Фестивали "За жизнь" - не православие, а нью эйдж (окончание)

Feb 27, 2017 11:18




( начало записи)

Еще один характерный пример. На "научном" (на самом деле - псевдонаучном) симпозиуме о начале жизни, проходившем в рамках фестиваля "За жизнь" 2015 года, в качестве одной из "звезд" и почетного гостя из Израиля выступал с докладом на пленарном заседании представитель так называемой "перинатальной психологии"  - Григорий Брехман.

Следует отметить, что " перинатальная психология" - это весьма сомнительное с научной точки зрения направление. В частности, например, в США оно критикуется академическими психологами за смешение с квазинаучными воззрениями в духе ньюйдж (например идеями Станислава Грофа), причем в определенной мере близкими к сайентологии.


Действительно, в своем докладе Брехман  устроил пропаганду  лженаучным идеям неошаманиста Станислава Грофа (о его идеях и практиках далее). Вот кадр из видео с докладом Брехмана, где он восхваляет Грофа.



И текст этого доклада  потом без критики частично опубликовали на "Русской народной линии".

Для того, чтобы поразить воображение гостей, особенно иностранных, организаторы  привезли на эту конференцию  даже живого  "русского медведя" в наморднике.



Их усилия по рекламе проекта не остались без результата. Данная конференция не прошла не замеченной со стороны СМИ, у которых псевдонаучный характер мероприятия предсказуемо вызвал резкие насмешки, причем,  в том числе,  это было использовано как повод для насмешек "светских" СМИ и в адрес Церкви. Ведь для участия в конференции организаторы смогли пригласить и ряд известных священников, пользуясь их неосведомленностью о сути мероприятия.

*******

Что касается собственно деятельности вышеупомянутого Станислава Грофа, то в статье на известном американском портале "Словарь скептика", где критически рассмотрены различные направления ньюэйджевской псевдонауки,  Гроф упоминается вместе с другими  оккультистами, относящимися к  последователям течения под названием "Новое мышление" ("New Thought" ). Они считают, что люди могут менять окружающую реальность, излечивать психические и физические болезни (включая самые тяжелые) "силой мысли" и т.п.

Также для них характерно использование различных приемов погружения человека в патологическое состояние "измененного сознания" и спекулирование на терминах и понятиях квантовой физики. Эти понятия  (например "квантово-волновой дуализм" и др.) они наполняют своим, антинаучным и эзотерическим содержанием, не имеющим ничего общего с  первоначальным смыслом и происхождением данных научных терминов. Это сближает указанных эзотериков с направлением нью эйдж, получившим на Западе наименование "квантового мистицизма"

С другой стороны, "квантовый мистицизм" не следует смешивать с научными направлениями, в которых рассматриваются не эзотерические, а научные гипотезыо возможности применения квантовой физики в биологии, в частности, для выяснения молекулярных механизмов работы мозга. Здесь речь идет о выяснении тонких молекулярных механизмов нервных процессов, молекулярных механизмов памяти, познавательной деятельности мозга и т.п. К лженаучным оккультным идеям Грофа и его последователей это научное направление отношения не имеет.

*******

Много информации с критическим анализом идей и практической деятельности Станислава Грофа собрано также на известном англоязычном сайте "Гражданская инициатива". Данный портал создан независимым философом  и публицистом из Великобритании Кевином Шепардом. В частности, из представленных там хорошо документированных материалов следует, что Станислав Гроф тесно связан с коррумпированными кругами, которые стремятся легализовать употребление "легких наркотиков" типа экстази, а в перспективе - снова легализовать тяжелые, ныне запрещенные, типа ЛСД.

Когда ЛСД повсеместно попали под запрет, Гроф изобрел немедикаментозный способ введения человека в состояние измененного сознания, аналогичное наркотическому отравлению. Это было названо "холотропным дыханием". Он и его последователи утверждают, что этот метод якобы  излечивает от "психических кризисов" и т.п., хотя на самом деле он только создает кризисы. Никаких серьезных клинических испытаний подтверждающих полезность этого метода нет.

