Химия общения с ребенком

Apr 03, 2015 11:07

Оригинал здесь -  https://www.facebook.com/thetenderbean/photos/a.608763599241375.1073741828.595369383914130/725089267608807/?type=1

ХИМИЯ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Автор - Елена Доценко, психолог-консультант, Архитектура Будущего

В нашем организме вырабатывается несколько десятков различных гормонов. Некоторые из них отвечают за наше эмоциональное состояние.
Исследователи выделяют как минимум два гормона, которые оказывают влияние на социальное поведение человека - это гормон стресса кортизол и гормон "любви и привязанности" окситоцин.

Как вы думаете, какого гормона у вашего ребенка выделяется больше во время разговоров с вами - кортизола или окситоцина?
Когда делаете замечания, обсуждаете его работу и его самого?
Когда обнимаете или внимательно слушаете?

Почему это вообще важно? Давайте разберемся.

КОРТИЗОЛ - гормон стресса. Кортизол мобилизует энергетические ресурсы организма для эффективной работы и защиты в ситуации опасности.
Однако при всей мобилизационной пользе есть и своя "плата". Кортизол временно отрубает связи с префронтальной зоной коры больших полушарий головного мозга и запускает защитное поведение. Человек становится более чувствительным, раздражительным, сознание фиксируется на стимулах, которые мозг оценивает как угрозу. Неприятные стимулы глубоко запечатляются в нашей памяти.
Действие кортизола пролонгировано. Именно поэтому негативные разговоры преследуют нас гораздо дольше. Обида становится частью наших мыслей впоследствии, перекрывая недавно услышанную похвалу.
Длительное состояние стресса приводит к чрезмерной выработке кортизола, что в свою очередь приводит к истощению и депрессии.

ОКСИТОЦИН - "гормон любви и привязанности". Вызывает чувство удовлетворения, снижение тревоги, чувство спокойствия и доверия к партнеру, снижает страх, повышает способность к общению. При этом активизируются связи в лобных долях коры больших полушарий, которые отвечают за сознание человека, за сложные интегративные процессы, за эмпатию, за социальное поведение.
Но период метаболизма окситоцина намного короче, поэтому эффект не столь силен и не столь продолжителен. Плюс к этому, окситоцин - это "пугливый" гормон, его выработка прекращается при малейшей воспринимаемой мозгом угрозе и стрессе.

Любое наше общение запускает выработку того или иного гормона, точнее "коктейля" из гормонов (их, конечно, больше, чем два), свою "химию".

Те формы коммуникации, при которых повышается уровень окситоцина, ведут к повышению «интеллектуального уровня общения» (communication - IQ, C-IQ), то есть у человека активизируется способность проявлять эмпатию, креативность, готовность к совместной работе и сотрудничеству. И, напротив, те формы поведения, которые способствуют выделению кортизола, понижают уровень C-IQ.

Среди типов поведения, которые способствуют выработке окситоцина у собеседника выделяют следующие:
- искренняя забота
- ласка и объятья (от людей, к которым привязан)
- поддержка
- интерес и внимание к словам, эмоциям и действиям собеседника
- поощрение дискуссии и расспросов
- настраивание на успех, обрисовывание картины успеха
- доверительная беседа

Поведение, продуцирующее выработку кортизола:
- разделение с человеком, к которому привязан - физическое и эмоциональное
- запугивание
- обвинения
- наказание - прежде всего эмоциональная холодность и недоступность
- приписывание негативных характеристик (лентяй, халтурщик)
- подчеркивание различий между собой и собеседником
- игнорирование
- недоверие к намерениям и действиям собеседника
- стремление убедить других в своей правоте, навязывание своего мнения
- непонимание того, что говорит собеседник
- притворное слушание

Общаясь с ребенком, взрослые часто и не подозревают, что в этот момент у него разыгрывается настоящая гормональная буря. Чтобы совладать с ней, требуется психологическая зрелость и устойчивость, развитые интегративные процессы, способные уровновесить сильные эмоциональные порывы смягчающими эмоциями.

Взрослый может помочь ребенку сбросить груз своих "кортизоловых" эмоций, предоставив возможность в спокойной и безопасной обстановке выплакаться, и перейти к выработке окситоцина.

Конечно, все это не значит, что мы не должны критиковать ребенка или перестать требовать от него выполнения каких-либо обязанностей или соблюдения правил. Но делать это нужно так, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным или отвергнутым. Важно, чтобы соотношение гормонов было в пользу окситоцина, ведь именно окситоцин - по сути - позволяет ребенку повышать свой C-IQ, "очеловечиваться", становиться более зрелым и способным на добрые поступки.

Использованные материалы:
Статья - http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/peregovory..
Курс лекций по программе Института Ньюфелда (Ванкувер, Канада)
Книга Сью Герхардт "Как любовь формирует мозг ребенка"

Записки думающей мамы, Развитие, Психология, Воспитание

Previous post Next post
Up