Петербург. Пантелеймоновский мост. 1823-24, 1907-1914

May 27, 2009 09:36

Среди мостов, которые находятся рядом с Инженерным замком, выделяется изяществом и богатством декора Пантелеймоновский мост.

 
С начала XVIII века здесь, на месте слияния Мойки и Фонтанки работал лодочный перевоз. Первое упоминание о нём относится к 1721 году. В 1725-1726 годах по проекту Х. ван Болеса здесь был построен акведук, по которому от Лиговского канала подавалась вода к фонтанам Летнего сада. В 1748-1749 году акведук был перестроен Ф.Б. Растрелли. Это инженерное сооружение было богато декорировано лепкой, в стиле барокко. После наводнения 1777 года, когда фонтаны в Летнем саду были разрушены, акведук разобрали и на его месте снова заработал лодочный перевоз.
В 20-х годах XIX века Садовую улицу по проекту Карла Росси продлили до Марсова поля. Теперь она стала одной из важнейших транспортных магистралей города, а Марсово поле - транзитной площадью на пути движения через Троицкий плашкоутный мост. В сложившейся ситуации было логично связать район Марсова поля с другой важной городской магистралью - Литейным проспектом. Было решено построить мост через Фонтанку по оси Пантелеймоновской улицы.

Вид на Пантелеймоновский мост, Михайловский замок и Фонтанку. Литография фон Плухарта. 1826 год
Автором проекта моста стал известный инженер-мостостроитель Вильгельм фон Треттер.


8 июня 1823 года Комиссия проектов и смет ГУПС и ПЗ рассмотрела проект цепного моста, подписанный инженер-полковником Треттером, инженер-майором Поленовым и инженер-поручиком Трофимовичем:



Конструктивная схема моста была чрезвычайно проста: на береговых опорах были установлены два высоких чугунных портала, через которые были переброшены пять рядов парных цепей. Являясь несущими элементами моста, они поддерживали деревянную конструкцию настила проезжей части с помощью вертикальных цепей.


Опоры моста играли не только конструктивную, но и декоративную роль, и были весьма богато декорированы. Порталы состояли из высоких чугунных колонн, увенчанных антаблементом в египетском стиле, и ажурных ребер в виде контрфорсов для придания жесткости и устойчивости всей висячей системе.


Несущие цепи по ширине моста распределялись неравномерно. Одна цепь, проходя по оси моста, разделяла проезжую часть на две полосы движения транспорта. Остальные, попарно расположенные, цепи выделяли тротуары. Подобной организации движения соответствовало и расположение порталов: две большие полукруглые средние арки посередине и две малые арки стрельчатой формы по краям.

Модель моста в масштабе 1:28
Условия проектирования были не совсем благоприятны, так как строительство моста точно по оси Пантелеймоновской улицы вызвало бы необходимость «срезать» часть территории Летнего сада. Чтобы избежать этого, мост несколько отклонили от оси улицы, а порталы установили на береговых устоях не параллельно друг другу. Это позволило замаскировать асимметричность композиции моста.


Береговые устои моста были выполнены из гранита, который остался после разборки окружающих Михайловский замок каналов. Сооружением этих береговых устоев занималась бригада мастера-каменотёса Самсона Суханова. Все чугунные и кованые железные конструкции были изготовлены на чугунолитейном заводе Берда, после чего мост был собран рабочими завода за 18 дней. Перед установкой все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв специальной машиной, сконструированной и изготовленной на заводе Берда:


Строительство моста вел инженер-майор В. А. Христианович под наблюдением Треттера. Оно завершилось 4 ноября 1824 года. Построенный мост получил названия Цепной или Пантелеймоновский цепной мост.

Гравюра Беггрова по рисунку Треттера
Мост замечательно вписался в окружающую местность.

Пантелеймоновский мост. Зима 1853 года
Вот как описывала его художница А. П. Остроумова-Лебедева: «Заворачивая с Литейной на Пантелеймоновскую улицу, мы уже издали видели Цепной мост. Он казался совсем кружевным. Через его ажурные устои просвечивало небо, деревья Летнего сада. Во время дождя он темнел, рисуясь выше и стройнее. Иногда он покрывался инеем и стоял как сказочное волшебное видение. Высоко на перекладинах нежно блестели вызолоченные морды львов. И всегда над ним вились и кружились птицы…».

