Оригинал взят у
oper_1974 в
Офицер "Беркута", сейчас служащий Киеву, о майдане. (3) "Итак, страна подошла к майдану. Что характерно, то ли руководство действительно не воспринимало всерьез весь трагизм ситуации, то ли...
В общем, никаких серьезных подготовок, инструктажей не было - так, обычная командировка в Киев. Хотя было достаточно небольшого мониторинга укрнета, чтобы понять - будет кровь, будет катастрофа. В общем, поехали с шутками-прибаутками.
Первая стычка произошла 24 числа под Кабмином. Беркут, выполняя команду "не применять спецсредства", стоял в цепи, удерживая митингующих. Именно тогда появились первые биты и арматуры. Митингующие, видя пассивность милиции, выломали металлический шлагбаум и начали таранить милицейскую цепь.
Одновременно, кто-то, пользуясь неразберихой, нанес ножевое работнику милиции. Пару человек задержали, СМИ особо не распространялись. Пресс-служба майдана тогда обдумывала, кем выставить митингующих - провокаторами или героями.
Следующим случаем был захват сотрудников СБУ, которые то ли прослушивали, то ли глушили майдан. После стычек, все-таки здравый смысл победил и СБУшников отдали, а милицию отвели.
Вообще, коррупция в МВД, против которой не боролся Янукович, в конце-концов, сыграла против него же самого - потому что майдан знал заранее о каждом шаге МВД. Вообще, постоянно возникало ощущение, что мы были марионетками, за которые дергал невидимый кукловод, разыгрывая неведомую нам пьесу.
В это время на майдане часть участников активно хотела крови. И руководство МВД будто шло им навстречу, размещая подразделения в отдельности и недалеко от майдана.
Мы постоянно были в информационном вакууме. В места временного проживания заезжали на пару часов, в ходе которых еле успевали немного поспать и привести себя в порядок - было не до новостей по ТВ. А иногда так и оставались ночевать у правительственного здания.
Вообще, как я уже говорил, майдан представлял из себя абсолютно разных людей и большинство из них, действительно, вышли не от хорошей жизни. Могу сказать точно - антироссийские настроения там, если и возникали эпизодически, то подавлялись сразу. С триколором можно было ходить по майдану без проблем. Майдан панически боялся быть обвиненным в антироссийских и антисемитских настроениях (правда, одна девица таки зачитала со сцены стишок требующий крови "жидів", но это было исключение).
Национал-радикалы не находили широкой поддержки, более того, многие их воспринимали негативно и даже считали провокаторами от власти. Кому-то было очень важно и необходимо радикализировать майдан.
Ну, и повод случился...
По разгону майдана 30 ноября до сих пор больше вопросов, чем ответов. Я, реально понимаю тех людей, которые верят в озвученную СМИ версию - на спящих детей налетел кровавый "Беркут", всех избил и так далее.
Нет, реально, сам бы поверил, если бы, во-первых, не общался с некоторыми из участников событий, во-вторых, не получал бы неоднократно приказ и до, и после события: "Палки не доставать" даже в ситуациях, когда это было необходимо, потому что против тебя стояла толпа с арматурой и битами.
И вдруг - свободное применение спецспредств. Да и тактической необходимости не было - власть тогда взяла курс на затягивание ситуации, чтобы вымотать майдан долгим безрезультатным стоянием.
По рассказам участника событий, милиция долго стояла, пока часть митингующих не начала нападать, после чего пошла команда "вперед" и случилось то, что случилось.
В любом случае, действия милиции были непрофессиональны, что дало возможность СМИ раздуть историю. Уже никого не волновало, что несовершеннолетних там не было, что внезапно перед штурмом исчезли все депутаты, все подстрекатели...
Каким бы ни был Янукович - он точно не мог отдать подобный приказ. Во-первых, он постоянно оглядывался на ЕС и США, поскольку очень переживал за свои капиталы, а ЕС выразил позицию однозначно: "Не сметь". Во-вторых, чтобы на такое решиться, нужно обладать определенной смелостью, которой у Януковича не было,что и показали последующие события.
Вообще, после разгона в наших кругах активно ходили слухи, что все это замутил начальник киевской милиции Коряк, которому проплатили те, кому было выгодно дать дополнительный импульс протесту, а, заодно, "легализовать" радикалов.
Косвенно это подтверждает и то, что Коряк не понес никакой ответственности, в то время как часть офицеров, непосредственно участвовавших в событии, находится под следствием.
