Кировск. ГРЭС №8 и соцгородок.

Aug 19, 2013 23:11

Недавно я наконец исполнил свою старую мечту и съездил в Кировск. Моей целью была 8-я ГРЭС (ныне это Дубровская ТЭЦ) и соцгородок при ней (это единственная дошедшая до нас, хоть и в сильно перестроенном виде, конструктивистская постройка Лазаря Хидекеля).
Проект 8-й ГРЭС разрабатывался в проектном отделе Ленэнерго. Руководил разработкой проекта В.А. Голубцов, его заместителем по теплотехнической части были И. Д. Коц и Б. О. Лошак, по электрической части С. Г. Полоцкий и Н.Э. Лемкуль, по строительной части - Ф. О. Тейхман и Я. Г. Зеликман.


Проект курировал главный инженер «Электротока» («Ленэнерго») А.А. Котомин, который позднее возглавил строительство станции.


Строительство началось в 1931-м году и 23 марта 1933-го года станция дала ток.







Вот как описывала этот момент "Ленинградская правда": "Десятки людей вот уже пять дней не отходят с площадки. Здесь и командный инженерно-технический персонал и рядовые рабочие, занятые на испытаниях, доделках, и отдельные ударники…Вечером 26 марта реле земляной защиты уже фиксирует полное благополучие. Проверены все электрические устройства. На всем протяжении от генератора к линии передачи тока нет никаких преград... Главный инженер строительства Котомин, обладающий большим опытом пусков, приступает к синхронизации, к приведению частоты и напряжения тока Дубровской турбины в соответствие с частотой и напряжением тока кольца. Все взгляды устремлены на аппарат со зловещей светящейся надписью - « Не включать!». Лишь в том случае, если эта надпись погаснет, можно брать нагрузку. И вот надпись гаснет. Два незаметных коротких движения и генератор включен. - Итак, поздравляю вас, товарищи, - мы приняли нагрузку - объявляет инженер Котомин - 1 тысяча киловатт. Но из машинного зала приходят и заявляют: прибор нужно отрегулировать, он врет - мы выдаем нагрузку в 5 тысяч киловатт!"



Особенностью проекта стала компоновка станции по принципу «крылья бабочки» - машинный зал размещался между двумя котельными, а турбоагрегаты были расположены поперек машинного зала, что обеспечило сокращение паропроводов и уменьшение размеров здания ГРЭС.



Вот как описывал позднее устройство станции А. А. Котомин: "По своим наружным очертаниям станция представляет куб, разделенный колоннами на три отдельные части, где в средней части (в машинном зале) установлены машины, а по сторонам - котлы. В основу проекта положена мысль укладки наименьшего количества бетона с таким расчетом, чтобы фундаменты котлов являлись одновременно и фундаментом здания. На эти фундаменты установлены металлические колонны, связанные ригелями и фермами, одновременно служащие нам основным каркасом котлов, а также и каркасом, несущим перекрытия котельных и машинного зала. К этому каркасу подвешены на специальных подвесках барабаны котлов, а на верхнюю часть колонн опираются площадки, на которых расположены дымососы и дымовые трубы. На отдельных консолях, выступающих в машинный зал, расположены вентиляторы.
Внизу, по нижним сторонам колонн по консолям, обращенным внутрь машинного зала, ходит мостовой кран, подъемной силы 100 тонн с дополнительным краном на 15 тонн. К противоположной стороне каркаса котлов подвешены металлические бункера, по верхней части которых проходят поезда широкой колеи, подающие торф непосредственно с места погрузок такового в болоте в котельные бункера.
Технической новостью в конструкции здания является отсутствие промежуточных стен, отделяющих машинный зал от котельных. На ст. Невдубстрой имеются лишь переборки в пол ширины, отделяющие зольные помещения от нижней части машинного зала".


Станция сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны (ее корпус служил одним из опорных пунктов немцев).


В июне 1944-го года было принято решение о ее восстановлении. Автором проекта ее восстановления стала (судя по подписи на проекте) архитектор С. Крыгина:


К сожалению, в послевоенное время перед станцией построили здание с воротами, из-за которого теперь крайне сложно ее сфотографировать спереди:



















Водозабор на берегу Невы:




Куда интереснее станция выглядит с противоположной стороны:













Но самые интересные виды можно увидеть, если забраться на насыпь железной дороги, по которой на станцию когда-то доставляли торф:











Ныне эта дорога бездействует:


Теперь посмотрим здания соцгородка, проектированием которого руководил Лазарь Хидекель. Вот как он выглядит со спутника:


Жилые дома сильно пострадали в войну и при восстановлении были сильно изуродованы, поскольку был сильно изменен рисунок окон. Вот как они выглядели изначально:




А вот как они выглядят сейчас:











Дома отличались изощренной внутренней планировкой: два этажа были отведены под двухкомнатные квартиры, соединенные внутренними лестницами, два - под трехкомнатные, выходящие в коридоры.





























Самое эффектное здание соцгородка - баня:

























Псевдоленточные окна:




Во время послевоенной реконструкции баню слегка обогатили декором довольно комичного вида, однако он не слишком бросается в глаза:




Рядом стояло и здание магазина (к сожалению, снимать пришлось против солнйа и фотки получились отвратные). Местный житель пытался убедить меня, что это постройка 60-х годов, но после того, как на крыльце я нашел люк 30-х годов ("Канализация жилищсоюза Ленинграда")  стало ясно, что это тоже часть поселка:





















P.S. В субботу, 31 августа состоится экскурсия "От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы".
Среди прочего мы увидим:
Станция "Цветочная площадка", с которой Ленин и правительство уехали в Москву - ДК "Ильича" - Московский райсовет - жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина - Парк Победы.

Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь: http://babs71.livejournal.com/687191.html

Крыгина С., Советская архитектура, Кировск, Тейхман Ф. О., Ленинградская область, История, Хидекель Лаз. М., Зеликман Я. Г.

Previous post Next post
Up