Про установки и привычки. Рисование на стенах и в других не положенных местах.

Apr 18, 2012 11:31

Неоднократно слышала призывы к родителям с появлением ребенка смириться с...
Ну там большой список, от "недосыпать-недоедать" и "ваша фигура никогда не станет прежней", до "ребенок непременно изрисует вам обои и мебель".
Меня эти списки всегда коробили.
Ну откуда взялась эта святая убежденность, что каждый из семи миллиардов людей на планете, непременно рисовал на обоях и мебели!?
Я большой любитель статистики, как науки, и от этого свято верю хотя бы в миллиардное исключение. А еще, несмотря на мою искреннюю веру в ДНК и генетику, я все-таки не снимаю ответственности с плеч психологии и воспитания.
Нет гена отвечающего за рисование на обоях. Я хоть и не доктор, но в этом убеждена совершенно точно! А значит какие есть причины рисовать в неположенных местах? Только одна - разрешили или не объяснили.

Снова примеры из жизни.

Три ребенка. Мой Слава, девочка 3 лет и мальчик 1,5 лет:

Слава

Когда я еще была беременна мы делали ремонт в новой квартире. Вложились по-полной. Три года мороки, тщательного выбора материалов, дизайн, все дела. И подходя к концу ремонта мы с Мишей четко знали, что здесь, на территории этой квартиры никто и никогда не должен рисовать на белых кожаных креслах, декоративной штукатурке или даже на красящихся обоях в детской.
Ребенок вообще должен рисовать только в строго отведенных для этого местах: в альбомах, на бумаге, досках для рисования и прочих предназначенных под это поверхностях.
Когда Слава родился мы начали воспитывать его в этом ключе.
На рисование в не положенных местах у нас было табу и "нельзя". При этом запрета на рисование небыло.
Мы показывали где рисовать можно, как правильно пользоваться мелками, восковыми карандашами, ручками и фломастерами.
В итоге Славе 2,5 года и он ни разу не изрисовал мебель или стены в трех квартирах, где жил.
При этом, мелки, ручки и карандаши хранятся в зоне доступа ребенка, они буквально ему доступны 24/7, как доска, альбомы и мел. То есть в любой момент он может подойти, взять их и начать рисовать, никто не бдит над ним коршуном 24 часа...



Славин рабочий стол, прошу обратить внимание на стены (ни одного рисунка) и коробку с краской, мелками и карандашами - это всё лежит там круглосуточно, никуда не убирается, как и альбомы.
Девочка 3,5 года

Дочь моей подруги уже успела разукрасить весь диван в гостинной, две стены в детской и холодильник в гостя у бабушки.
Стоит ребенку увидеть карандаши, как он прячет их до более подходящего момента и в этот самый момент непременно изобразит что-то высокохудожественное в не положеном месте.



В белой коробке на окне дополнительные 3 набора мела и карандаши с фломастерами. Под коробкой лежат упаковки с цветной бумагой, большими листами и несколько книжек-раскрасок. Слава свободно дотягивается и достает это всё, по мере надобности.
Сын моей подруги 1,5 года

Однажды остался без присмотра с набором карандашей, за 5 минут изрисовал стену за детской кроваткой.

При обсуждении этих эксцессов с родителями выяснилась одна интересная особенность - обе мамы были настроены на то, что ребенок непременно нарисует где-то и по этому особо никогда не морочились обучению использования карандашей, красок и прочих средств для рисования. Для них "ребенок обязательно изрисует что-то не положенное" было аксиомой, для нас - нет.
По-моему в этом и вся разница.

Все дети любопытны. Всем нужно прививать любовь к творчеству.
Но помимо этого, всех надо учить беречь собственность, быть аккуратными и умению пользоваться доступными вещами - не важно что это: каандаши, столовые приборы или бытовая электроника.
Ребенок изначально не обучен "можно" и "нельзя", он не имеет понимания нормы и прямая задача родителя его этому обучить.

На нашем примере скажу, что это не сложно. Я не сидела со Славой круглосуточно обучая его азам правильного рисования. Но каждый раз, когда он хотел порисовать я объясняла ему, что рисовать можно только тут, тут и тут, а вот там нельзя.
И, кстати, наша теория не противоречит каким-нибудь прогрессивным методикам развития, типа метода Масару Ибуки - то есть Слава не ограничен ни в выборе материалов (мел, восковой мел, гуашь, акварель, тушь, карандаши, ручки), ни в выборе поверхностей (мелованная доска, дока белая, листы маленькие, листы большие, листы огромные, альбомы с иллюстрациями, альбомы чистые, листы цветные), он ограничен только рамками здравого смысла - мебель не объект для рисования.
Конечно 2,5 года для кого-то вовсе не срок, но если во всех местах обитания моего ребенка карандаши и ручки лежат везде, на самых видных местах и он все еще не разукрасил спящую бабушку, шторы или кошку, по-моему это о чем-то говорит.

Так что все нормы у нас в головах и силу воспитательной мысли никто не отменял.

Слава, размышляю, 2/4 год, развитие, творчество, теории и практики воспитания

Previous post Next post
Up