Альтернативная история по-норвежски или Боевые хорьки Сталина

Jan 19, 2018 03:46

Посмотрела я тут по случаю "Снеговика" с Фассбендером - фильмец так себе, слабенький, но атмосфэра приятная. "Смиллу" напоминает.
И взялась читать подряд всю серию о Харри Холе. Такой там, понимашь, весь из себя красавЕц двухметровый. Со взором звездоблещущим, с перстом антикоррозийным титановым и непокобелимой вопреки застарелому алкоголизму потенцией.
(Несбё путается в показаниях и титановый средний палец периодически оказывается указательным, но это же не так прикольно, правда?)
Этакая помесь капитана Ваймса с Вигго Мортенсеном.



Всё бы ничего, и даже написано остроумно, и персонажи симпатичные, хотя и искореняет их Несбё почём зря и со зверской жестокостию (экспертшу-криминалистку породы "мышь белая лабораторная высокоинтеллектуальная" заживо расчленил, вивисектор хренов).
Но тут мне попалась "Красношейка", а в ней - описание похождений норвежского легиона СС на Восточном фронте.

М-дяяя ...

Не, когда у него там шли описания нечеловеческих страданий идейных норвежских нацистов под сенью указателя "Осло - 2611 км, Ленинград - 5 км", причём почему-то всё время поминалось Ладожское озеро, я морщилась, но терпела. Действительно, по автодорогам через Прибалтику, Польшу, Германию и Данию от Питера до Осло примерно столько и будет (я проверяла). И то, что фронт проходил в нескольких километрах от границ Ленинграда - святая правда. Норвежцы аккурат на линии Лигово - Старо-Паново и дрались с нашими погранцами, теперь это уже в городской черте.
Правда, до Ладоги там чёрт-те сколько, но мало ли - может, писатель просто хотел указать на непреходящее значение сего водоёма в истории Второй Мировой вообще и Den Norske Legion в частности.

Но тут Несбё дописался до хорьков.
У меня к хорькам есть кое-что весьма личное, и я этого не скрываю, но и Несбё к хорькам явно неравнодушен.
Во всяком случае, его роман очевидным образом указывает на то, что роль советских хорьков в Великой Отечественной существенным образом недооценена.

Его разбудил тот же самый сон: он и сейчас еще чувствовал лапы на груди, видел в темноте желтые глаза, белые зубы хищника, с которых стекали кровь и слюна. И слышал, как кто-то тяжело дышит, будто перепуганный насмерть. Кто - он или зверь? Такой уж был этот сон: он спал, каждый раз просыпался и не мог пошевелиться. Зверь уже готовился перегрызть ему глотку, когда треск пулемета снаружи разбудил его, и он успел лишь увидеть, как зверь поднялся с одеяла и отпрыгнул к земляной стене блиндажа, но пули разорвали его в клочья. И он осел на пол, превратившись в кровавую, бесформенную, меховую массу. Хорек.

Учитесь, товарищи мединские! Вот как надо рОманы правайну тискать!
Читатель, понимашь, уже сам на кровь со слюнями изошёл, ждёт, когда ему предъявят по меньшей мере боевого русского медведя-диверсанта, с осатанелой рожей прущего на пулемёт в фашистском блиндаже, и ннна тебе - хорёк!
Полтора кило свинцово-мехового фарша. Слабоумие und отвага.
Не понаслышке зная натуру хорьков, я, блин, искренне верю в то, что перепуганный насмерть советский хорёк вполне способен загрызть норвежского эсэсовца, кемарящего после тяжкого трудового дня! И в то, что его товарищ (эсэсовца, а не хорька), сменившись с поста, способен из пулемёта расстрелять хвостатого партизана пополам и вдребезги, не задев камрада, причём в кромешной тьме - верю!
... Вот в то, что хорька они назавтра съели, признаться, не верю. Это уж Несбё врёт. Хорьков даже сами хорьки не едят, а не то что норвежские эсэсовцы. Чай, не гиппограифы какие.
Хотя, с другой стороны, после тухлой акулы aka хаукарль ...

Коварные русские, надо сказать, не только хорьков и ведьмедей мобилизовали, но и всю остальную живность. Даже несознательные зайцы-перебежчики невольно служат кровавому делу истребления арийского генофонда:

Невероятно, но даже здесь, где каждый квадратный метр был изрыт бомбежками, а мины лежали плотнее, чем камни на мостовой Карл-Юхансгате, оставались животные. Немного, но они уже видели и зайцев и лисиц. И пару хорьков. Конечно, они пытались их подстрелить - в котел пошло бы все. Но после того как одного немца убили, когда тот побежал за подстреленным зайцем, командование решило, что русские специально пускают зайцев перед их окопами, чтобы выманить их на ничейную полосу. Можно подумать, русские по доброй воле выпустят хоть зайца!

Живность, впрочем, русские мобилизовали по уважительной причине: у них боеприпасы кончились.