В общем, после разгона Киев застыл в напряженном ожидании. СМИ постарались на славу, рассказав, что, якобы "Беркут" штурмует Михайловский собор. Хотя ни мое, ни остальные подразделения этого не делали да и это было бы безумием, плюс, хоть нас и демонизировали, но за весь майдан ни священников, ни церкви милиция не тронула и пальцем. В общем, вновь на несколько суток зависли в автобусах.
Ситация рванула 1 декабря, когда радикалы пошли на Банковую. Многие до сих пор гадают, почему руководство приняло решение выставить против них солдат ВВ.
Лично Я слышал несколько версий.
1. После событий 30.11 сам вид "Беркута" вызывал бы дополнительную агрессию.
2. "Беркут" был на взводе и в открытую сказал: "Больше избивать себя не позволим", в то время, как солдаты более придерживались понятия дисциплина и были готовы стоять, не отвечая на удары (что, в общем-то, и делали).
3. Власти тупо решили подставить пацанов-срочников, дабы не только их обвиняли в том, что "побили детей". Правда, для СМИ те, кто служил срочную службу, оказались менее ценны, чем "студенты".
Не знаю, скорее всего, здесь всего понемногу.
Да... Этот день до сих пор вспоминается. Мое подразделение стояло в другом месте, но слыша по радиостанции переговоры, мы понимали, что происходит ужас. Многие просили командиров, чтобы связалисьс руководством и оно дало команду.
В конце-концов, одно из подразделений, якобы, самовольно пошло "в атаку", подарив яркие кадры СМИ. Разумеется, что все задержанные в интерпретации СМИ оказались "мимо проходившими".
Те, радикалы, кто был на Банковой, потом ушли к памятнику Ленину, с целью свалить его. И тут пошла очередная сдача от руководства - защищать памятник отправили лишь пару десятков "беркутов", что стало подарком для нескольких сотен радикалов, вооруженных арматурой и битами.
Тех беркутов, кто попал в руки толпы, избивали по страшному - одному проломили череп и, даже когда он без сознания лежал, продолжали избивать. К счастью нашлись некоторые сострадательные, кто просто забросил тела в магазин и прикрыл дверь.
Я же вечером оказался у Администрации Президента. Там увидел последствия - пробитые шлемы ВВшников, скорых не хватало, некоторых просто отнесли на ступеньки администрации, где они и лежали. Да, для кабинетов, видимо, они были "недостойны".
В общем, в очередной раз убедился, что для любой власти мы - никто. Когда Я смотрел в глаза того пацана, то ненавидел всех - власть, майдан, себя...
Как же хотелось плюнуть на все и просто уехать домой, или вообще из страны, где человек, который служит, является дерьмом для всех - для власти, для народа, который эту власть захотел скинуть, да и для своего высшего руководства тоже. Янукович, отгородившись нами, продолжал надувать щеки в ТВ, рассуждая о высоком.
Фактически, к тому времени, мы нормально не спали уже больше недели и, озрання администрацию или кабмин, засыпали прямо не полу в коридорах, когда нам давали отдыхать. Затем стало легче - давали отдыхать 12 часов. Ночь или день отстоял - потом в общагу.
Несколько суток власть думала, а потом решили баррикады снести. Нам строго-настрого запретили даже доставать палки, да и, вообще, в правительственном квартале баррикады сносили ВВ, а "Беркут" просто стоял для устрашения. Поскольку эти баррикады были далеко от майдана, снесли их без проблем.
Лишь один раз нам пришлось толкаться с людьми, но, когда пик напряжения достиг наивысшей точки, один из майдановцев, мужик в возрасте, сказал: "Ну хоть согрелись" (а мороз стоял лютый), обе стороны начали полуистерически смеяться над шуткой и в это время... не знаю, как описать ощущения, что-то отпустило.
Я начал смотреть нормальными глазами на людей, они на нас, и простотне могли понять - зачем?!! Зачем мы толкались на улице, ненавидя друг друга? Это осознание просто разрывало душу, не знаю, может, Я был тогда близок к помешательству, но накатила дикая усталость. В конце-концов, люди пошли на майдан, а мы опять стоять на морозе.
Я завидовал этим людям, потому что их лидеры постоянно перед ними отчитывались, обьясняли, что и как. У нас же ограничивались фразой "министр сказал "держитесь", все будет хорошо".
До сих пор не могу понять - почему мы держались. Из-за Януковича? Реально его считали мудаком. В общем, так и не дал себе ответ на вопрос.
Между тем успех сноса баррикад вокруг квартала дал импульс очередной тупой идее - снести баррикады возле майдана, которые загораживали проезд и захватить КГГА. Со вторым сразу не получилось, потому что туда, как и на Ленина, направили лишь малую группу "Беркута". К счастью для них, тогда верхушка майдана еще контролировала радикалов, поэтому все обошлось лишь водой, которой полили бойцов на морозе.
