Париж. Дом инвалидов.

Aug 21, 2016 16:50

Продолжим виртуальные прогулки по Парижу. Сегодня я предлагаю взглянуть на один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Парижа - Дом инвалидов.


В 1670-м году Людовик XIV принял решение построить дом призрения для состарившихся и увечных солдат.


Строительство в 1671-м году начал архитектор Либераль Брюан.


Позднее, в 1676-м году его сменил ученик Брюана, Жюль Ардуэн-Мансар, поскольку разработанный Брюаном проект церкви показался королю недостаточно величественным.


Ардуэн-Мансар руководил работами вплоть до 1706-го года, когда Людовику были торжественно вручены ключи от храма.


Результатом тридцатилетнего строительства стал, пожалуй, самый пышный дом призрения в мире, и если не знать заранее о его предназначении, о функции здания было бы сложно догадаться по внешнему виду.


Первые инвалиды поселились здесь еще в 1674-м году, а в 1714-м году их насчитывалось здесь 4000 человек.


Жизнь обитателей протекала по своеобразному гибриду армейских и монастырских правил. Они носили форму, были разделены на роты под командованием офицеров, ходили есть в столовую группами по 50 человек (в спальнях есть, курить и пить вино строго воспрещалось), работали в мастерских. При этом они обязаны были регулярно посещать церковные службы, а женщины на территорию не допускались (женатые ветераны могли ходить на свидания с женой два раза в неделю). За нарушения дисциплины были предусмотрены различные наказания: от перевода на хлеб и воду, до изгнания из учреждения. Так, изгнать могли за богохульство (подозреваю, что для старых солдат это было одно из самых сложных ограничений).


Тем не менее, гарантированные крыша над головой и кусок хлеба ценились достаточно высоко и желающих попасть сюда было много. Первоначально для попадания сюда требовались рекомендация командира и воинский стаж 10 лет, но уже с 1710-го года стаж вырос до 20 лет. Инвалиды и ветераны французской армии проживают здесь и в наши дни, правда теперь их осталось всего лишь около ста человек.


Итак, совершим прогулку по территории комплекса. В регулярном парке перед здании гуляют кролики:




А вдоль рва выстроены трофейные пушки:


Эта пушка, судя по декору из одноглавых орлов, когда-то принадлежала Пруссии:











А это - совсем экзотика. Судя по всему, эти пушки затрофеили в Китае во время Опиумных войн:






Особенно необычно смотрятся скульптурные наличники мансардных окон:






Над входом в комплекс изображен его основатель - Людовик XIV, скромно названный "великим":




Статуи по бокам от входа, вероятно, Марс и Афина:






Направляемся в главный внутренний двор:













На стене прямо так и написано - "cour d'honneur". Именно от этого словосочетания появится русский термин курдонер.


По углам двора встали на дыбы лошади:








Маланхоличный турок, видимо, достиг озарения, поэтому томно игнорирует диких лошадей, стоящих над ним:




Солнечные часы:


Внутренний двор также украшают мансардные окошки со скульптурными наличниками:












Особенно меня заинтересовало вот это существо. После долгого размышления о том, кто это, я решил, что это вомбат. Видимо не только Сталин, но и Людовик XIV имел вомбата:


Дворовый фасад собора Святого Людовика Инвалидов:




Над входом стоит Бони:


Церковь сейчас разделена на две части. Обращенная к парадному двору часть осталась храмом, а противоположная, южная часть храма используется как место захоронения выдающихся военных деятелей (самый известный из которых - Наполеон). Заходим внутрь северной части:




Внутри висят трофейные знамена:




Судя по всему, подавляющую часть трофеев составляют трофеи колониальных войн:








Теперь посмотрим противоположный фасад храма:




Есть легенда, что Жюлю Ардуэн-Мансару был дан на разработку проекта очень сжатый срок, и он вышел из положения, достав из своего архива проект своего дяди, Франсуа Мансара - выдающегося архитектора и перфекциониста (он вполне мог снести уже практически построенное здание, если ему в голову приходила идея получше).




Так это или нет, но храм вышел очень эффектный и играет роль одной из важнейших доминант как самого ансамбля, так и всего Парижа.












Заходим внутрь храма:








В крипте храма (впрочем, криптой ее назвать сложно, поскольку пол здесь отсутствует), захоронены останки Наполеона, перевезенные в 1840-м году с острова Святой Елены:


Захоронения сделаны и в боковых капеллах.
Жозеф Бонапарт - старший брат Наполеона:


Наполеон пристроил братца в короли, сперва Неаполя, а потом Испании.


Великий фортификатор - маршал Вобан:


Трижды маршал (Франции, Великобритании и Польши) Фош - Верховный главнокомандующий союзными войсками во Франции в Первую Мировую войну:




Наполеоновские генералы Бертран (был адьютантом Наполеона и сопровождал его на Святую Елену):


и Дюрок (обергофмаршал наполеоновского двора, погиб в 1813-м году):


Маршал Лиотэ - ветеран колониальных войн в Африке и Индокитае:


Маршал Тюренн - один из самых выдающихся французских полководцев. По мнению Наполеона он входил в семерку самых выдающихся полководцев донаполеоновских времен (компанию ему в этом списке составляли Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Густав II Адольф, принц Евгений Савойский и Фридрих Великий)






И младший брат Наполеона - Жером Бонапарт (заботливый братец пристроил его Вестфальским королем):


Теперь спустимся в крипту храма, к останкам Наполеона:








Саркофаг Наполеона сделан из Шокшинского кварцита (кстати, этим же камнем отделан мавзолей Ленина).












Сцена похорон Наполеона на Святой Елене:


Статуя Наполеона, перед которой похоронен его сын:




По кругу идут барельефы, изображающие различные достижения Наполеона:


Здесь он просто бог:


Вообще, могила Наполеона производит очень специфическое впечатление. Это не столько могила великого человека, сколько храм языческого божества. Уже упомянутый мной Мавзолей Ленина рядом с могилой Наполеона нервно курит в сторонке. При этом, если большевики были атеистами, то французы в 19-м столетии, думаю, считали себя христианами. Лично мне (хоть я и сам атеист) сложно понять, как христианство в их сознании умудрялось сочетаться с таким откровенным язычеством.
В соседнем коридоре компанию Наполеону составляют несколько его солдат:


Обходя собор сбоку возвращаемся обратно в парадный двор:


















Лестница, ведущая на галереи второго этажа, опоясывающие двор:


Вид с галерей:














Еще несколько пушек, стоящих во дворе:










Интересные капители колонн в виде бараньих рогов:





Продолжение следует...

P.S. В субботу, 3 сентября, состоится экскурсии "По полковым слободам", посвященная достопримечательностям территории бывших слобод Семеновского и Измайловского полков. Среди прочего мы увидим: Доходный дом Захаровых - Сиротский приют и доходный дом Латышской церкви - Доходный дом Васильевой - Доходный дом Фофановой - Школа в Батайском переулке - Особняк Дылева - Здание Константиновского артиллерийского училища - Витебский вокзал - Жилой дом с башней на Московском проспекте

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/941077.html

Война, История, Кладбища и могилы, Франция, Зарубежная архитектура, Париж, Путевые заметки

Previous post Next post
Up