Русский истребитель «Як-1» загрохотал над головой Эдварда Мускена, когда тот, сгорбившись, бежал через траншею.
Обычно от этих истребителей не было больших проблем, - похоже, у русских кончились бомбы. Недавно он слышал, что на задания они дают пилотам ручные гранаты, чтобы они бомбили их позиции!

(дать ручные гранаты зайцам русские почему-то не догадались)
И вот, значить, бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, сиречь Як-истребитель. На бреющем над норвежскими окопами. Летает и истребляет, летает и истребляет ... ручной гранатой по кумполу.

Так оно и было: русские летчики и вправду кидали гранаты с самолетов! Гюдбранн лежал на спине и пытался подняться, но руки и ноги скользили на мокром льду.
- Гюдбранн!
Так вот что это был за звук: граната, которая катилась по ледяному дну окопа. Похоже, она стукнула Дале прямо по шлему!
- Гюдбранн!
Граната все крутилась и крутилась, катилась и пританцовывала на льду, и Гюдбранн не мог оторвать от нее взгляд. Четыре секунды от выдергивания чеки до детонации - кажется, их так учили в Зеннхайме? Наверное, у русских другие гранаты, может, у них шесть секунд? Или восемь?

С числами у Несбё даже хуже, чем с хорьками - какое бы событие ни упомянул, обязательно переврёт дату.
К примеру, добровольцы из Den Norske Legion у него сидят в окопах южного пригорода Ленинграда в разгар операции "Январский гром" - 17 января 1944 г. Хотя легион вывели с Ленинградского фронта ещё в марте 1943 г., а те норвежцы, что оставались под Красным Бором (от которого до Питера ни фига не пять, а все пятьдесят килОметров), были из 11-й танково-гренадерской дивизии СС "Нордланд".
Не повезло и Вене - у Несбё своё мнение относительно её бомбардировок:

Хелена Ланг быстро везла столик-тележку в палату номер четыре. Окна были открыты, и она вдыхала свежий аромат недавно скошенной травы. Разрушением и смертью сегодня не пахнет. Прошел год с первой бомбардировки Вены.

Действие главы происходит 7 июня 1944 г., а впервые советские Пе-8 бомбили Вену 4 сентября 1942 г.

Гамбургу тоже досталось:

Прости, что так плохо пишу по-немецки. Как видишь, рука у меня дрожит, но это из-за бомб, от которых весь дом трясется. А не от страха. Чего мне теперь бояться? Оттуда, где я сижу, я могу видеть то явление, о котором много раз слышал, но не видел ни разу - огненный вихрь. Огонь на той стороне порта, кажется, охватил все. Я вижу, огонь охватывает и поднимает в воздух отдельные доски и целые крыши. А море просто кипит! Видно, как из-под мостов поднимается пар. Если какой-нибудь бедняга хотел спастись, прыгнув в воду, он, должно быть, сварился заживо. Когда я открыл окно, то почувствовал, что дышать нечем - выгорел весь кислород. И услышал рев - будто кто-то стоит посреди пламени и требует - еще, еще, еще. Да, это страшно, жутко, но в то же время завораживает.

"Огненный вихрь", упоминаемый в письме, датированном 30 июня 1944 г., наблюдался в Гамбурге 28 июля 1943 г.

Про советского пехотинца с библейским именем Урия (Юрайя) скорбно промолчим. Во-первых, Несбё надо же было хоть тушкой, хоть чучелком протащить в повествование мотив должностного преступления царя Давида, променявшего своего генерала на евойную генеральшу, а во-вторых, есть же у этих русских имя "Юрий"? Есть. Произносится похоже? Ну и всё, а то, что коренной норвег не мог прочитать эту вашу кириллицу как родной ему букмол, это поклёп и клевета на интеллектуальные способности потомков викингов. Они могут всё!
Несбё, вон, в одиночку пол-истории переписал.
У него и Ораниенбаум немцы взяли, и загадочную "Кронштадтскую крепость" окружают полчища "катюш", в действительности стоявших под Красным Селом и у Кингисеппа (где Красное Село и где Кронштадт?!я уже не говорю за Кингисепп...), и у солдата, находящегося на излечении в военном госпитале, нет солдатской книжки, зато есть загранпаспорт (натурально, оккупанту без загранпаспорта никак), и норвежский разведчик, в одиночку сходив в поиск на советскую сторону, торжественно хоронит убитого им русского снайпера на нейтральной полосе - распевая псалмы под бурные аплодисменты РККА ...

То, что посреди текста то и дело вылезают всё те же русские хорьки, то занимающиеся эксгумацией трупов солдат вермахта, то покушающиеся на убийство норвежских нацистов на пенсии, я могу объяснить только тем, что Несбё знает о хорьках что-то такое, что и самим хорькам, пожалуй, неведомо.
Хорьки - они явно не то, чем кажутся.

книги, в асвенцум!, просмотрено с особым цинизмом

Previous post Next post
Up