Бред и галлюцинации людей, введенных Грофом в состояние наркотического отравления или патологического состояния измененного состояния при "холотропном дыхании",   Гроф стал рассматривать как источник "глубинных" познаний о "тайнах" человеческой психики, выводя из них фантастические представления о "перинатальной памяти",  "травмах рождения", "перинатальных матрицах" и прочих ужасах  квазинаучной  "трансперсональной психологии".

Якобы  эти предполагаемые Грофом феномены способны определять всю человеческую жизнь, хотя  их существование никогда не было подтверждено научными исследованиями. Также одурманивание сознания человека химическими наркотиками или "холотропным дыханием" Гроф рассматривает как некий "трансперсональный" опыт, позволяющий "выход за пределы личности", "соединение с "тонкими мирами", "воспоминания о прошлых воплощениях" и т.п.

Весь этот созданный Грофом оккультно-ньюэйджевский коктейль называют "трансперсональной психологией". Однако несмотря на включение в этот термин слова "психология", от науки это типично ньюэйджевское направление отстоит крайне далеко. Недаром в США Ассоциация трансперсональной психологии существует независимо от Американской психологической ассоциации (АПА) и вообще не признана последней в качестве научной структуры. Также не удивительно, что АПА не признает и саму трансперсональную психологию в качестве науки.

Гроф сначала испытывал свои методы "лечения" (путем введения человека в состояние измененного сознания) на членах известного ньюэйджевского поселения в Англии, а потом вынужден был оттуда бежать в США. Есть свидетельства, что эта иммиграция была связана с накопившимися случаями вреда здоровью от "холотропной терапии" в этом поселении. В настоящее время есть данные, что интенсивное частое дыхание (применяемое в "холотропном" методе Грофа) не проходит бесследно для мозговых структур и может приводить к нарушениям в мозговом кровообращении. Кроме того "холотропное дыхание" может приводить к развитию зависимости по типу наркотической,  что в последующем провоцирует потребление более сильных химических наркотиков. Затягивание людей в идеи и практики Грофа чревато превращением их в ментальных и духовных инвалидов.

В США, после короткого периода работы по изучению психоделиков в научном институте, Гроф полностью ушел в область альтернативной  (псевдонаучной) психотерапии, где его идеи и методы были раскручены как большой бизнес трансперсональной психологии. В настоящее время он числится профессором в Калифорнийском институте интегративных исследований - частном заведении, связанном с  "эзотерикой". При этом в своих книгах он продолжает наряду с "холотропным дыханием" восхвалять наркотики,   фактически лоббируя интересы наркотической мафии.

В общем, как можно понять из представленных на английском сайте Кевина Шепарта материалов, распространение и популяризация идей и практик Грофа, создание ему рекламы, как "большому ученому" (хотя он давно не ученый, а - шаманист нью эйдж) - это создание фона для удобного распространения наркотиков, внедрения "наркотической субкультуры" и максимального расширения её поля, превращения в массовое явление.

Причем отмечается, что это лобби очень эффективно давит критику в свой адрес. Даже в Википедии они следят, чтобы никакая критическая информация не проникала и сразу вычищают такую информацию, если замечают.

Вместе с тем, Гроф давно уже активно осваивает российский рынок. Например, в этой статье 2001 года в Коммерсанте, Гроф, приехав в Россию, рекламировал наркотики (что полностью соответствует характеристике деятельности Грофа, представленной на указанном выше английском сайте) и не скрывал, что собирается здесь продвигать  трансперсональную психологию и т.п. С тех пор появилось огромное число «психонавтов», в том числе и в России, которые увлекаются путешествиями в абсурдные миры собственных галлюцинаций. В этом легко убедиться, набрав в поиске Яндекса ключевые слова: холотропное дыхание,  тренинги,  холонавты и т.п. Идеи Грофа продвигаются в России и некоторыми ангажированными ими лицами  в рамках так называемой "перинатальной психологии", в том числе на фестивалях "За Жизнь".

*******

Дополнительную информацию о псевдонаучных концепциях и практиках Станислава Грофа и их оценке с точки зрения  академической (научной) психологии в России и  Православия можно получить из приведенных ниже ссылок:

1) Сергей Степанов. Услада слабых и пресыщенных. Миры и мифы трансперсональной психологии. Журнал «Школьный психолог». №39, 2001.

