Опасные "ватрушки"

Jan 15, 2016 11:06


Опасные горки и игрушки: старые правила безопасности и новые опасные предметы
Оригинал здесь -  https://www.miloserdie.ru/article/krutye-gorki-i-krutye-igrushki-starye-pravila-bezopasnosti-i-novye-opasnye-predmety-2/
«Нам сказали, что это типичная зимняя травма»

Глеб отправился гулять в парк рядом с домом. «Там большая горка - естественный рельеф. Ее заливают на зиму, - рассказывает мама Глеба. - Сначала он катался просто так, а потом попросил ледянку у другого мальчика. На горке был бугорок. Глеб, сидя на ледянке, подлетел на этом бугре как на трамплине. Приземлился на спину».

С Глебом гуляла тетя. «Когда они вернулись домой, и я посмотрела на сына, я тут же все поняла. Вызвала скорую, Глеба отвезли в больницу». Результат катания с горки - ушиб пояснично-крестового отдела и компрессионный перелом позвонков грудного отдела. «Нам сказали, что это типичная картина травмы при катании зимой с горок», - говорит мама Глеба Анна.

Каждый год дети, катаясь с горок на ледянках, санках и тюбингах, получают серьезные травмы. Дело может закончиться даже совсем трагически. Тюбинги - надувные «ватрушки» - стали у нас популярны несколько сезонов назад. И сразу же случилось несколько громких происшествий.

В 2013 году в Находке катавшаяся на тюбинге 12-летняя девочка ударилась головой, была госпитализирована и скончалась через неделю. Другой мальчик на той же базе отдыха получил тяжелые повреждения, вылетев с тюбинга и проехав по трассе лицом. Такая же история случилась в январе этого года в Нижнем Новгороде: девушка, съезжая на тюбинге с горы, ударилась головой о дерево. В результате травмы она умерла.
Внимание: тюбинг

Трудно сказать, каков процент травм был среди деревенской детворы, катавшейся на салазках с горок пару веков назад. Во всяком случае, правил катания с горы и смотрителей тогда не было. Сейчас - если это парк цивилизованный - за досугом отдыхающих наблюдают работники парка. И к ним часто возникают претензии.

Вот, скажем, отзыв в сети о зимнем катании на тюбинге в московском парке «Братцево»: «При нас травмировался 12-летний подросток: его на спуске перевернуло, перелетел через тюбинг, ударился головой и получил порез под глазом. Никто из работников парка в течение 5 минут к нему не подошёл, хотя я просила их несколько раз, говорила, что внизу мальчик упал и получил травму, пока он сам наконец не нашёл в себе силы подойти к подъёмнику и поднялся наверх. Никто из работников не предложил даже аптечки, вообще никакой помощи не оказали!!! А у него лицо было в крови, голова в районе лба стёсана до крови!…Я сама мальчика и его бабушку, которая при этом была в состоянии шока, отвезла в Тушинскую детскую больницу, в травмпункт».



Фото с сайта yes35.ru

Но есть и другое мнение о том, кто же должен быть наиболее внимательным и дисциплинированным на горе: «Если кто-то не соблюдает на трассе правила катания на тюбинге, то причем тут сотрудники трассы. Я свидетель, как многие игнорировали команду держаться за ручки ватрушки, а это и есть важная составляющая катания на них, так как при большой скорости может человек вылететь с тюба».

Чтобы ребенок не попал в больницу, лучше заранее усвоить правила безопасного катания. Самое главное - научиться вести себя на горе с неуправляемым «транспортным средством». Лыжи, как ни странно, - менее опасная вещь, потому что вы можете управлять своим телом и движением. Санки, ледянки и особенно тюбинг - более травматические варианты катания. Тюбинг - конечно, очень веселое развлечение, его поверхность гладкая и скользкая, и «ватрушка» мгновенно набирает скорость, и вот тут уже начинается риск: вы несетесь на неуправляемой шине вперед, и любая неровность спуска может резко изменить траекторию вашего движения. Поэтому о катании на этом чудо-приспособлении стоит поговорить отдельно.

Нужно все же внимательно изучить правила поведения на спуске и неукоснительно следовать указаниям инструкторов. Но это возможно только в случае, если вы пришли кататься на специальную тюбинговую трассу (кататься, кстати, следует только на ней, а не идти с тюбингом на «целину» - на неподготовленную «дикую» горку). Но если все же вы пришли на «стихийную» горку в каком-то городском парке? В первую очередь, пройдитесь вдоль склона и посмотрите поверхность. Спуск должен быть плавным -без трамплинов и препятствий. Угол наклона спуска должен не превышать 20 градусов. Если больше - гора крутая, и тюбинг станет неуправляем. Кататься на крутой горе ребенку в одиночку нельзя, только вместе со взрослым на двухместном тюбинге. Кстати, на крутых трассах не только горнолыжникам, но и любителям ледянок и тюбингов полезно надевать шлем и горнолыжные очки.

