длину оно составляет 212 метров и может вместить порядка 40 тысяч человек.



Западная церковь и средневековое просвещение

Средневековые соборы были не только средоточием искусства той эпохи, но и важными центрами просвещения. Как вы помните, еще вначале мы касались образования в первый период Средневековья. Во времена Каролингского возрождения большая часть школ и библиотек находились при монастырях. Но они предполагали определенную замкнутость от массы народа, часто располагаясь в малонаселенных местах. Соборные школы, напротив, размещались в развивающихся торгово-ремесленных городах, которые стали особенно активно расти с XII века.(19)

Церковные и монастырские школы разделялись на внутренние и внешние. В первых обучались лица, принятые в число монахов или клира, а во вторых светские лица, способные к учебе. Как правило, учение было бесплатным, труд учителей оплачивался за счет церковных бенефиций. Но жили ученики внешних школ за свой счет, тогда как монахи и клирики обеспечивались церковью.(20) Преподавание велось на латыни, международном языке тогдашней Европы. Еще с эпохи раннего Средневековья сложилась система обучения семи свободным искусствам, ставшая нормой для образовательных учреждений той эпохи. В начальную ступень, тривиум, входила грамматика, диалектика (логика) и риторика. Высшая ступень, квадриум, включала в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В низшей школе преподавались дисциплины тривиума (оттого она называлась тривиальной), а также начала геометрии, арифметики и географии. Риторика в такой школе ограничивалась обучением искусству грамотно составлять письменные документы. Преподавание не всегда подразумевало только зазубривание. Автор трактата XIII века "О школьной науке" советовал критически оценивать и обсуждать школьный материал.(21)


Высшие школы, ставшие впоследствии базой для создания университетов, обучали всем семи свободным искусствам. Некоторые из них привлекали выдающихся интеллектуалов. Среди руководителей этих школ были очень образованные личности. Так, соборной школой в Реймсе управлял Герберт Орильякский, будущий папа Сильвестр II (946-1003 годы). Человек большой учености, он восстановил в Европе использование счетной доски-абака, усовершенствованной им на основе арабской десятичной системы счисления, ввел в практику астрономических наблюдений забытую ранее в Западной Европе армиллярную (небесную) сферу и астролябию.

Ученик Герберта Фульберт Шартрский (980-1028 годы), известный ученый и поэт, создавший сотни литургических стихотворений и несколько песнопений, стал руководителем соборной школы в городе Шартре близ Парижа. Среди учеников этой школы известен философ Вильгельм Конхезий (1080-1154 годы), один из сторонников концепции натурализма. Согласно этому учению мир был создан Богом, но в дальнейшем развивался по законам, которые можно исследовать. Распространение такой позиции создавало лучшие условия для развития естественных наук. Вильгельм жестко критиковал тех, кто отрицал возможность научного познания мира:

"Они не ведают ничего о силах природы и желают видеть всех такими же невеждами, поэтому им не хочется, чтобы силы природы изучали другие, а хочется, чтобы мы верили, подобно смердам, и не выясняли [естественных] причин [вещей]. Мы же говорим, что нужно всегда искать причины... Но такие люди... когда узнают, что человек занимается исследованиями, говорят: он еретик."(22)

Аналогичных взглядов придерживался другой ученик Шартрской школы, Тьерри. Он считал, что земной мир и небесные тела подчиняются единым законам, что было революционным мнением, расходившимся с общепринятой концепции Аристотеля.(23) Такое объединение мира земного и небесного подготовило почву для развития научной астрономии.

Самые продвинутые соборные и светские городские школы в дальнейшем стали университетами. В Средние века так именовали объединения преподавателей и студентов, которым давались особые права и привилегии. Первоначально университеты не имели особых помещений, лекции проводились на частных квартирах или даже под открытым небом. Первые университеты появились на базе Болонской и Парижской школ. Болонья славилась развитием правоведения. Точная дата основания университета неизвестна, и потому условно за нее принимается 1088 год, когда в городе стал преподавать известный правовед Ирнерий. В 1158 году университет получил ряд привилегий по хартии императора Фридриха Барбароссы - судить студентов могли только профессора или епископ, и они могли путешествовать под защитой авторитета императора, что было немаловажно в то беспокойное время. Позднее, в 1253 году, привилегии университета подтвердил Папа. В отличие от других, Болонский университет был самоуправляющейся корпорацией студентов, которые выбирали себе профессоров и устанавливали им жалование. Впрочем, в дальнейшем профессора тоже вошли в университетскую корпорации и стали в значительной степени независимы от студентов, поскольку город учредил постоянные кафедры, где преподаватели оплачивались из казны. Популярность университета была столь высока, что в XIII веке численность его слушателей достигала десяти тысяч человек.(24)