Автор - известный психолог, доцент МГППУ, автор многих книг по различным проблемам психологии. В статье подчеркивается, что концепции Грофа - это  "фэнтэзи от науки", ибо "науки в них просто нет", а практики представляют собой опасные для психического и физического здоровья эксперименты над людьми.

ЦИТАТА:

"Несмотря на активную рекламу холотропного дыхания, у Грофа частенько встречаются ностальгические нотки по отношению к ЛСД. Кстати, с его последователями нередко происходит вполне предсказуемая метаморфоза. Познакомившись с измененным состоянием сознания, вызванным холотропным дыханием, люди начинают стремиться к чему-то поострее (ситуация, до боли знакомая наркологам). Они находят всевозможные стимуляторы - от "экстази" до вполне доступного (пускай и нелегально) ЛСД - и экспериментируют уже с ними. А там происходит "сдвиг мотива на цель" - человек попадает в наркологическую зависимость…

Однако вернемся к теоретическим построениям Грофа… В котле грофовского мировоззрения варятся кундалини-йога, даосизм, суфизм, шаманизм, сомнительные школы современных гуру, даже дианетика Р. Хаббарда… Конечно, нельзя строить генеалогию трансперсональной психологии от шаманизма и языческих бдений, хотя определенная аналогия прослеживается довольно явно… Древнего дикаря реальность обескураживала и пугала. Нашего современника она вгоняет в уныние. Первого успокаивал шаман, не стеснявшийся своего звания, второго - шаман, предпочитающий звание психолога...

Как известно, к этому жанру чаще всего обращаются две категории читателей - не способные к серьезному чтению в силу слабости ума и пресыщенные, ищущие увлекательной забавы для ума утомленного и разочарованного. А человек трезвый и здравомыслящий, вероятно, предпочтет держаться в равном удалении от этих крайностей".

2) Иеромонах Максим (Попов). Холотропное дыхание - практика поражения души и сознания человека. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 52, 2008.

ЦИТАТА:

"... На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим...

Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим 4:3-4).

... Метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание".

*******

В этой связи может представлять интерес недавно состоявшаяся открытая полемика в фейсбуке (потом получившая продолжение Вконтакте) при участии Владимира Потихи (в публикациях на тему фестивалей "За жизнь"его неоднократно называли главным идеологом данных мероприятий). Как оказалось, "главный идеолог"  этих фестивалей сам подтверждает, что является человеком, глубоко вовлеченным в нью эйдж. Например, он настойчиво объявляет Станислава Грофа - "ученым с мировым именем", отвергая авторитет и православных авторов, и научных психологов, выступающих с критикой этого гуру  от лженауки  и нью эйдж (одна из участниц полемики  пыталась убедить Потиху, давая ссылки на такие публикации).



В настоящее  время комментарии из ленты обсуждения в фейсбуке удалены.

С той же непреклонностью Потиха объявляет клеветой доказанные утверждения об антинаучном характере сочинений Петра Гаряева, посвященных так называемой "волновой генетике".

