"Назад в будущее": Марти МакФлай - контрол-фрик?

May 17, 2017 11:49

Сontrol freak (маньяк контроля) - неформальное название психологической акцентуации, связанной с навязчивым стремлением управлять всем, что происходит вокруг.
Википедия

Началось-то вот с этого:



[отсюда]http://www.livejournal.com/manage/subscriptions/comments.bml?talkid=45073371&journal=dubikvit


Мадам эту я знаю, занимается она какими-то мутными групповыми околопсихологическими тренингами "по Хеллингеру" и собственным доморощенным методикам, натурально помешана на "семейных сценариях" и всюду их видит.
Я ей там же возразила - мол, ладно, папа-мама и брат с сестричкой изменились, но Марти-то остался всё тем же, хотя и с новым пикапом, и даже кое в чём проиграл, ибо вместо прекрасной еврейки Клаудии Уэллс ему подсунули щекастую колхозницу Элизабет Шу.
А потом подумала - ёлки, а ведь и правда, основная доминанта поведения Марти не изменилась. А доминанта там нехорошая.

Марти ведь, по сути, вынужден (ситуацией и своими собственными головными тараканами) взять на себя ответственность не только за своё существование (не поступки, а именно физическое существование), не только за судьбы и физическое существование родителей и сиблингов, но и за судьбы и существование совершенно посторонних ему людей (Дока, Бифа, Клары и прочих).
Все, конечно, знают, но я для порядка напомню - физическое существование всех троих детей семейства МакФлай целиком и полностью зависит от того, удастся ли свести и удержать друг подле друга их родителей - Джорджа и Лоррейн.
И что характерно - ноша эта оказывается на плечах Марти. То есть вот буквально - шаг влево, шаг вправо, грузы с колосников падают не туда, банда Бифа прямо на сцене метелит "Кельвина Кляйна", лабухи Марвина Берри роняют инструменты, никто не играет судьбоносную "Энджел, энджел", Джордж и Лоррейн не целуются ... или Марти не удаётся удрать от банды Бифа на скейте, Марти врезается в машину, попадает в госпиталь, не вдохновляет Джорджа отшить Бифа и Джордж и Лоррейн опять не целуются ... или Марти что-то не то ляпает Лоррейн в машине, та в слезах и пролитом вискаре несётся домой, Джордж и Лоррейн опять не целуются ... ну что я тут буду расписывать - все смотрели, все знают.
В любом случае троица МакФлаев-джуниоров плавно растворяется в окружающем пространстве. С концами.



И ведь единственно устраивающий Марти исход зависит от туевой хучи людей и сопутствующих обстоятельств.
Вот не записал бы он телефон бабули Дженнифер на единственной бывшей под рукой бумаженции - коей оказалась листовка с историей городских часов - и фсё. Где бы они с Доком отыскали источник энергии для темпорального переноса? А?
А ить попадание этой бумажки к Марти обеспечивалось - единственно - случайной встречей с активистом местного "Красивого Петербурга Хилл-Вэлли".
Честно скажу - я бы не взялась. Непосильная же ж работа.





То, что полученный результат (папа-писатель, мама с рекламной картинки, Биф под плинтусом, новая "Тоёта" - PROFIT!) случаен, ясно по-моему, из второго фильма - там Джордж таки окрутил Лоррейн, не будучи объектом её жалости, и в Хилл-Вэлли был, по-видимому, не последним человеком, судя по первополосной статье о его убийстве, но тут его пристрелил Биф и все МакФлаи снова оказались в жопе. Некоторые даже в бОльшей, чем до вмешательства Марти (а дядя Джоуи, походу, оставался за решёткой при любом раскладе. Должно быть, тоже семейный сценарий подгадил).
Почему Марти вообще за это берётся - ну, можно предположить, что элементарно жить хочется, а того, насколько сложно свести в правильную цепочку все необходимые причины и следствия, американский парень, не перегруженный как Док явно излишним интеллектом, искренне не понимает.
Но суть остаётся прежней - ему приходится быть контрол-фриком. Вот в этом именно смысле -

Маньяки контроля зачастую являются также перфекционистами, стремящимися защитить себя от внутренней уязвимости; их потребность в тотальном контроле происходит из боязни вновь испытать отчаяние от беспомощности, однажды испытанное в детстве.
Страдающие манией контроля склонны к манипулированию окружающими и оказанию на них психологического или физического давления с целью изменения поведения, что избавляет их от необходимости изменять собственное поведение, привычки и убеждения, и позволяет избежать ощущения собственной внутренней пустоты.
Википедия

Что зависит от самого Марти? Пожалуй, три вещи - отношения с Дженнифер и Доком (почему-то остающиеся неизменными при любых фокусах с пространственно-временным континуумом), учёба (идущая, суда по всему, через пень-колоду) и игра на гитаре (да, Johnny B. Goode в его исполнении бесподобен, но ведь ничего СВОЕГО он внести не в состоянии. Копия Хьюи Льюиса, копия Чака Берри, копия Эдди Ван Хэйлена ...). Что характерно, даже комната и одежда его не меняются в "благополучном" будущем первого фильма.
То есть можно сделать вывод, что меняться ему, в общем-то, и некуда, и незачем. Вот разве что к третьему фильму поневоле научился не реагировать на подначки Нидлса, спас руку и психику (карьеру - спорно) - и всё.
А всё остальное от него зависит, пожалуй, не в бОльшей степени, чем от случая. Пытался спасти Дока от террористов - в итоге всё произошло исключительно по воле самого Дока (пославшего к чёрту временные парадоксы). Пытался вытащить его с Дикого Запада - Док опять "вытащился" сам, да ещё и с паровозом, Кларой и двумя детьми впридачу. Какой-то Док мартиупорный попался.
Вот родители и Биф таки да, поддались мартиформированию. А шмысл?
Семья оздоровилась, стала "функциональной"? Да я не сказала бы. Семья и семья - богатые тоже плачут (с), а Марти явно не избавился от своих страхов (оснований ведь нет, напротив, продвигается идея "ты ответствен за всё, что происходит"). И ресурсы его по-прежнему в значительной степени "семейные" (иначе ему было бы безразлично, кто его мать и отец).

Вообще, в этих мадамских рассуждениях о "семейных сценариях" и "импринтных отношениях" есть одно слабое место.
Они предполагают, что попавшему под "дисфункциональный" сценарий заведомо не хватит ума и воли, чтобы освободиться от давления семьи. Просто начать её игнорировать и жить в предлагаемых условиях, но по своему собственному сценарию.
Это, возможно, не лучший выход, но это позволяет брать из семьи необходимый ресурс (хотя бы материальный), но игнорить её требования возмещения (в виде следования роли).
Тебя считают неудачником, слабаком? Забей, пусть болтают, что хотят. Молча делай то, что можешь и хочешь. На их деньги, если получится и тебя это устраивает.
Тебе отказывают в любви и принятии? А на кой тебе "принятие" и "любовь" на чьих-то условиях? Условное = фальшивое.
И так далее.

***
В виде послесловия.
Да, я не люблю Марти МакФлая. Не впечатляет он меня, не внушает уважения и желания следовать его жизненным принципам (если они у него вообще есть).

И знаменитую трилогию я считаю прекрасно - почти эталонно - сделанной, но отнюдь не близкой мне по духу и идеологии.
Не всё зависит от нас. Ой, не всё.
Не надо обольщаться.

психология, самозаглубление, кино

Previous post Next post
Up