похожее

Apr 10, 2017 14:57

по мотивам размышлений Елены Ферранте (Those who leave and those who stay - книга третья)
***
мои родители тоже не читали мою книжку ну и что что не шедевр ну и что что не понятно... спросить можно у меня если не понятно... мне вот, когда в детстве нашла маленькую старую записную книжку с рядами цифр - зашифрованных текстов - тоже было не понятно - но я расшифровала и прочитала... это мама записывала свои мысли, когда она была маленькая школьница и ей нравился какой-то неизвестный прекрасный мальчик... а я свои "тайные" записи не шифровала, хотя знала что "они шарятся и читают", наверно надеялась что "они прочитают и поймут что я хорошая и со мной интересно, и меня не надо обзывать и третировать, что меня есть за что любить и ценить", но их наглухо от всего внешнего отделяла необходимость выкрикнуть друг другу свое мнение относительно друг друга. От этих взапрадишных драм и искреннего эмоционального напряжения их мало что могло отвлечь, хуже этих театрально-истеричных разногласий были только ситуации когда они единодушно нападали на меня... а книжку так ни кто не читал из my friends, lovers, nuclear family... and extended family as well... читали кто-то из студенток(ов), ссылались в курсовых, рассчитывая так улучшить свою оценку за курс(?) мне было проще убедить себя что это - чистая случайность - от того что остальные аспиранты поленились предоставить материал и мне достались вся сотня страниц на публикацию которых институт выделил деньги... когда знакомые по профессии мужские особи стали публиковаться - это было безусловно всерьез и супер-пупер важное чтиво, это была безусловно их собстная заслуга, а вовсе ни какая не случайность или удача, "им же надо семью содержать" ... я тоже восхищалась вунисон с другими "кто в курсе", а начинала читать и оказывалось что из печати выходило сущее дерьмо типа "хвост который машет собакой" или "рассуждения про китай и китайцев с позиции барина высшей расы... А еще проблематичная норма в разговорах и обсуждениях - выслушивать мужскую часть присутствующих, и развивать то что уже предложено, аккуратно выбирая выражения, чтобы не показаться "другой", не такой, на какую рассчитывают присутствующие мужчины, но чтобы вызвать одобрение присутствующих мужчин... и нормализация такого положения дел под лозунгом "скромность украшает" дополненное фактами про то как Бахтин и Лосев, Выготский и другие писали в стол, или тайно вели записные книжки в сталинских лагерях... а в итоге я оказывается с облегчением обнаружила неважность мнения других, если они не выходят из номативных рамок и не экспериментируют и не интересуются есть ли мир за пределами клетки традиционной нормативности.

***
персонажи Елены Ферранте живут в чудовищно бедном районе Неаполя (вторая половина ХХ века), каждая семья испытывает трудности чтобы свести концы с концами, кто-то живет впроголодь, кто-то не может позволить себе лекарства, большинство не имеют средств на обучение детей. И в этом самом районе, женщина и ее дочь зарабатывают тем, что моют лестницы в подъездах домов(!)
У меня в опыте, единственное место, где я видела чтоб лестничные площадки между квартирами мыли - был двухэтажный барак, где жила бабуся, с туалетом на улице, с краном с водой в квартире, но без канализации (использованную воду из под крана выносили вручную в ведре) там жильцы четырех квартир на двух этажах договаривались по очереди мыть лестницы и лестничные площадки, там все друг друга знали очень близко. Кто убирал мусор из подъездов в хрущевках я не помню, но то что их ни когда не мыли - это точно. Такие детали тоже образуют горизонт нормальности, и степень чувствительности к чистоте и благоустройству.

***
персонажи Елены Ферранте тесно общаются в силу экономической необходимости, люди связанные с каморрой, с фашистами, члены коммунистических организаций, глубоко и не очень глубоко религиозные люди, рабочие, учителя, мастеровые, торговцы, ростовщики... У них не было такой роскоши, чтобы по идеологическим соображениям начать избегать члена фашистской организации, или перестать общаться с коммунисткой, или уволить ее с работы за политические взгляды. И хотя в то время драки и побои были обычным делом, все-таки этот опыт необходимости жить рядом даже зная что тот другой фашист или каморрист - ценная штука, хотя и небезболезненная. это про то что можно жить рядом с крымнашистами и другими фашистами, женоненавистниками и расистами не убивая друг друга, но в диалоге, когда есть возможность.

This entry was originally posted at http://babusyatanya.dreamwidth.org/443404.html. Please comment there using OpenID.

books, history

Previous post Next post
Up