Петербург. Собор Феодоровской иконы к 300-летию дома Романовых.

Jul 27, 2015 09:28

В 2007-м году, почти в самом начале существования моего блога, я делал пост, посвященный собору Феодоровской иконы Божьей Матери к 300-летию дома Романовых. Храм в те времена уже вернули церкви, но он по прежнему стоял обезглавленным. К счастью, в наши дни облик храма восстановили, в придачу я разжился любопытными сканами, связанными с историей этого здания, а стало быть, самое время сделать новый пост об этом здании. Начнем же его, как всегда, с двух снимков - дореволюционного и современного:




Местоположение столь крупного и значимого храма достаточно необычно. В начале прошлого века это были задворки Петербурга, да и сейчас это место, хоть и расположенное совсем рядом с Невским, не может похвастаться большой популярностью. Недаром генерал-губернатор Москвы В. Ф. Джунковский писал в дневнике: "Место вблизи свалок, на окраине города, совсем на отлете, далеко не соответствовало вообще храму, а тем более памятнику-храму в честь такого события, как 300-летие Дома Романовых".




Объясняется это тем, что в данном сместе располагалось подворье Феодоровского Городецкого монастыря. Когда в 1894-95 годах было подано на высочайшее имя прошение о строительстве памятной молельни вблизи Николаевского вокзала, Александр III наложил на него резолюцию "А отчего не церковь?". Поскольку император вскоре скончался, резолюция была воспринята как своеобразное завещание. Позднее, в память об Александре III нижний храм был освящен в честь его покровителя, святого Александра Невского.




Вдохновленный этой резолюцией, настоятель Феодоровского Городецкого монастыря архимандрит Алексий (Яковлев) развил бурную деятельность по созданию храма. В связи с этим он большую часть времени находился не в своем монастыре, а в Петербурге, что вызвало даже серьезное недовольство епархиальный властей, так что в итоге Алексий был вынужден подать в отставку с поста настоятеля (позднее он стал первым настоятелем новопостроенного храма).




В результате его усилий удалось выбить в 1909-м году у Николаевской железной дороги дополнительный участок земли, а 21 августа 1909 года был утвержден устав Строительного комитета, целью которого было: "Создать при Городецком подворье в Санкт-Петербурге храм по утвержденному Святейшим Правительствующим Синодом проекту на средства, добытые самим Комитетом".

Участники Строительного комитета и члены их семей (третий справа - архитектор С. С. Кричинский):




Нагрудный знак Строительного комитета.

Первая страница устава, листовка о сборе средств, первая страница ежегодного отчета и перечень наиболее крупных пожертвований:



Для выбора проекта храма в 1910-м году был объявлен архитектурный конкурс на составление эскизного проекта. Согласно требованиям этого конкурса, стиль собора должен был следовать "образцам храмов времени воцарения Дома Романовых", а интерьер нижнего храма, главный престол которого планировалось освятить в честь Александра Невского, требовалось выполнить "в стиле эпохи" этого князя.





Конкурс не вызвал большого ажиотажа, на него было подано всего шесть проектов (по мнению И. Д. Саблина это может быть связано с жесткими стилевыми требованиями конкурса). В июне 1910-го года были подведены итоги. Первую премию получил проект одного из лидеров питерского модерна Н. В. Васильева:


Второе место занял проект студента Института гражданских инженеров А. А. Джорогова (судьба этого архитектора была весьма необычной: в бурные революционные и постреволюционные годы он дважды окажется под судом в связи с уголовными делами, построит в революционном Петрограде первый крематорий, станет главным инженером строительства первых питерских фабрик-кухонь):


Третье же место занял проект С. С. Кричинского, выбранный в итоге для реализации:


Сам Кричинский писал: "Храм спроектирован мною и выстроен в стиле церквей 17-го века, по типу и образцу храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польский, Ярославль и пр.). Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности со стенами, башнями и палатами являют собой наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых. Вот главная и основная причина, побудившая меня избрать этот период русского зодчества при составлении проекта".




В апреле 1911 года был проведен нулевой цикл работ и возведен каркас здания, а 5 августа 1511 года в пристутствии августейшего покровителя Строительного комитета, великого князя Михаила Александровича состоялась торжественная церемония закладки храма.




Предполагалось, что к середине 1913-го года храм будет полностью завершен, но из-за нехватки средств строительство (не говоря уже о внутренней отделке) не было закончено даже к концу года.


14 марта 1912 года "посредине незаконченного храма, в первый раз, было совершено торжественное молебствие сонмом духовенства во главе с Патриархом Антиохийским и всего Востока Григорием IV. После молебствия были водружены кресты на купола храма".




7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы в нижнем храме.