Остроумова-Лебедева. "Цепной мост".
А вот как писал о нем художник и искусствовед Г. К. Лукомский: «При воспоминании … он рисуется полным фантастического великолепия. Струны, поддерживавшие цепи, золотые украшения на пилонах, весь его старинный силуэт так нужен был именно этому уголку старого Петербурга».

Пантелеймоновский мост. 1870-е годы
Мост, как и все висячие системы, слегка раскачивался. Вот как писала об этом Остроумова-Лебедева: «Очень любила я идти по Цепному мосту. Он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шел народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шел обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шел отряд войск. Топанье многих ног придавало мосту какую-то особую жизнь. Ритм его был бодрый, определенный и веселый. Бывало, идешь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идет войско».

 Фонтанка с Пантелеймоновским мостом, Михайловский замок и Летний сад. Вид с Симеоновского моста. 1900-е гг.
Однако, 20 января 1905 года рухнул Египетский мост, также построенный по цепной системе. В результате, у руководства города возникли сомнения в надежности и Цепного моста. Поэтому было решено заменить его на новый, благо в связи с прокладкой маршрутов городского трамвая решено было провести одну из трасс через Пантелеймоновский мост. Идея провести трамвай по узкой Пантелеймоновской улице была довольно сомнительной (о чем говорит и тот факт, что трамвайную линию там так никогда и не провели), но в 1905 году, невзирая на активные протесты архитектурной общественности, мост был разобран.
Остроумова-Лебедева писала по этому поводу: «Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич (Бенуа) и его друзья горячо отстаивали мост. Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего прекрасного города. Кому-то писали, к кому-то ездили, убеждали, но ничего не помогло. Бенуа предлагал такой проект: если Цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию правоведения. Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, „отцы“ города, т.е. члены Городской думы, на это не пошли и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в музей Петербурга. Он незадолго до того был основан и находился в доме архитектора Сюзора на 1-й линии Васильевского острова»

Пантелеймоновский мост перед демонтажом. 1905 год.
Новый мост был построен по проекту А. П. Пшеницкого. Руководил строительством инженер А. А. Рейнеко. Строительство моста было начато в январе 1907 года, а 26 июля 1908 года он был испытан.
Однако, оскорбленная архитектурная общественность отыгралась во время утверждения декора моста. При рассмотрении проекта моста в Академии Художеств в январе 1906 г. его художественные качества были признаны неудовлетворительными. Был вынесен вердикт: «мотивы решеток скорее характера балконного, чем мостового». Протестовали и Общество архитекторов-художников и общество «Старый Петербург». В результате, архитектору Л. А. Ильину, одному из лучших знатоков архитектурной истории Петербурга, было предложено составить новый проект художественного оформления моста.
 
 

Ильин успешно справился с задачей, так что человек, вписав новый мост в уже сложившееся окружение. Перила моста во многом подобны ограде летнего сада и перилам Первого Инженерного моста.

 
 

Фонарные столбы внешне близки торшерам находящегося рядом Садового моста. 

 
 
С ноября 1908 по ноябрь 1909 года проект декора был одобрен обществом «Старый Петербург», согласован комиссией при Академии художеств и утвержден Городской управой. Декорирование моста было выполнено заводом «Карл Винклер». Все работы завершились в июле 1914 года.

 
В 1915-1923 годах мост назывался Гангутским. С 1923 года мост назывался мостом Пестеля. Именем декабриста П.И. Пестеля были названы и мост, и прилегающая к нему улица.

 

Первая реставрация моста была проведена в 1954 году. Детали моста были вновь покрыты червонным золотом. Кроме того, были восстановлены утраченные торшеры моста по проекту архитектора А. Л. Ротача.

 

Позже реставрации декоративного оформления моста проходили в 1969, 1983-1984 годах.

 

В 1991 году Пантелеймоновскому мосту, в отличие от улицы, было возвращено историческое название. В 2000 году была создана художественная подсветка моста. Первоначальный проект предусматривал подстветку в том числе и перильных стоек, но после кражи пяти прожекторов, подсвечивающих перильные стойки, от этого отказались. 
 
 

В 2002 году проходила капитальная реставрация сооружения: была выполнена замена изношенных металлоконструкций, гидроизоляции и дорожного покрытия. Также были заделаны пять сквозных отверстий, которые появились во время блокады. 

Дореволюционная архитектура, История, Ротач А. Л., фон Треттер, Петербург, Ильин Л. А.

Previous post Next post
Up