Выыыыпустила детишечек, выыыыпустила! Больше недели уже прошло, а я всё ещё в эйфории.
И гастролирую по друзьям с рассказами о том, как я пережила эти четыре года.
Вряд ли когда-нибудь их забуду, но всё же зафиксирую ещё немножко всякого :)
(пару историй уже в ФБ рассказывала, но запишу и здесь).
В апреле к нам на две недели приходили практикантки - каждой группе досталось по одной.
Наша была спокойная и смелая: в первую неделю понаблюдала, во вторую уже попросилась вести занятия (и даже очень неплохо с этим справилась).
На физкультуре моих гипервозбудимых детей всегда расколбашивает страшно; так что минут через десять после начала занятия практикантка наклонилась ко мне и тихонько спросила: "Кажется, у многих ваших деток есть диагнозы, да?"
("О, я уверена, что почти у всех они были бы, если бы родители удосужились их обследовать" - это если вам мой ответ интересен).
Мальчик П__Ц - человек с диагнозом ОВЗ (потому что ему нужен логопед)), моя любовь и единственная в этой группе радость.
Он меня тоже любит: в конце выпускного подошёл ко мне и растроганно сказал, что будет каждый день после школы приходить ко мне в гости в садик, а когда состарится - будет приходить на мою могилу и приносить много-много цветов.
Как-то пришёл в сад и радостно завопил: "А когда мама умрёт, она разрешит нам завести дома слона! И крокодила!"
Он же: "Приходите как-нибудь к нам в гости! У нас квартира маленькая, конечно, но она лучше и богаче".
"Лучше и богаче, чем у кого?"
"Ну, например, чем у бомжей..."
Пришла в понедельник на работу - и немедленно получила отповедь от недовольного мальчика П__Ц: "Зачем вы к нам всё время с разноцветными бровями приходите?!"
Я сначала не поняла: "Эээ... Когда это я к вам с разноцветными бровями приходила? о_0"
"Ну, то со светлыми ходили, а сейчас почему-то с тёмными! Зачем?!"
(покрасила в субботу брови с ресницами, ага)
Болтали как-то с мальчиком Д. и мальчиком П__Ц, и я их спросила, как им кажется: лучше быть ребёнком или взрослым?
Оба привели много аргументов в пользу и того, и другого, а потом П__Ц сказал: "Зато в садике лучше, чем в школе! Из школы, конечно, забирают раньше, но зато в садике меньше занятий и больше перемен. Ну, вы же знаете, как говорится:
Перемен!
Требуют наши сердца".
Мальчик Д. тоже весёлый.
Мальчик В. внезапно заделался фанатом шиншилл: рисует шиншилл, на математике придумывает задачи про шиншилл, постоянно фантазирует вслух о том, как было бы здорово завести шиншиллу дома и так далее.
На физкультуре тренер посадила детей на скамейку и рассказывает им, чем они сейчас будут заниматься. Все худо-бедно сидят, а суперактивный мальчик В. непрерывно ёрзает и раз в пару секунд высоко подскакивает.
Наконец тренер не выдерживает: "Мальчик В., что с тобой? У тебя что, в попе шило?"
Мальчик Д. немедленно изрекает (представляйте самую хабалистую интонацию, какую только можете): "Шиншилла у него там".
Зато со своим бойфрендом, мальчиком ДФ (звёзд с неба не хватающим, мягко говоря), мальчик Д. неизменно терпелив и нежен.
"Марина, у меня появился лайфхак!" - радостно делится со мной напарница. - "Когда они вечером с ума сходят, я придумала, чем занять хотя бы Д. и ДФ! Я сажаю их за стол, даю лист бумаги и два карандаша, и говорю мальчику Д., чтобы он учил ДФ играть в крестики-нолики!"
"Ыыы, здорово ты придумала!" - отвечаю я. - "А что ты будешь делать, если он его таки научит?"
"Нууу... Я не уверена, что это реально: всё-таки третий месяц уже учит, но ДФ так и не понял принцип. Но если что, у нас же ещё есть шашки!"
