Петербург. Павловский женский институт. 1844-1851.

May 27, 2009 20:35

Неподалеку от Невского проспекта, на улице Восстания (ул. Восстания, д. 8) находится большое красно-желтое здание. Это - бывший Павловский женский институт. 

 

Свое начало институт вел от основанного в 1798 году указом Павла I военно-сиротского дома для детей офицеров и солдат, павших в боях. Основное внимание там обращалось на воспитание мальчиков, а женское отделение было лишь дополнительным. Но в 1807 году открылось специальное  “девичье училище”, переименованное в 1829 году в Павловский женский институт (военно-сиротский дом тогда же был переименован в Павловский кадетский корпус).

 
 
К началу 1840-х годов в институте было два отделения. Первое, на 120 воспитанниц -  для дочерей офицеров, второе, на 50 воспитанниц - для дочерей "нижних чинов". Целью образования воспитанниц Павловского института, которых в народе называли “павлушками”, являлась подготовка к жизни в семейном кругу, а также овладение профессией гувернантки. По окончания учебы выпускницы получали свидетельство домашних учительниц. Весь учебный курс распределялся на семь классов.

 
 

 

В 1844 году было решено построить для института специальное здание (до этого он находился сперва по адресу наб. р. Фонтанки, 16, а позднее, наб. р. Фонтанки 144). После проведения конкурса между двумя архитекторами был высочайше утвержден проект Р. А. Желязевича, сметная стоимость которого (180 тыс. рублей серебром) была на 70 тыс. рублей ниже, чем в проекте конкурента.

 
 
  
В проектировании фасадов Желязевич следовал требованию царя строить "без всякой роскоши". Отказавшись от портиков, глубокого руста и других приемов классицизма, он ограничился самой простой и экономной отделкой. Штукатурка в сочетании с неглубоким рустом была использована только для облицовки нижнего этажа и карниза. Стены двух верхних этажей были оставлены неоштукатуренными - этот позволяло сэкономить средства и в то же время давало интересный колористический эффект: красный цвет кирпича великолепно сочетался с серым цветом штукатурки.  

 
 

 
 
Подобное решение, навеянное архитектурой североитальянского ренессанса, повлекло за собой и другие мотивы этого стиля: дугообразные наличники, охватывающие только верхнюю часть окна, ренессансный тип оконных переплетов. Простенки Желязевич расчленил высокими лопатками, а стены завершил массивным карнизом на арочках - машикулях. Последнее решение, впрочем, является достаточно сомнительным, поскольку придало учебному заведению для девушек "казарменный" облик.

 
 
Среди прочего, было решено сэкономить и на библиотеке.  Как гласят сохранившиеся документы, "Департамент рассмотрения проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий ... не усматривает особенной надобности в отдельной комнате для библиотеки Института, где число книг не может быть значительным". Зато в здании предусматривалась комната "для образцовой кухни". Была в здании и домовая церковь на 500 человек:


Строительство началось в 1845 году. Вел его архитектор Кокорев под надзором самого Желязевича. Однако, в октябре 1849-м года, когда здание уже было почти завершено, было принято решение о реформировании института. В соответствии с распоряжением императора Павловский институт предназначался теперь "для воспитания одних только девиц благородного звания, в числе 240, с закрытием в нем вовсе существующего в нем ныне особого отделения солдатских дочерей" (солдатских дочерей при этом перевели в ведение Императорского человеколюбивого общества). В соответствии с этим решением пришлось перестраивать и здание, что повлекло сильное превышение сметы (всего строительство обошлось в 405 тыс. рублей). Работы были завершены в 1851-м году.

 
В 1877-1880 годах был построен левый флигель, где разместились квартиры директора и инспектора:

 
 


А в 1894-95 годах здание было частично перестроено архитектором Ю. Ф. Бруни.

 
 
Среди выпускниц Павловского института была Лидия Чарская - известная детская писательница начала прошлого века. О жизни в институте она писала в своих книгах.

 

В 1918 году в здании работал Институт Живого слова: своеобразные курсы дополнительного образования, где свои стихи читал Н. С. Гумилев, а с лекциями выступали юрист А. Ф. Кони, нарком просвещения А. В. Луначарский. 

 

Позднее Павловский институт был преобразован в «единую трудовую школу». В 1930-х годах здесь находились детский сад, школа, учебный химический комбинат им. Менделеева. А с конца 1930-х годов здесь разместилась школа №209.

 

В годы Советско-Финской и Великой Отечественной войн здание использовалось в качестве госпиталя. А после войны в здание вновь вернулась школа № 209.

 

В 90-е годы в сквере перед зданием был установлен памятник Анне Ахматовой (впрочем, почему он установлен именно здесь, я так и не понял):

 

Дореволюционная архитектура, Бруни Ю. Ф., История, Петербург, Кокорев А. В., Желязевич Р. А.

Previous post Next post
Up