Мы сегодня снова подошли к фразе "тебе просто повезло" и я наконец напишу на эту тему пост, а то забываю, а сказать мне есть что. :-)
Я не читаю мамских сообществ, но знаю, что в них это вот "вам просто повезло" встречается регулярно. Я и сама до определенного времени имела неосторожность мыслить категориями везения-невезения. Меж тем, чем дальше в лес, тем более я утверждаюсь в силе генетики и психологии, а так же в бессилии этого вот везения, ну и в вопросах родительского отношения к жизни.
Я, для наглядности, покажу вам теорию везения на двух реальных детях:
Вот Слава.
Слава у меня активный, бодрый ребенок. Его сильно интересует все происходящее в окружающем мире. Если он зол, то он орет, дерется и всеми доступными способами показывает недовольство. Если он расстроен, он рыдает, обижен, требователен, обезсилен. Если он рад, то это фонтан эмоций, обьятия, поцелуи, смех и крики восторга. У него нет полумер, он человек широкой души - открытый, ясный. Если он чего-то хочет, то все об этом узнают. Если не хочет - тем более.
И есть у меня подруга, у нее сын, на пол года младше Славули, назову его...Петр.
Это спокойный, уравновешенный мальчик. Очень нежный, тихий, фактически беспроблемный ребенок. Он все эмоции показывает очень дозированно. Он тихо смеется, когда рад. Он не плачет, он тихонечко хнычет. Он не носится по квартире рыча как тигр, которому попу натерли горчицей. Если он чего-то хочет, он тихонечко говорит об этом маме, нет - тоже самое.
Одно время я завидовала подруге о том, что у нее такой чудный сын.
Его положили в кроватку - он лежит. Даже если он не хочет спать, он не вопит, не копошится, он стоически сносит одиночество уставившись в потолок, в то время как Слава едва научившись переворачиваться начинал показывать характер и требовать хлеба и зрелищ.
Да, подруга высыпалась, в отличии от меня. Да, она могла оставить его на пол часа одного в кроватке или в кресле, в отличии от меня. Да, она может на прогулках читать книжку сидя на лавочке, будучи уверенной в том, что ее сын не полезет открывать чужую машину, не начнет препарировать дворнягу лопаткой, не пойдет отнимать у соседей по площадке самокаты и сбрасывать их с качелей. Она знает, он сядет с лопаткой там, где она его оставит и будет молча лепить куличики.
Но недавно мы обе оказались в ситуации, когда и мы сами и наши дети были подвержены стрессу, в состоянии развода, ну или по крайней мере разъезда с мужьями и вот тогда я заметила разницу, колоссальную разницу в наших детях:
Слава всё переживал открыто, как ему и свойственно. Он нервничал, плакал, кричал, пугался и даже заикался. Все его реакции были ясны и очевидны.
А вот Петя почти не изменился, он по-прежнему был тихим и умиротворенным и только при ближайшем рассмотрении оказалось, что он стал еще более замкнут.
Я имела возможность видеть все реакции на стресс у своего ребенка и сразу била тревогу, сразу принимала меры, советовалась с психологами, меняла линии поведения.
А вот чтоб заметить переживания Пети надо было отвлечься от своих собственных и полностью погрузиться в ребенка, что - согласитесь - не легко, в состоянии развода.
То, что мой сын сразу же выносил наружу, Петя переносил вглубь. Когда слава реагировал еще более бурно, чем обычно, Петя становился еще более спокойным.
И вот тут я поняла кому на самом деле повезло...
Да, мне, наверное тяжелее эмоционально в повседневности жить с необузданным эмоциональным вулканом. Но каково это - жить с замкнутым двухлетним флегматиком, реакции которого надо угадывать и выпытывать?
Я знаю одно. Родителю подвластно искалечить любого ребенка, но изменить его первичные психологические предрасположености - отнюдь. А если мы говорим о чутких, нормальных родителях, то тем более. Наши дети рождаются особенными, со своими предрасположенностями, с набором активных и пассивных ген, на которые мы не можем повлиять. Мы можем направить их в определенное русло, попытаться ослабить или усилить их воспитанием и средой, но удалить - нет.
Слава был активен всегда. Его принесли мне на первое кормление и он зарычав вцепился в грудь, опустошив ее за минуты. Он изначально отлично ел, мало спал, громко кричал и бурно реагировал.
Петя как раз ел спокойно, вдумчиво, долго. Много спал, почти никогда не плакал.
К третьему году жизни мне кристально ясно, что Славе необходим спорт, дисциплина, у него явные лидерские качества. Единственное, чего я пока не поняла - насколько он командный парень.
А вот Петя наоборот мальчик, которому спорт будет даваться тяжело (скорее всего), слишком он направлен вглубь, в себя, слишком спокоен.
Я уже могу предвидеть, что в подростковом периоде мне будет очень тяжко, если уже сейчас не начать стелить соломку жесткой дисциплиной. Но я могу быть уверенна, что замечу все переживания моего сына, а если постараюсь и выстрою с ним доверительные отношения, то он сам мне о них расскажет.
Из Пети же признания придется вырывать клещами при любом уровне доверия. Петя всегда будет весь в себе. Маме всегда придется пристально наблюдать за ним, за его реакциями, всегда проявлять больше чуткости, такта, внимания.
И надо отметить, что взгляды на воспитание у меня и у Петиной мамы схожи, хотя я чуть больше гестаповец, но скорее всего именно из-за ребенка-холерика. Был бы у меня спокойный, как удав флегматик, я бы, наверняка, тоже была бы более расслаблена и пофигистична.
Так что никому не повезло больше или меньше.
Все дети по-своему особенны и на разных этапах развития это вот везение и невезение становится более очевидно.
Что хорошо своей беспроблемностью в грудничковом возрасте, может выйти боком позже, а что плохо в младенчестве может стать хорошим в отрочестве. Надо просто быть внимательным к своему ребенку, наблюдать за ним, улавливать его реакции, вычленять заложенное в нем генами (для этого надо знать бабушек, дедушек и так далее), ну и конечно воспитывать, оттачивать, направлять...
Нет родителей, которым повезло больше или повезло меньше. Есть родители, которые пока не смирились с доставшимся им характером, с доставшимся им ребенком, но это проблема родителей, а не ребенка. Надо просто понять, что ребенок рожден, он есть и он есть изначально вот такой и никакой другой. В нем изначально есть некоторый набор качеств, часть которых вам, наверняка, не прийдется по вкусу, но ведь и вы не эталон, да!? Так что своего ребенка надо принимать таким, какой он есть и любить, не завидуя, не думая о том, что кому-то там повезло больше...
Аминь.