На баррикаду нас собрали вечером. Всю ночь мы топтались, два раза захватив ее, но что дальше? У нас не было ни техники, ничего - или отдавшие приказ думали, что мы голыми руками будем ломать сваренное железо, из которого и состояли баррикады? Периодически к нам подходили общаться.
Запомнился батюшка УПЦ КП, который, даже не знаю, что хотел до нас донести. В общем, начал за народ говорить, Я спросил "но разве христианство поощряет свержение власти?" Батюшка стал говорить, что власть свергать никто не собирается, но тут старший увидел, что мы общаемся и запретил.
Еще запомнилась женщина из диаспоры в Канаде. Ее выдал уж очень правильный украинский и... улыбка. Она ходила между нами, улыбаясь и на душе становилось еще тоскливей от осознания, что тебе тут делать реально нечего.
Под утро дали приказ "отбой" и мы, вымотанные, ушли под крики "Ганьба". Проходя мимо Михайловской, услышали от... майдановцев: "ничего, парни, потерпите, скоро домой". Вернулись в общагу и наконец-то выспались.
Затем майдан и власть разошлись на время. Мы дежурили по 12 часов в зданиях, а майдан собирался по выходным на "вече", переливая из пустого в порожнее. СМИ постоянно подливали масла в огонь ненависти.
Иногда выдавая откровенные маразмы, вроде того, что в атаки "Беркут" ходит под наркотой, что мы прячемся за солдатами, выступая в роли "заградотрядов"...
Это сейчас смешно, но тогда было очень эффективно, деморализуя нас. Некоторым шли угрозы семьям. Самое подлое было, когда отрывались на детях, например, учителя, настраивая против них остальных учеников.
Однажды в СМИ появились сообщения, что "Беркут" забил до смерти какого-то мужика. Затем, благодаря Шарию, было установлено, что мужик подрался с охраной магазина и умер, вообще, от воспаления легких, но опровержение СМИ написать не потрудились.
Следующим этапом эскалации стал суд над т. н. "васильковскими террористами". Проводить суд над радикалами в то время было верхом глупости, либо... виртуозного расчета.
Дело в том, что, после суда, толпа напала на автозак, пытаясь отбить арестантов. По всем правилам конвой обязан был стрелять, но, благодаря "Беркуту", этого удалось избежать, хотя кому-то очень хотелось именно этого варианта развития событий.
Затем автобусы с подразделениями, которые обеспечили выезд автозака, фактически подставили, приказав стоять на улице перед райуправлением.
По логике, если бы нужно было зазищать здание, то блйцов разместили бы внутри, вместо этого дождались, пока автобусы будут заблокированны автомобилями автомайдана, после чего запретили бойцам применять силу и заставили пойти на условия митингующих - пройти без шлемов сквозь "коридор позора".
Следующим этапом стала Грушевского. Янек запоздало решил "закрутить гайки" и Рада приняла "законы 16 января". Тогда радикалы окончательно вышли из-под контроля, довод "они - провокаторы" уже не сработал...
Тогда ненависть прошла точку невозврата и наружу вылезла вся гнусь этой войны. Уже не считалось позорным пытать "пленных", издеваться над ними... Это называется "дегуманизация". Наружу вылезло все самое низменное, что было в людях.
Власть растерялась, многие руководители боялись отдавать приказы, уклонялись как могли. Во время наступления майдана командиры подразделений звонили старшим от МВД, чтобы получить инструкции, но те не брали трубки.
Стоило же "Беркуту" по своей инициативе идти в атаку, как телефоны командиров становились красными от входящих звонков с приказами "назад".
Время шло. Бойцы уставали и от физического и от морального истощения, а власть тянула резину, будто специально выматывая нас. Потом было очередное перемирие.
По-видимому, Янукович просто не осознавал, что происходит и продолжал цепляться за свой гребанный трон. Ну, а затем все подошло к февралю, когда все окончательно пошло под откос.
Многие до сих пор спорят - кто же стрелял на майдане? Сегодняшнее следствие говорит о российских снайперах, только под арестом сидят... бойцы "Беркута".
Мог ли Янек отдать приказ? Сомневаюсь. Для того, чтобы отдать такой приказ, нужно быть готовым идти до конца, иметь определенное мужество, которого у Янека не было.
Если на кого и нужно вешать пролитую кровь, то, прежде всего, на тех журналистов, которые откровенными фейками раздували огонь ненависти, поощрали дегуманизацию. Так, всех, кто был против майдана, автоматически записали в "титушки", дав понять, что эти люди "вне закона".