Парижский университет, выросший из городских епископальных школ, отличался высоким уровнем преподавания богословия. Он был корпорацией профессоров, состоявшей из четырех факультетов - теологии, медицины, права и свободных искусств. Впервые права университета утвердил король Филипп II, освободивший его представителей от юрисдикции городских властей и передавший под суд епископа. Особой вехой в развитии университета стала папская булла Parens Seientiarum 1231 года, которая давала ему независимость от решений всех местных властей, как светских, так и духовных, устанавливала порядок университетского самоуправления.

Папская власть активно участвовала в учреждении университетских корпораций по всей Европе. Всего в Европе к началу Реформации известен 81 университет, из числа которых 33 были созданы папскими буллами, а 20 получили вместе с буллой и хартии от светских властей.(25) Учебный процесс был организован ступенчато. На первом этапе студенты изучали тривиум и квадриум свободных искусств, отчего их называли артистами. Обучение предусматривало комментирование авторитетных текстов, их обсуждение и диспуты, в ходе которых одни студенты готовили аргументы в поддержку обсуждаемых тезисов, а другие их опровергали. После усвоения курса искусств учащийся держал экзамен на степень бакалавра. Как правило, получение степени занимало 4-5 лет, после чего можно было продолжить обучение, получив особую лицензию - таких учащихся называли лиценциатами. Эту лицензию, которая требовалась для преподавания в университете и попадания в церковную и гражданскую бюрократию, можно было получить, прослушав курсы по большому корпусу античной и современной научной литературы. Для получения статуса магистра требовалось прослушать еще более внушительный курс, после чего человек становился полноправным членом университетской корпорации.(26)

Университеты пользовались большой академической свободой и были центрами научной мысли, хотя встречались и отступления от принципа свободомыслия. Самым известным из них является список 219 тезисов, запрещенных парижским епископом к преподаванию профессорами Сорбонны. Этот документ, получивший название Осуждения 1277 года, запрещал публичное изложение тех идей Аристотеля, которые противоречили церковному вероучению.(27)

Вопреки мнению о Средневековье как об обществе непроницаемых сословных перегородок, система образования могла быть важным социальным лифтом для человека низкого статуса. Этому способствовала система коллегий, создаваемых для проживания бедных учащихся и получивших впоследствии название колледжей. Первый такой колледж был создан при Людовике IX в XIII веке в Париже. Но особое распространение система колледжей получила в Англии, где они обрели статус самоуправляющихся единиц.(28)

Ярким примером выходца из низов, сделавшего головокружительную карьеру благодаря образованию, является Генри Чичел. Он был сыном йомена (свободного крестьянина) Томаса Чичела, вероятно, довольно богатого, так как женой Томаса была дочь дворянина. Пройдя курс обучения в Винчестерском колледже, он поступил в Новый колледж Оксфордского университета, получив там степень бакалавра права в 1390 году и статус доктора юриспруденции в 1396. После этого он стал каноником, перемещаясь с одной должности на другую, попав на пост канцлера и архидьякона собора Солсбери к 1403 году. После этого он по поручению короля отправился с дипломатической миссией к Папе, а в 1414 году его представили на высшую церковную должность страны и он стал архиепископом Кентерберийским. Чичел известен как основатель Колледжа Всех Душ в Оксфорде и учредитель фонда помощи бедным студентам, известного как Сундук Чичела (Chichele's Chest).(29)

Особо следует отметить вклад в педагогику со стороны иезуитов - ордена, сформированного на стыке Средневековья и Нового времени в 1540 году для поддержания авторитета католической церкви в условиях наступающей Реформации. Сразу после основания орден приступил к строительству множества школ, колледжей и семинарий. В течение нескольких лет иезуиты создали порядка 30 школ в Священной Римской империи. В 1551 году был открыт колледж в Вене, в 1552 в Риме, в 1662 году в Париже, а к концу столетия в Европе насчитывалось около двух сотен образовательных учреждений под патронажем иезуитского ордена. Иезуиты не ограничивали себя пределами Европы, основав в 1585 году школу в Макао. К моменту запрета ордена в 1773 году он создал порядка 800 образовательных учреждений по всему миру.(30)

