Петербург. Доходный дом К. Н. Розенштейна. 1912-1913

Jul 08, 2013 00:17

Продолжим прогулки по новой части Большого проспекта Петроградской стороны. Сегодня мы поговорим о доме по адресу Большой пр., 77 - одному из двух доходных домов, принадлежавших К. Н. Розенштейну.



Гражданский инженер К. И. Розенштейн является автором плана, по которому прокладывалась эта улица. При распродаже участков он купил себе два соседних участка в начале улицы - №№75 и 77. Поскольку на участке под номером 75 уже стоял каменный дом, застройку Розенштейн начал с его соседа.


Разработанный им проект шестиэтажного дома с мансардами был утвержден городской управой 17 сентября 1912 года.



Лицевой корпус с небольшим боковым флигелем заняли примерно 80% площади участка, небольшой двор остался открытым в восточную сторону.




Согласно проекту Розенштейна фасад был оформлен в неоклассическом стиле: два нижних этажа выделенные крупным рустом служили цоколем. Основная часть из трех этажей объединялась парами коринфских пилястр, расположенных по краям и завершалась антаблементом. Шестой этаж служил аттиком, над ним возвышалась мансарда. Третий этаж был дополнительно выделен наличниками с чередующимися треугольными и дугообразными сандриками.



Однако в 1913-м году (вероятно, по примеру Е. И. Гонцкевича), Розенштейн привлек к оформлению фасада А. Е. Белогруда, который резко изменил композицию (отклонения от утвержденного проекта в законченном постройкой доме был разрешены Городской управой в декабре 1913 года).



Главным отличием стала колоннада большого композитного ордера (первым в Петербурге этот прием применил В. Щуко в доме К. В. Маркова), которая заменила парные пилястры.







Вероятно, под влиянием Щуко сделан и балкон на крупных декоративных кронштейнах.








Основание здания облицовано серым гранитом.



Замковые камни украсили львиные маски и головы античных богов.










Основная часть фасада покрыта литым шлакобетоном, имитирующим каменную кладку.




Вероятно, отделочные работы выполнялись Русско-шведским заводом цементных труб "Андрей Б. Эллерс" (К. И. Розенштейн заведовал этим предприятием).








Мансардный этаж прикрыла аркада, которые венчают статуи, созданные скульптором В. Ф. Разумовским.






Статуи были отлиты из цемента с добавлением гранитной крошки (вероятно, на том же самом заводе Эллерса).




Все этажи кроме первого и седьмого имеют одинаковую планировку - одна семикомнатная квартира, причем на улицу обращена анфилада из четырех больших помещений. Сам Розенштейн поселился на втором этаже и прожил здесь почти сорок лет до своей смерти.


Напоследок, заглянем в подъезд:








Балясины довольно необычного вида для начала прошлого века:






Лестничная клетка также имеет необыную, овальную форму:











И как всегда, вид дворовых фасадов:






В субботу, 13 июля состоится экскурсия "Вокруг пяти углов."
Среди прочего мы увидим такие достопримечательности, как Дом Толстого - Дом-коммуна "Слеза социализма" - Дом Бубыря - Дом Бажанова - Дом Барановского - Дом и типографию Березина - Дом театральных работников - Троицкий театр миниатюр - Дом Никонова - Кузнечный рынок - Особняк и завод К. Зигеля

Узнать подробности и записаться можно здесь: http://babs71.livejournal.com/679361.html

Розенштейн К. И., Дореволюционная архитектура, Белогруд А. Е., Петербург

Previous post Next post
Up