Очень важно: на всем пути, а так же там, где вы, предположительно, уже будете тормозить, не должно быть коряг, стекол, веток, камней и прочих предметов. Они могут порвать тюбинг или же вы при падении можете наткнуться на них. Идеально, если место за спуском - широкое и ровное, где вы спокойно снизите скорость и остановитесь.

Выбирайте надежную трассу для катания. На необустроенных площадках, где много деревьев или сугробов, можно получить очень серьезную травму. Тюбинг безопасен, если кататься на нем на средней пологости склонах, где нет препятствий. Тюбинг нужно выбирать по размеру и нельзя кататься на нем вдвоем или втроем.
Кстати, важно покупать не дешевые «ватрушки», а настоящие тюбинги. В качественном тюбинге должна быть внутренняя «ватрушка» - это обычно настоящая огромная автомобильная камера, а уже сверху - защитный чехол, который должен быть из крепкой ПВХ-ткани. Дешевые «ватрушки» - это обычно просто надувной круг, и он не выдержит больше 2-3 спусков.

Садиться в тюбинг можно только по одному - или вдвоем, если тюбинг на это рассчитан (тогда у него не две, а четыре ручки). Нужно обязательно держаться за ручки, ноги держать прямо (чтобы не задеть ими за склон во время спуска). Ни в коем случае нельзя съезжать лежа на животе. И важно соблюдать дистанцию: веселая толкучка внизу горки только кажется забавой, это очень опасная травматическая ситуация. Ребенок должен тут же вставать и отходить от места спуска, а тот, что съезжает следом, обязан подождать, пока трасса освободится.
Нужно, что бы понятия «круто» и «безопасно» не конфликтовали друг с другом

А вот Роберт Туйкин, детский психолог, глава тренинговой компании «Вершитель», отмечает, что виновных в случае таких детских травм искать не надо: «Речь не нужно вести о наказании. Нужно по-другому работать с ребенком. Ребенок создал себе сам проблемы. Родители и без того переживают. Нужно поговорить с его друзьями и родителями: что вы чувствуете, какие выводы вы делаете. Нужно сочувствовать, а не ругать. Поймите, это беда системная. А детям нужно дать возможность максимально рано наступать на грабли».



Роберт Туйкин. Фото: Евгений Лепин

По мнению Роберта Туйкина, бесконечные объяснения и тем более огораживание ребенка от «опасных игр» только усугубляет травматизм. Надо разрешить детям падать и ушибаться - еще в совсем маленьком возрасте. «Когда им запрещают упасть и героически оттаскивают от маленьких горок, защищают, то они начинают «выпендриваться» и на более серьезных препятствиях, уверенные, что их спасут, если будет опасность, - говорит психолог. - Бояться нужно грамотно. Дайте малышу почувствовать страх и получить опыт столкновения с болью. Падал в лужу - знаешь, что больно и мокро. Человек с опытом - любого возраста - уже сам будет делать выводы и сможет предотвратить беду. Не нужно сокращать поле ответственности детей».

Кстати, замечает эксперт, родители - если уж говорить о степени вины - иногда делают ошибку в том, что неверно мотивируют ребенка. Говорят о том, что и как «будет круто», забывая поднимать тему безопасности. В итоге уже в процессе ребенок сфокусирован «на крутости», не задумываясь о возможных рисках. Работает и соревновательный эффект: кто самый лучший, кого похвалят и на кого обратят внимание. «У нас крутость становится важнее безопасности. Коряво расставлены приоритеты. Мы восхищаемся героями, а тех, кто аккуратен, называем трусами. Так что вы хотите получить на выходе?». Отсюда и пренебрежение детей к защите: профессионалы знают, что нужно надевать щитки и шлем, а ребенок отмахнется - без защиты же «круче». Помнить нужно и о том, что взрослый - всегда пример для подражания. Если родитель не пристегивается в машине, если взрослые люди съезжают с гор, пренебрегая правилами, и отмахиваясь от инструктора, так же будут поступать и дети. «Безопасности как системы у нас не существует, а школьный предмет ОБЖ в школе не дает нужных знаний», - говорит Роберт Туйкин.

На своих курсах безопасности для детей Роберт учит ребят определенным алгоритмам поведения, которые должны автоматически срабатывать везде, при любой ситуации: «Остановись! Оглядись!». Такого алгоритма сейчас нет в головах не только у детей, но и у родителей.