Лженаучный  характер "волновой генетики" (изложенной в монографии Гаряева "Волновой геном") был неоднократно разоблачен, например, в бюллетенях Комиссии по борьбе с лженаукой при Российской академии наук, в частности, в замечательной статье "Неолысенковщина в российской биологии" выдающегося российского генетика и эмбриолога Л.И. Корочкина (1935 - 2006). Будучи глубоко верующим православным человеком, Л.И. Корочкин в своей статье затрагивает и философско-религиозный аспект проблемы: "Недавно вышли в свет две книги Гаряева "Волновой геном" и "Волновая генетика", в которых излагаются взгляды, отрицающие современную генетику и сводящие процессы наследования к действию неких "биоволн", с помощью которых можно превращать кукурузу в пшеницу, а дыню в огурцы. На самом деле в названных произведениях ни о какой генетике речи не идет. Генетика - наука точная, она изучает, как гены детерминируют развитие определенных признаков, она может точно указать, от каких конкретных генов зависит формирование того или иного признака и где эти гены расположены, и как они устроены. <...> В рассуждениях Гаряева генетики нет - ни обычной, ни «волновой», поскольку никаких конкретных сведений о генах в ней не содержится. <…> Хочу особо заметить, что неолысенковщина имеет определённую философскую подоплёку в виде различного рода теософских течений, растущих в нашей стране, как грибы после дождя. <…> Одной из зачинательниц этого движения была именно Елена Блаватская. Согласно её учению...  человечество оказывается простой игрушкой в руках бесчисленных иерархов и мистических сил космоса... только и думающих о том, как сконцентрировать некую таинственную энергию (сравнимую с "биополями" наших доморощенных сотрудников "института квантовой генетики" - фальшивый "институт" Гаряева - прим. Ю.М.), чтобы установить на Земле идеальный, с их точки зрения, порядок". Я не буду комментировать эти цитаты, приведу лишь мнение живущего за рубежом российского мыслителя А. Позова: "Когда адепты индо-буддизма, махатмы, пандиты, буддийские архаты и тибетские йоги удовлетворяются этой бытийно-небытийной абракадаброй, то в этом нет ничего удивительного. Другого у них ничего нет. Удивительно, когда европеец, знакомый с логикой и диалектикой Сократа-Аристотеля со школьной скамьи, читает, говорит и пишет об этой "Высшей мудрости", захлебываясь от восторга" (Корочкин Л.И. Основы древнецерковной антропологии. Мадрид, 1966. Т. 2. С. 35).

Можно только сожалеть, что Потиха, вместо того, чтобы прислушаться к предупреждениям выдающегося российского генетика и эмбриолога, опрометчиво отнес его замечательную статью к разряду "мусорной журналистской полемики". При этом Потиха так увлекся апологетикой  лженаучных идей  Гаряева, что не разобравшись в сути дела ошибочно причислил к числу его последователей  ученых, изучающих слабые излучения в биологических системах, хотя эти исследователи никакого отношения к гаряевщине не имеют. А также приравнял разоблачения шарлатанского характера деятельности Гаряева (который еще претендует и на роль "целителя") со стороны научного сообщества -  к  обвинениям инквизицией  Галилея и трагической судьбе генетика Вавилова в сталинский период. Такое возмутительное сравнение не только искажает историческую правду, но  и наносят оскорбление памяти Вавилова, который во многом был жертвой разгула лженауки в известный период истории СССР.

*******

Также не только в этой полемике, но и ранее, Потиха уже не раз позиционировал себя как упорный сторонник ньюэйджевского движения «естественного родительства» с его атрибутом - домашними родами. Соответственно, на этих фестивалях среди докладчиков можно видеть "миссионеров" нью эйдж, пропагандистов оккультиста Грофа  и т.п., выступающих , в унисон с воззрениями "главного идеолога". Причем вышеупомянутый Григорий Брехман в своем докладе на фестивале 2015 года пропагандировал не только идеи Грофа, но и пресловутую "волновую генетику" (измышление шарлатана П. Гаряева).



С помощью эзотерической волновой генетики Брехман пытался обосновать страшилки о якобы тяжелых "психических нарушениях", "криминальных наклонностях" и т.п. у детей, рожденных от "нежеланных беременностей". Не удивительно, что для демонизации детей, рожденных от  "нежеланных беременностей", Брехман прибегал к лженауке, потому что из настоящей науки ничего такого вывести не получится. Таким образом создавалась абсурдная ситуация: на конференции, в качестве главной цели которой вроде бы декларировалась "защита жизни нерожденных детей", фактически возводилась псевдонаучная база (с привлечением оккультизма) для поддержки  абортов по желанию женщины.

Следует также иметь в виду, что ядро АНО "Фестиваль ЗА ЖИЗНЬ" (Сергей Чесноков, Олег Фомин, Владимир Потиха, до 2013 года включительно в эту группу входил также Юрий Горский) связано с  ответвлением движения Александра Дугина, а именно -  Евразийским союзом молодежи (ЕСМ), который основан на откровенно фашистской идеологии.

Источник: блог автора

Продолжение темы: Фестивали "За жизнь": не православие, а евразийство

Также по теме:
Почему пролайф не работает
Статистика абортов
О запрете абортов
Основы православной контрацепции

эзотерика, пролайф, аборты, псевдоправославие, наука и вера

Previous post Next post
Up