6 декабря 1913 года состоялось освящение "юбилейного звона". На звонницу были подняты пять первых колоколов: "Михаил-Николай", "Александра, "Мария", "Михаил" и "Ольга".


А 15 января 1914 года состоялось освящение главного алтаря верхнего храма. На торжественной церемонии присутствовали Николай II, его дочери, вдовствующая императрица Мария Федоровна, члены правительства, Государственного Совета и Государственной Думы.

Воспитанники учебных заведений на освящении храма:



Отъезд императрицы Мария Федоровны после освящения храма:



В тот же день Николай II оставил запись в дневнике: "Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив".


Впрочем, храм этот понравился не всем. Так, уже упомянутый Джунковский считал, что собор производит впечатление холода, а известный критик Г. К. Лукомский считал его облик не подходящим Петербургу (он предпочитал, чтобы было построено чт-либо в стиле эпохи Александра I).


Сам храм (по традиции, идущей от щусевского храма на Куликовом поле) изображал собой не только храм, но скорее целый кремль, так что в его облике купола и шатры сочетались с башнями.


Здание было облицовано белым камнем и богато украшено резьбой и закладными крестами.














Еще одним украшением была майоликовая икона, созданная по эскизу С. В. Чехонина.




Надо заметить, что при всех внешних достоинствах, качество инженерного оборудования храма оказалось весьма низким.




Подвалы постоянно затапливало (в 20-е годы комиссия рекомендовала решить эту проблему либо путем создания дренажной системы, либо путем полной гидроизоляции подвала, но приходскому комитету это было не под силу).




Запроектированная система отопления так никогда и не заработала. Из положения вышли путем постройки в 20-е годы трех дровяных печей, однако они обогревали только нижний храм, а верхний из-за холода практически все время пустовал.

Строительство рядом с храмом тем временем продолжалось. Зимой 1914 года у города был приобретен дополнительный участок земли, на котором к 1916 году (по проекту все того же С. С, Кричинского) был построен Дом причта.



Закладка Дома причта 17 июля 1915 года














Строительный комитет храма продолжала свою деятельность вплоть до Октябрьской революции.


После революции была сформирована двадцатка и избран приходской совет.


В 1919-м году он заключил договор с Советом рабочих и крестьянских депутатов 1-го городского района о принятии храма и богослужебного имущества в свое пользование.


Прихожане продолжили благоустройство собора. Согласно документам, к 1921-му году были доставлены напрестольная сень и два киота для нижнего храма, а иконописец Г. И. Чириков в 1921-м году отправил в Петроград державную икону Божией Матери (написанную еще по заказу Строительного комитета) и выражал готовность продолжить работы по изготовлению иконостасов.


Осенью 1920 года наконец был освящен главный придел Нижнего храма. Предположительно, в те же годы был освящен и северный придел верхнего храма.


В 1927-м году комиссия под руководством помощника районного инженера "признала допустимым функционирование церкви" при условии проведения в ней ряда необходимых ремонтных работ.


Ремонт был намечен на 1930-й год, однако требовавшиеся 2500 рублей собрать так и не удалось.




Тем временем власти решили отобрать храм в пользу треста "Союзмолоко", и отсутствие ремонта послужило отличным (и вполне законным) поводом для этого.




10 мая 1932 года президиум Леноблисполкома принял постановление "О ликвидации Романовской церкви в Ленинграде по Полтавской улице".


Верующие пытались аппелировать во ВЦИК, но в постоянной комиссии по вопросам культов при ВЦИК предпочли прислушаться к докладной президиума Леноблисполкома и 15 июня 1932 года отклонили прошение.


Храм был превращен в молокозавод. Его обезглавили и перестроили изнутри:


Впоследствии, при расширении молокозавода был снесен Дом причта, а в 1970-м году (к визиту в Ленинград Никсона) были снесены и барабаны храма:


Только после падения СССР началось возвращение храма верующим.




В 1998-м году рядом с храмом была построена часовня.


А в 2005-м году, после длительных тяжб с молокозаводом, верующим был передан храм целиком.




Сейчас, после долгой реставрации он вновь обрел свой прежний облик.









P.S. 1 августа, в субботу, состоится премьера экскурсии "Между Обводным и Старо-Невским".
Среди прочего мы увидим:
- Восстановленный ансамбль Феодоровского собора
- Выдающийся памятник конструктивизма - ансамбль больницы имени Боткина.
- Малоизвестные кладбища Александро-Невской лавры - Казачье (Коммунистическая площадка) и Никольское.
- Ансамбль казарм гвардейских казаков.

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/845579.html

Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Васильев Н. В., Кричинский С. С., Джорогов А. А.

Previous post Next post
Up