Роберт Туйкин считает, что нужно не просто «учить» детей безопасности - а «проживать», быть в этом. «Например, на наших курсах мы отыгрываем ситуации, и я сам проживаю с детьми этот алгоритм действий. Кстати, любые «хи-хи» и «ха-ха» - это небезопасно. Мы тормозим сразу любые насмешки и приколы. Все должно быть серьезно. Нужно выстроить систему безопасности. Бесполезно объяснять детям что-то логикой, вкладывать в голову правила. Опыт приходит через тело и через эмоции. Наши эмоции - самый главный учитель для них. Пусть синяки и ссадины будут - но вы сопереживайте им, жалейте, лечите. Когда ребенок видит ваш страх, ужас, боль, правило усвоится лучше. Это самый лучший терапевтический эффект. Уберите свою железобетонную уверенность, что ты всегда прав, уберите свою бесчувственность. Будьте честны в ваших сопереживаниях: разрешайте болячкам быть, сочувствуя им».

Кстати, рассказывает Роберт, когда в его семье у кого-то из детей случается травма или кто-то сталкивается с опасной ситуацией, виноватых не ищут: «Мы не разбираем «почему», а изучаем «для чего» это случилось. Такой промах - это дырка в системе безопасности. Мы говорим «кажется, мы чего-то не учли»».
«Не знаете, как действовать, - посоветуйтесь с врачом!»

Если вы думаете, что фактов травматизма во время зимних развлечений не так уж много, вы ошибаетесь. Вот цифра только по небольшому московскому региону - Северо-Западному округу и близлежащих Химкам, Красногорску и другим населенным пунктам. Их обслуживает детский травмпункт при Тушинской детской больнице. «За последние два месяца через нас прошло около 5 тысяч детей с травмами, - говорит заведующий травмпунктом Игорь Ковкин, врач с 20-летним опытом. - Примерно такая же цифра была и прошлой зимой. Самые обычные варианты - это сотрясения мозга, переломы конечностей, чаще ломают ноги, перелом костей таза, причем такой, что порой даже требует оперативного лечения. Все это - результат катания на всяких неуправляемых штуках. Дети не ориентируются в ситуации, не задумываются, что может произойти. Любят прыгать на трамплинах - и чаще или ударяются головой, потому что не умеют группироваться, или получают компрессионный перелом позвоночника». По словам Ковкина, есть родители, которые отказываются от госпитализации детей, но таких немного, - обычно приходится детей госпитализировать.

Детский травматолог советует: всегда лучше перестраховаться и обратиться к врачу, даже если вам кажется, что травма у ребенка не опасная. «И не стоит ждать день-два-три, а потом выбирать удобное время для визита к нам, - советует Игорь Ковкин. - Родителей понять можно: у них нет времени, они работают, когда появится время - тогда вот давай сходим к врачу. Почему к нам дети поступают вечером? Потому что родитель пришел с работы, а ребенок днем уже получил травму на прогулке. Так что не нужно сердиться на нас, врачей, за очереди: все у нас собираются по вечерам». Очередь, кстати, по мнению Ковкина, еще и показатель того, насколько тщательно родители следят за детьми.

Медики отмечают, что часто после падения, травмы граждане наши даже не знают, как себя вести. Да и врачи бывают неопытные. Были случаи, когда детей с компрессионными переломами позвоночника заставляли на своих ногах добираться до больницы, ходить из приемного отделения на рентген и так далее - и только после того, как снимок показывал вид травмы, срочно появлялась каталка. Можно или нет вставать после падения на горке, что вообще делать? «Если родители не знают, как действовать, лучше посоветоваться с врачом. Вы вызываете скорую - опишите подробно, что случилось, и спросите, как лучше поступить. В каких-то случаях ребенка действительно не нужно поднимать. Лучше оставить лежать до приезда скорой - можно перенести на лавочку, подложить под него теплую одежду, чтобы не замерз». Как отмечает Игорь Ковкин, в таких ситуациях вообще опаснее всего - равнодушие: «У нас все часто пускается на самотек. Ребенок дышит - ну и отлично, вставай и иди. Это равнодушие - не родителей даже, а вообще тех, кто рядом. Конечно, чтобы взять ответственность за чужого ребенка, похлопотать за него, нужно потратить время и эмоциональные силы. Этого не хватает».

Да и вообще, отмечает врач, мы не умеем оказывать первую помощь. «Элементарные правила, которые раньше давал Санпросвет, - мы их уже не помним и не знаем. В школах этому не учат. Почему бы не организовать курсы - при ЖЭКах или при районных поликлиниках? Но этого нет».

То, что у нас по любому поводу приходится вызывать скорую помощь, Ковкин считает неправильным. Вернее, - нет другого выхода. У нас отсутствует парамедицина. «За рубежом в подобных случаях оказывают помощь парамедики. Специально обученные люди. Они работают по стандарту. Упал, ударился - воротник на шею, положили на щит и повезли в больницу, а дальше уже пациентом займутся врачи». У нас, правда, есть МЧС, но эта служба помощи действует при чрезвычайных ситуациях, массовых авариях, опасностях. Для помощи же в бытовых неприятностях нужна специальная служба.

Здоровье, Игры и игрушки, Прогулка

Previous post Next post
Up