Мужская война, женский мир.

Mar 16, 2016 16:54


В Питер я ехала догонять "Пьяных", но главным БДТ-шным впечатлением остались "Война и мир" Рыжакова. Ловила себя постоянно на мысли, что так себе их и помню, этих прекраснодушных (диалектикой души) персонажей, даже если делают пакость - всё равно сквозит благородным 19 веком, а с другой стороны, через эту благородность трагическое нескладывание частных судеб и микросюжетов еще больше становится трагическим.




Частное вообще здесь главное. Причём, как известно, семья - это и есть я. И бывает, что есть конфликты, но они только подтверждают правило, в них оформляется характер, то есть все равно семья влияет на него больше всего. За Веру и Берга неловко не потому, что они в принципе противные люди, а потому, что она же Ростова, и явно хочет быть частью семьи, а вот не выходит и все тут, и это обидно, и неловко. Борис слишком любит маменьку, чтобы не прислуживаться и не начать в итоге во всем повторять. Пьер, сирота, ищет не столько друзей, сколько семью. И главная ошибка в выборе не конкретно Элен, а самих Курагиных, они в целом - совершенно не его, насквозь светские, пустые, неискренние и не ищущие добра люди. При этом неприглядные или непонятные поступки - они же ради семьи и есть (вон как Друбецкая или князь Василий извиваются, чтобы у их детей всё было ок). Честь своя и честь рода взаимозависимы. Княжна Марья мечтает о женском счастье, и было бы оно у нее, но она же Болконская! Отцу не просто не нравится Анатоль, как потенциальный зять, ему кажется невероятным, что Болконская может унизиться до такой сделки. И княжну жалко (Варвара Павлова для меня вообще главное открытие выходных), но её отказ - её сила.
И в то же самое время отказ Николая от своих детских чувств к Соне и от своего слова ей - очевидная слабость. Но он по характеру своему слаб, и давление семьи (хотя какое там давление!) только выявляет это.
И как понятен карточный ответ Долохова Ростову - за неслучившуюся семью. И жальче всего снова Соню - которой на сцене так же, как и Наташи, нет, о чём почему-то забывают обычно написать. И Наташу жалко больше всего именно в моменте "неслучения" - как и в романе, хочется воскликнуть "ну зачем тебе был этот Анатоль?"..

И вот ты следишь за этими перипетиями отношений и ловишь себя на мысли, что это очень женский взгляд. Потому что война здесь вспоминается очень редко. Как девочки в школе читают - пролистывая военные эпизоды. Ведёт нас по роману экскурсовод Наталья Ильинична (Алиса Фрейндлих) - из более-менее нашего времени (но словно бы оттуда), знающая, что всё с Наташей будет хорошо, и любящая всех героев (любовь очень видна). Конечно же, реальные Наташа и Соня здесь не нужны, девочки ведь себя с ними и ассоциируют, когда читают. И замирает сердце, когда что-то выходит у них не так.

Но война, тем не менее, настигает. И иллюзия возможности достижения справедливости через бунт, подпольные секции - тоже. Николенька будет грезить отцом, как тот в своё время грезил Наполеоном.

Мужской мир надвигается, разрушает женский.
В войне нет семьи, это место других парадигм.



Разговоры о социальном, о политическом, о странах/государствах/режимах скоро всё заполонят. И это знает, и от этого пытается уйти вечно романтичная и женственная Наташа, в каком бы времени она ни была. Сохранить хотя бы припудренные музейные воспоминания о возможном дореволюционном-довоенном мире. Пусть это утопия и роман.



Та же тема - разрушения женского мира мужским и попытка спастись в руинах дома - в "Саша, вынеси мусор". И это тоже отличный спектакль.
Спасибо Рыжакову за них.

Рыжаков, БДТ, театр

Previous post Next post
Up