После целой
серии постов, посвященных ливреям, которые носили придворные служители, я предлагаю взглянуть на дом, в котором эти ливреи «строились» (к пошиву любой форменной мужской одежды до революции применялся именно такой термин). Адрес этого дома - Большая Морская ул., 27.
Первое каменное здание было построено на этом участке еще в 1740-е годы. В конце 18-го столетия домом владел известный архитектор Винченцо Бренна, продавший дом в связи со своим отъездом из России. В 1836-м году архитектор А. Х. Пель надстроил здание. В 1867 г. для купчихи Е. В. Лауферт над парадным входом был устроен зонтик на чугунных колонках. А в начале прошлого столетия дом этот приобрела Ида Балтазаровна Лидваль - глава фирмы «И. П. Лидваль», являвшейся монополистом в пошиве ливрей для царского двора.
Фирму основал Иван Петрович (Юхан Петтер) Лидваль, родившийся в 1827-м году в Швеции. В Петербург он приехал в январе 1859-го года. С собой у него были только две любимые книги и портновские принадлежности.
В Петербурге он смог устроиться в мастерскую к русскому портному, а после его смерти женился на его вдове. Брак этот был бездетным и жена Лидваля через несколько лет скончалась, оставив ему мастерскую. И в 1867-м году Лидваль вновь женится на дочери столяра Иде Амалии Флешау. Вместе они прожили 18 лет, у них в браке родилось 8 детей, самым знаменитым из которых был замечательный архитектор Федор Иванович Лидваль (о постройках которого я много писал в этом блоге).
Поворотным моментом в карьере Лидваля стала коронация Александра III. Знакомые Лидваля составили ему протекцию на получение заказа по пошиву коронационных ливрей. Мастерская Лидваля успешно справилась с заказом, после чего новые заказы посыпались градом. Лидваль был удостоен медали «За усердие», получил статус «придворный портной Его Величества» с правом использовать русский герб вместе с названием фирмы. Он стал «Поставщиком Двора Его Императорского Величества Государя Императора», а также «Поставщиком дворов Их Императорских Высочеств» Владимира, Павла и Алексея Александровичей.
Иван Лидваль скончался в 1886-м году, после чего руководство фирмой перешло в руки его вдовы. Ида Амалия Бальтазаровна Лидваль руководила фирмой вплоть до своей смерти в 1915-м году. В этом деле ей помогали ее младшие сыновья Вильгельм, Эдвард и Пауль (в отличии от Федора Лидваля пошедшие по стопам отца).
Пауль Лидваль
В 1892-м году был заключен первый контракт с Министерством Двора, согласно которому в обмен на скидку 10% фирма «И. П. Лидваль» становилась монополистом в деле постройки ливрей для дворцовой прислуги, Придворного конюшенного ведомства, Императорской охоты и Императорского Эрмитажа. Эти контракты изначально заключались на четыре года, а с 1902-го года - на шесть лет. На выполнении этих контрактов фирма получила: в 1899-м году - 59020 руб. 45 коп., в 1900-м - 48301 руб. 75 коп., в 1907-м - 70575 руб. 58 коп., в 1910-м - 69268 руб. Кроме ливрей для царского двора, в фирме шили ливреи также для прислуги великих князей Владимира, Павла и Алексея Александровичей, князей Юсуповых, графов Шуваловых и Бобринских.