Это окончилось тем, что автобусы антимайдана останавливали на блок-постах и избивали их пассажиров, даже женщин. По некоторой информации, были убитые. После победы для майдана было бы лучшим вариантом разойтись и восстанавливать порядок, вместо этого некоторые сотни превратились в группы мародеров и грабителей, начались случаи самосуда, одобряемого СМИ и т. п.
Наше же подразделение переживало самые худшие времена. В одних регионах сотрудники становились обьектом унижений, все зависело от того, насколько серьезно в регионе стоял "Правый Сектор" и кем он возглавлялся.
Если верх держали бывшие уголовники или ультрасы, то все было печально, если же те, кто служил, или был наёмником, то они относились с пониманием, как, например, покойный Саша Белый, который горячим головам в своем городе сказал, чтобы не смели и пальцем трогать тех, кто выполнял приказ. Самое парадоксальное, что он завоевал определенный авторитет среди ровенской милиции, поэтому задерживал его киевский спецназ "Сокол".
Наша местная самооборона тоже быстро остудила "правосеков", за что те обьявили их чуть ли не предателями идеалов майдана. Более того, самооборона быстро поняла, что нужно остановить рост уличной преступности, поэтому помогала милицейским патрулям, которые боялись выходить на службу после майдана. В тех же регионах, где общий язык сразу не нашли, уличная преступность вышла на уровень 90-х, если не выше.
Сразу после победы майдана загорелся Крым. Когда Я по ТВ увидел, как встречали крымский "Беркут", то понял - эти люди не станут разгонять крымский майдан. Хотя, как узнал позже, несколько человек из них все же остались за Украину и вернулись в Киев.
Самое печальное, что майдан даже не воспринял всерьез крымскую угрозу. Их лидеры настолько привыкли, что юго-восток отличается низким протестным потенциалом, что просто ждали, когда "они сами разойдутся", одновременно полагаясь на татарские радикальные организации.
Но, в том то и дело, что эти организации расслабились, поскольку привыкли, что их противники в уличных схватках ("Беркут" и ВВ) всегда были ограниченны прокуратуройю поэтому особо рвения не допускали.
В этот же раз против них оказались те, кому терять уже было нечего. Я слабо надеялся, что они вспомнят свою былую вражду с ВВ и "Беркутом", но они оказались умнее, чем те, кто был в Киеве. Аксенов лично пришел в крымский "Беркут" и пообещал, что не даст в обиду. Украинская власть же, ограничилась только угрозами.
Итак, в то время, когда в Крыму нужно было действовать быстро и жестко, победивший майдан расформировал "Беркут" и требовал расправы над всеми, кто выполнял приказ, пиаря тех, кто от выполнения приказов отказался, давая, таким образом, сигнал крымским силовикам, как лучше поступать. Были и другие "проблемы", затмевавшие Крым. Например, в моем городе самым серьезным вопросом стал какую улицу переименовать в честь "Небесной сотни".
Мы же, лишенные формы, названия, ходили на службу, чтобы просто либо сидеть у телевизора, либо бездумно качаться или молотить грушу в спортзале. Я так думаю, делали это, дабы мы не разбежались, регулярно ходили в прокуратуру на допросы и, вообще, держать нас под контролем.
В планах власти была полная ликвидация подразделения, как ненужного. Между тем Крым ушел и майдан, оправившись от шока, начал роптать на власть - как, мол, допустили?
Воодушевленный примером Крыма, без крови получившим российское гражданство, поднялся Донбасс. И, хоть майдан по прежнему считал, что подразделения подобные нашему - признак диктаторских властей, руководство понимало, что надо что-то делать и решили вместо "Беркута" создать безымянный спецназ.
Правда, от того спецназа что был, не осталось даже названия - многие увольнялись, часть уволили или перевели за майдан, другие не могли определиться - КАК надо действовать, когда тебя отправляют стоять напротив толпы? У нас тогда ходила грустная шутка, что надо отменить защитные жилеты, поскольку, избивая милиционера, радикал может выбить себе сустав.
В общем, собрали остатки и решили провести переаттестацию с участием активистов майдана. Правда, правый сектор от участия отказался, поскольку считал, что нам в АТО место, разве что, в качестве стройбата. Представители самообороны, надо отдать должное, вели себя вполне корректно, выясняяю в основном, на чьей стороне ты будешь.
Итак, создали новое подразделение, выдали новую форму, и сразу вопрос в лоб: "На восток готов?" После этого еще несколько человек написали рапорта, в итоге еле наскребли людей.
Начало здесь:
http://oper-1974.livejournal.com/387994.html