princalya пишет здесь -
http://princalya.livejournal.com/285821.html Фактор обучаемости дошкольников
Про дошкольников много рассуждали с приятными людьми.
Я недавно походила на местные развивашки, в разные места.
Опыт неоднозначный. Поразило то, как можно легко и просто талантливому педагогу завладеть вниманием 2-3 леток и повести за собой. Одна в центре, вторая на 3й рабочей, третья на 2 речке. Были и минусы, и потенциальные минусы, когда мне что-то начинали планировать на будущее, чего я от развивашек вообще-то не жду. "Ставить руку", например, чтобы рисовать кисточкой.
Так вот, что-то меня гложило и смущало. А именно то, почему мне так не нравится любое доделывание дела до конца по принуждению или когда рукой ребенка водят, чтобы он рисовал. Или когда показывают шаблоны. И просят повторить.
Не только просят маленького ребенка повторять, но еще и не могут дождаться, пока он включится в процесс и начинают его подталкивать, делать за него, показывать, как открывается замочек или щеколда, ну и вот такие нюансы.
Начала читать о особенностях мозга дошкольников. Это не совсем о раннем развитии. О его тотальном вреде я уже много читала, но ведь и развивашки назвать обучением нельзя, сейчас очень хороший уровень педагогов, и детям даже очень нравится и весело, там и танцуют и поют. Поэтому хотелось понять принципы работы мозга в этом возрасте, чтобы для себя определить, какую деятельность оставить, а от какой избавляться без сожаления, даже если педагог нравится ребенку.
Поделюсь двумя находками в тему.
Комментарий Оли (getnewpost в жж) к одному из давних постов.
"Обучения, как вида деятельности, в возрасте до трех лет у ребенка нет как такового. После года есть подражание и в районе двух зарождается и развивается игровая деятельность.
Соответственно, ребенок от года до двух должен много участвовать в деятельности членов семьи, чтобы развивать подражание. И для того, чтобы развивалась игровая деятельность ребенку в районе двух лет нужно поле для проявления инициативы
До двух лет ребенка имеет смысл учить всяким бытовым навыкам - куда что складывается, чистка зубов, как пользоваться унитазом и т.п. - и все на основе подражания. С двух лет имеет смысл заниматься творческими видами деятельности - рисование разными материалами, игры с глиной, пластилином. К трем годам в среднем, у ребенка должно сложиться умение пользоваться изобразительным языком - т.е. от каракулей ребенок переходит к изображениям. Причем рисовать ребенка усчить не надо, а надо создать ему побуждающую к рисованию среду, тогда все само разовьется куда надо.
Вот когда у ребенка сформируется игра и умение творчески выражать свои идеи - рисовать и лепить по своим задумкам, - тогда приходит время обучения как вида деятельности. Т.е. ребенок становится способен отвечать на вопросы и выполнять задания, и обучаться не на уровне подражания, а на уровне мышления, т.е. сначала понял как, а потом сделал. Это уже после трех и после соответствующего возрастного кризиса"
И в чате студентов Ньюфелда процитировали пост Осориной целиком:
" А как же он потом в школе будет...
..., если его сейчас не заставлять? Вы и школу бросите, если ему не понравится?
Пост зрел давно, уж очень часто мне этот вопрос задают.
Речь идет о том, что я не принуждаю сына завершать начатое дело. Пошли на хореографию - ему через пару месяцев надоело, перестали ходить - поступил вопрос. Пошли на занятия в клуб творческого мышления, через месяц надоело - поступил вопрос. Планируем еще занятия - вопрос о возможных последствиях их прерывания уже поступил...
И я понимаю, что надо успокоить спрашивающих.
Итак,...
...у любого дела три составляющих: замысел, процесс и результат.
И все эти три составляющих доступны ребенку не одновременно, а постепенно.
Сначала он осваивает серединку, т.е. процесс. Это происходит с рождения до 3-4-х лет. Поэтому так важно, чтобы была свободная творческая среда для любой деятельности и минимум родительской "помощи" и руководства. Жутко раздражают в этом плане "развивающие" занятия, где годовасы должны рисовать шаблонного ежика шаблонным цветом и пассивое делание чего-либо рукой ребенка считается "обучением в игре"...
Потом ребенок осваивает первую часть - замысел. Это происходит в возрасте от 4 до 8 лет. Это период развития инициативности. Захотел - поделал. А теперь представим, что мама в этот период все решает за ребенка. И вырастают дети, которые ничего не хотят... Еще в этом возрасте все пытаются нацелить ребенка на результат. Типа начал - продолжай. А ему это совершенно не по возрасту... Зато по возрасту пробовать, начинать, бросать и начинать новое.
И, наконец, после 8 лет развивается потребность не только задумать и начать, но и закончить. Тут взрослые опять не помощники. Во-первых, они не объясняют критерии законченности (например, что тарелка помыта, если она помыта и снизу тоже). Во-вторых, они не дают обратной связи. Обратная связь - это описание того, что ребенок сделал, и нашего отношения к его действиям (о, ты помыл тарелку! она была грязная, а теперь она вполне читая и есть, из чего пообедать! Я очень рада! Вижу, она отлично помыта сверху и, если ты помоешь ее еще и снизу, она будет чистой на 100%). Давая обратную связь, можно еще и на будущее мостик проложить, ведь с подростком обратная связь - основа общения."
Вот такая информация к размышлению.