Шили в фирме «И. П. Лидваль» не только ливреи, но и мужскую одежду. Одним из главных заказчиков фирмы был сам император Николай II (помимо «И. П. Лидваль» мундиры Николаю II шились в известном ателье К. Н. Норенштрема). Вот как один из братьев Лидваль рассказывал об этом в 1921-м году: «У Николая II имелось около трехсот сюртуков и примерно семьдесят шинелей, а также прочие предметы одежды. Поскольку император перед разными полками облачался и в разные мундиры, пуговицы на них не были пришиты, а крепились на колечках и пристегивались как эполеты. Кроме того, у императора была сотня иностранных мундиров, в том числе и шведский адмиральский. Гражданский гардероб насчитывал около семидесяти костюмов, 30 пальто и 150 жилетов <…> император имел мало случаев носить цивильную одежду. Он никогда не изнашивал костюмов, кроме охотничьих… Для каждой зарубежной поездки гардероб пополнялся двумя фраками, двумя десятками белых жилетов, дюжиной пальто…
Портной никогда не имел права обхватить руками царя, снимая мерку, как это обычно делается с простыми смертными, а одежды изготовлялись по размерам старых. На примерках, происходивших в каком-нибудь из залов императорского дворца, одежду на императора надевал один из камердинеров, изысканный и важный господин. Затем портной делал пометки мелом. Царь был примерным заказчиком - неизменно дружелюбным и вежливым. Он обладал хорошей фигурой, которая не доставляла портному больших затруднений. Все свои старые костюмы он раздаривал камердинерам».
Шили в фирме одежду и для великих князей Александра Михайловича, Павла Александровича, Дмитрия Павловича, Андрея, Бориса и Кирилла Владимировичей, Константина Константиновича, для принца А. П. Ольденбургского, герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого. Все они, по словам Пауля Лидваля «были статными и элегантными господами и добрыми клиентами для портного». Особо Пауль Лидваль выделял князя Феликса Юсупова, которого считал «самым элегантным мужчиной Петербурга», а покрой его летних костюмов считал «просто верхом портняжного искусства».
Поскольку «И. П. Лидваль» выполнял заказы для самой изысканной публики, работали в ней специалисты высочайшей квалификации. Неудивительно, что и уровень зарплат был очень высок. Опытный закройщик получал здесь 300-350 рублей в месяц (примерно в три раза выше среднего уровня). Это, впрочем, не мешало сотрудникам периодически бастовать. Первый раз забастовка случилась в 1904-м году и просто "ошеломила" хозяев. Требования забастовщиков о повышении зарплаты были немедленно удовлетворены, но сезонные забастовки продолжались и впоследствии вплоть до Первой Мировой войны.
Фирма «И. П. Лидваль» первоначально располагалась на углу Невского проспекта и Садовой улицы, а в 1906-м году переехала в дом на Большой Морской улице, с истории которого я и начал свой рассказ. Перед переездом Федор Лидваль провел перестройку дома. Была сооружена новая каменная лестница, произведена внутренняя перепланировка, сделаны большие витрины, установлены лифты. Также проект Лидваля предусматривал изменение фасада здания (более пышный входной портал и декор в виде медальонов), но эта часть проекта так и не была реализована.
После смерти Иды Лидваль фирму разделили между сыновьями. Вильгельму и Эдварду досталось ателье по пошиву придворных мундиров и ливреи, Пауль на правах собственной фирмы получил ателье по пошиву гражданского платья и военных мундиров.
Процветанию фирмы положила конец революция. Фирма Лидвалей закрылась, осенью 1918-го года ее склад был опечатан, а позднее все имущество конфисковано. В здании на Большой Морской разместились «коммунистические портняжные мастерские и кабинеты политических комиссаров». А летом 1925-го года администрация детского дома, располагавшегося в
доме Лидвалей на Каменноостровском проспекте, обратила внимание на «несгораемый шкаф с отломленной рукояткой … в одной из квартир дома, где проживал сам домовладелец Лидваль, ныне парижский банкир». При вскрытии сейфа обнаружилось «47 изделий из золота с крупными бриллиантами <…> пакет с 338 бриллиантовыми розочками <…> около 70 серебряных предметов художественной работы, весом свыше 2 пудов»
Вильгельм, Эдуард и Пауль покинули Россию. В 1920-х годах они попытались было наладить совместное дело в Стокгольме, но попытка не удалась. Пауль уехал через некоторое время в Париж, но в конце 1930-х вернулся обратно на родину, где открыл собственное ателье. Какое-то время в Стокгольме действовало сразу две фирмы Лидваль, одной управлял Пауль (это ателье существовало вплоть до его смерти в 1963-м году), другой - дети Эдварда.