kerimaza пишет здесь -
http://kerimaza.livejournal.com/97126.html и здесь -
http://kerimaza.livejournal.com/97520.html Мальчик, 6 лет, каждый раз, приходя на занятие не может говорить ни о чем другом, как только о своем мультике, о героях этого мультика, об игрушках, сделанных по этому мультику.
Мальчик, 8 лет, играет только в человека-паука, смотрит только о нем, говорит только о нем.
Мальчик, 9 лет, играет в робота, только в робота, часами.
Мальчик, 10 лет, говорит только об инопланетянах, о чем бы другом речь не заходила, он все сводит к инопланетянам, учиться больше не может, перешли на домашнее обучение, учитель все дает через инопланетян.
Девочек, с такой сильной направленностью на один предмет не встречала.
Почему меня это так напрягает? Даже сталкиваясь с тем, что ребенок три занятия подряд говорит на одну тему, меня это начинает беспокоить и я всеми силами пытаюсь всегда вывести его в другие темы. Речь идет только о фантастических, нереалистических темах, не относящихся к действительности.
Сегодня я вдруг поняла, почему.
Просто все сложилось в одну картину и я ужаснулась тому, что поняла.
Ребенок воспринимает информацию и на ее основе строит картину мира. По словам А.Я.Каплана и других ученых, занимающихся сегодня изучением мозга, мы все живем в наших "виртуальных" мирах. Мозг строит картину мира и на этой основе планирует действия. Эта картина должна максимально соответствовать окружающему миру, только в этом случае возможна успешная адаптация и решение всевозможных задач. Нашему мозгу все равно, какую информацию получать, важно только то, насколько она достоверна, а достоверность информации в значительной степени зависит от того, с какой регулярностью она поступает. Часто поступает, регулярно, значит достоверна. Важна значимость источника. Важен канал восприятия, большинство в гораздо большей степени доверяет зрению, видит сам, значит информация достоверна. Ребенок смотрит мультфильм, часто смотрит, один и тот же сериал, где герои живут, развиваются, он это видит, да еще и слышит. У него есть игрушки по этим героям, книги, раскраски. Значит для его мозга это реальность.
Ребенок растет, та картина мира, которая для него достоверна, буквально запечатлевается в его мозгу в виде вполне реальных связей между нейронами его мозга. Эта информация впечатывается. Иллюзорная, вымышленная, неверная, неправильная, с нарушением порой всех законов нашего мира, я имею в виду не только социальные, моральные законы (ведь в этих мультиках очень часто убивают) но и законов физических. Как раз во время познания мира, его физических законов мозг заполняется вымышленными законами и для ребенка эти законы становятся реальностью.
Для него становится реальным мир, в котором можно просто летать, в котором можно не умирать, в котором можно испускать огонь, все вокруг замораживать голыми руками - продолжайте сами, в зависимости от дого доминирующего мультфильма, который часами готов смотреть данный ребенок. Вы думаете, что если он не видит этого дома, то он готов поверить, что это только по телевизору так можно? Я спрашиваю часто детей об этом, они уверены, что надо только еще немного напрячься и будет как в мультике, надо только завернуть за угол и там встретишь человека-паука, надо только поехать в другой город и там будет все как в мультике. И переубедить ребенка очень трудно.
А потом появляется школа и тут все проблемы выползают в таких размерах, что родители хватаются за голову, начинают бегать по специалистам, ну а чаще всего винят учителя и школу.
Что делать, если ребенок уже зациклился на одной идее, мультфильме
Продолжение предыдущего поста
Если ребенок все же зациклился на одном, ни в коем случае не стоит опускать руки и думать, что все уже потеряно. Пластичность мозга такова, что даже взрослый может научиться думать иначе, освоить новые знания, навыки, что ж говорить о ребенке. По многим данным я пришла к выводу, что через три месяца может сформироваться новая нейронная сеть на уровне новых дендритов, а не только синапсов. Через три месяца вырастают новые аксоны из зрительной коры до глаз при инсульте. Три месяца и человек может научиться думать иначе. Но ребенок может перестроиться и гораздо быстрее.
Как определить, что пора действовать, ведь дети очень любят повторение и это для них естественный процесс. Они просят читать одну и туже сказку неделями, смотреть один мультик. Не всегда это вредит, ребенок решает определенные задачи. Но вот проходит неделя за неделей, а он смотрит только этот мультфильм (вряд ли это возможно с книгой, вам просто дико надоест ее читать, да и книга не несет такого вреда, поскольку при слушании ребенок строит свои зрительные образы самостоятельно). Он говорит только на тему мультфильма, он не хочет смотреть или слушать ничего другого. Он начинает просыпаться по ночам и буквально бредить героями, он уверен, что когда вырастет, станет героем мультфильма. для него происходящее в мультфильме становится реальностью, он начинает доказывать, что герои настоящие, они живут рядом, что он их видел и ведь может на самом деле думать, что видел, дети с трудом могут отличать реальность от своего внутреннего мира.
Что делать в первую очередь?
- Исключить данный мультфильм из жизни ребенка совершенно, не упоминать, подарить кому-нибудь игрушки, отдать или выбросить кассеты или диски.
- Обязательно искать замену, нельзя просто убрать привычку, ее можно только заменить на другую. Но я бы советовала заменять не на одно, а на несколько дел. Лучше дел, а не других мультфильмов. Так очень удачный пример я видела сегодня, ребенку купили лего (впервые в его жизни) и его оно так увлекло, что он и сам невольно стал забывать о мультфильме, который его буквально истязал.
- Дать ребенку возможность получать больше сенсорной информации, это может быть спорт, любые виды детского творчества. Так его собственное тело намного быстрее поможет вернуть его к реальности.
- Общаясь с ребенком необходимо выяснить его представление о мире, что он считает живым, а что нет, что реальным, а что нет. Каков его взгляд на мир? Такая беседа может быть очень полезна для родителей и помочь в дальнейшем формировании системных представлений о мире. Система, вот что совершенно необходимо таким детям.
- Логическое мышление так же важно, если у ребенка проблемы с логическим мышлением, то доказать что-либо ему будет практически невозможно, ведь в его мире все возможно.
По моим наблюдениям эти дети часто не понимают самых простых вещей, например если внести снег в помещение - он расстает, что нельзя построить башню не соблюдая правил расположения кубиков и у них башня всегда падает, но ничему их не учит. И часто оказывается, что в возрасте до трех лет они были просто лишены подобных экспериментов с вещами. Значит им надо дать возможность как можно больше экспериментировать и ошибаться. Да, эти дети часто просто психуют, если не получается и требуют у родителей - сделай и они делают и ребенок опять ничему не научается, ведь у мамы получилось, значит это реально, как бы фантастично не хотел ребенок сделать сам. Он ведь часто не видит деталей, не видит отличий, что сделала мама иначе. А она часто даже не догадывается обратить внимание ребенка на эти отличия.
- Очень часто у детей с данными проблемами есть нарушения речи, отставание развития речи, часто они начинали говорить после трех лет. Мамы же все пытаются объяснять словами, но ее объяснения ничего не объясняют ребенку и он очень хорошо научается ее не слышать, не обращать внимание на ее слова. Вот и выходит замкнутый круг, который сами мамы не могут разорвать. Даже зная, что бесполезно. Как мне одна мама на днях сказала: "Я ему об этом уже пять лет говорю", на мой вопрос: "Ну и как, результат есть?", ответ: "Нет!" Так зачем же говорить? Если нет результата, если взрослый уже мог бы убедиться много много многократно, что бесполезно и надо бы искать иные способы, иные пути. Итак, поменьше слов и побольше дела.