Мальчик ДФ по-прежнему в образе, настоящая леди :)
Уходим с прогулки, дети построились парами, мальчики Д. и ДФ, естественно, стоят вместе.
Внезапно мальчик П__Ц, который стоит в паре перед ними, разворачивается - и целует мальчика Д.
Реакция ДФ была мгновенной: поджал губы - и влепил мальчику П__Ц звонкую пощёчину.
А у меня из лайфхаков, приобретённых с этой группой, - только угрозы, связанные с технологиями.
"Если ты сейчас же не замолчишь, мальчик А., то я не буду тебя фотографировать в шкуре и с дубинкой!" - шиплю я на беснующегося в тихий час мальчика А.
Его брат, которого я уже отсняла, с гаденькой улыбочкой садится на кровати и победоносно смотрит на меня.
"А твои фотографии в шкурах, мальчик Ф., я сотру из памяти фотоаппарата. А там, где ты с девочкой М., я тебя могу отрезать!"
Улыбка сползает с лица, мальчик ложится обратно.
На музыке все беснуются вместо того, чтобы разучивать танец к выпускному. Преподаватель музыки выбилась из сил, пытаясь собрать всех обратно, я тоже, - и тут меня осеняет: "Значит, так. Вот мой телефон. Сейчас я сниму вас на видео и выложу на youtube. И когда люди увидят, как вы тут дурью маетесь вместо танца, знаете, сколько они вам поставят дислайков?!"
Все резво встали как надо и затанцевали изо всех сил.
А мальчик В. под конец года, кажется, таки проникся моими постоянными увещеваниями: "Ребята, в садике никто не ругается матом, это правило такое. Вы думаете, что я этих слов не знаю, что ли? Знаю. Думаете, не использую? Ещё как использую. Вы их от меня когда-нибудь слышали? Неееет. Вот потому, что в садике так не говорят. За пределами садика, если вы в семье так разговариваете, - пожалуйста; но в садике - нет, ребята, нельзя".
После очередной моей тирады на эту тему слышу, как мальчик В. тихонько объясняет соседу по столу: "Видишь, нельзя в садике материться. Не надо здесь так говорить. Можно, например, заменить на "гнида". Или, например, "маленькая тваррррь".
(Не выдержала, спросила тихонько: "Это тебя мама что ли так называет?"
"Нет", - говорит, - "Тётя. И обычно не меня, а моего младшего брата").
Стахановец С. - драма квин и нытик.
Приходит в садик, подходит ко мне, и печальным голосом вещает, заламывая руки и разделяя слова всхлипываниями: "А у нас... а у нас... а у нас больше нет нашего Серёжи!" [это его старший брат, который ходил ко мне в группу лет этак восемь назад]
Сразу чую какой-то подвох: "Ой! А где же он?"
Продолжаются заламывания рук и всхлипы: "Он... он в больнице!"
"В реанимации", "В коме" - проносится у меня в голове, но всё же уточняю: "А что с ним?"
"Мой бедный братик сломал ноооос!"
(Братику я очень сочувствую, естественно, но нос я ломала - ужасно неприятно, но не смертельно, уф).
Когда разговаривали с детьми про 9 мая, обсуждали и блокаду.
Мальчик Я. очень смеялся, девочка М. сказала, что "пффф, большой кусок хлеба, я такой не всегда и съедаю-то".
Но многие прониклись.
Когда спустя пару недель мы проходили первобытных людей, я спросила у детей об их мыслях насчёт рациона в те времена.
Мясо ели, если поймают, корешки всякие ели, траву наверняка ели, шоколад нет, не ели, не делали его тогда, - вот в таком духе состоялась беседа.
Робкий мальчик ВД поднимает руку: "Я хотел спросить... Скажите, а книги они тоже ели?.."
(видимо, очень впечатлился темой блокады, да).
Мальчик В.: "Марина Алексеевна, а сколько лет сейчас детям, которые были у вас в садике самыми первыми?"
"Гм, я что-то так сразу не соображу. А что?"
"Ну, мы поспорили с мальчиком Я. Он думает, что 14, а я - что они уже состарились и умерли".