Система обучения в орденских школах, часто работавших как интернаты, была очень прогрессивной для того времени. Преподавательский состав в них подготавливался на систематической основе. Действовала классно-урочная система, в которой обучение велось от легкого материала к сложному, а успехи учеников своевременно отмечались; учебный материал постоянно повторялся и закреплялся. Наряду с семью свободными искусствами в иезуитских школах обучали географии, истории, литературе. Учащиеся получали навыки светского поведения, в школах большое внимание уделяли физическому воспитанию. Обучение было бесплатным, для поступления в школу требовался базовый уровень знания латыни. Иезуиты не подвергали учеников телесным наказаниям, что было большой редкостью для образования того времени.(31) Неудивительно, что орденские школы и колледжи были престижными учебными заведениями, а в ряде стран они сохранили свою популярность и по сей день.

Позже, с развитием колониального движения, иезуиты внесли большой вклад и в развитие образования туземных народов, куда они направляли свои миссии. Так, на землях современного Парагвая они основали множество поселений-редукций, где обращение с индейцами было на редкость гуманным. Орден разработал для индейцев особую письменность и учредил школы, где туземцы обучались чтению и письму на родном языке, начаткам католической веры, а самые способные - латыни.(32)

ОКОНЧАНИЕ 5-й ЧАСТИ
СНОСКИ


  1. К. Каутский, "Происхождение христианства", отдел IV, гл. 5, разд.5
  2. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", гл VII
  3. Ibidem
  4. Pita Kelekna, "From Han China to the Industrial Era"
  5. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 3, разд. "Практические искусства"
  6. Ibidem
  7. Ibidem. См. также Камиль Галеев, "Теория гидравлического государства К. Виттфогеля и ее современная критика" со ссылкой на статью Дункан Сайер "Medieval waterways and hydraulic economics: monasteries, towns and the East Anglian fen"
  8. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", Гл. 3 Разд. "Монахи как технические советники"
  9. Жорж Дюби, "Европа в Средние века", гл. "Бог есть свет"
  10. Сайт аббатства Фонтене, рассказывающий о его истории и реконструкции как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО
  11. Paradoxplace.com
  12. William of Malmesbury, "Gesta regum Anglorum / The history of the English kings"
  13. Е. Шиховцев, "Вакуумный аэроплан Артюра де Боссэ", Вставная глава "Жизнь Франческо Терци де Лана"
  14. "1679-1681 R P Verbiest's Steam Chariot". History of the Automobile: origin to 1900
  15. Фернан Бродель, "Материальная цивилизация, экономика и капитализм", т. 1, гл. 5, разд. "Водяные двигатели, ветряные двигатели" См. также Терри С. Рейнолдс, "Средневековые корни промышленной революции"
  16. Ibidem
  17. Ibidem
  18. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", гл VII
  19. Жорж Дюби, "Европа в Средние века", гл. "Бог есть свет"
  20. Филиппов Б., Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв.", разд. Х
  21. Ibidem
  22. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 5, разд. "Кафедральная школа в Шартре"
  23. Ibidem
  24. Филиппов Б., Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв.", разд. Х
  25. Т. Вудс, "Как католическая церковь создала Западную цивилизацию", гл. 4
  26. Ibidem
  27. Ibidem, гл. 5, разд. "Кафедральная школа в Шартре"
  28. Филиппов Б., Ястребицкая А. "Европейский мир Х-ХV вв.", разд. Х
  29. "Historical Dictionary of Late Medieval England, 1272-1485", Chichele, Henry, Archbishop of Canterbury
  30. John W.O'Malley, "How the First Jesuits Became Involved in Education"
  31. В. Смирнов, И. Южанинова "История образования и педагогической мысли", ч. 1, § 6. "Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания" См. также лекцию А. Серегиной "Реформация: рождение современной Европы" на 41 минуте
  32. В.В. Святловский, "Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст.", гл VI


история, история христианства, Церковь и общество, наука и религия, научный подход, наука и вера

Previous post Next post
Up