Петербург. Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. 1892 - 1899

Mar 03, 2009 10:15

Одной из важнейших высотных доминант Обводного канала является церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове (Двинская ул., 2). Хотя стоит она у самого конца Обводного канала, там где он впадает в речку Екатерингофку, ее большой позолоченный купол виден даже с Московского проспекта.

 
 
История этой церкви связана сразу с двумя "чудесными спасениями" членов российского императорского дома. 17 октября 1888 года происходит крушение императорского поезда в Борках под Харьковом. К счастью, императорская семья выжила в катастрофе (как известно, Александр III, обладавший огромной физической силой, смог удержать на себе падающую крышу вагона).

 

Событие это вызвало по всей стране целую волну возведения храмов (зачастую, сразу несколько в одном городе) в честь спасения императорской семьи. Не остаться в стороне решили и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, жившие на Гутуевском острове и в устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт.

 

Изначально было задумано поставить каменную часовню, но, поскольку приходская церковь отстояла далеко, вскоре более целесообразным показалось выстроить полноценный храм. 
 
 

Проект большого деревянного храма во имя св. Александра Невского был уже составлен гражданским инженером С. И. Андреевым, когда местный фабрикант Иван Агапович Воронин пожертвовал крупную сумму на каменную постройку, оговорив размещение в ней своей семейной усыпальницы.

 

Новый проект церкви на 1400 молящихся был разработан архитектором Василием Андреевичем Косяковым при участии инженера Бронислава Казимировича Правдзика. За образец была взята церковь, возводившаяся в Борках по проекту Р. Р. Марфельда. 

 

Однако 29 апреля 1891 происходит еще одно "чудесное спасение". Во время путешествия по Дальнему Востоку цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) подвергся нападению. Полицейский Сандзо Цуда бросился на него с саблей и нанес Николаю удар по голове. Однако в момент взмаха сабли Николай обернулся и клинок только скользнул по его голове, лишь слегка ранив наследника (шрам на лице Николая остался на всю жизнь). От повторного удара его спасли двое рикш и принц Георг, сбившие с ног нападавшего. Нападение это до сих пор является одной из популярнейших развилок среди любителей альтернативной истории, многие из которых жалеют, что Сандзо Цуда не продемонстрировал владения мечом, достойного, скажем, Миямото Мусаси.

 

В итоге, храм с часовней-усыпальницей был заложен протопресвитером А. А. Желобовским в память уже о спасении Николая в первую его годовщину этого события.

 

В 1897 здание было вчерне готово. 29 апреля 1899 митрополит Антоний вместе с о. Иоанном Кронштадтским освятил главный придел, а 18 июля того же года был освящен придел прп. Иоанна Постника, названный в честь жертвователя, который обещал также построить богадельню и приют. Правый придел храма был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца.

 

Внутри храм был очень просторен и нарядно украшен. Фаянсовый, "под слоновую кость", низкий одноярусный иконостас сделала известная московская фирма М. А. Кузнецова, получив за него медаль на Парижской выставке 1900 года. Его цвет красиво контрастировал с золоченой бронзой царских врат. Образа написал А. М. Постников, настенные картины со сценами жизни Спасителя - А. С. Славцов, орнаменты - Н. М. Будаков. Резьба исполнялась в мастерской П. С. Абросимова, наружные мозаики - в мастерской известного мозаичиста А. А. Фролова. Все внутренние стены храма были расписаны. К сожалению, внутреннее убранство храма практически не сохранилось.

 

В мае 1935 года церковь была закрыта (а последний ее настоятель протоиерей Василий Васильевич Медведский был расстрелян). После закрытия церкви в ней размещались: овощехранилище, мыловаренный завод, склады универмага "Фрунзенский", а на территории церкви - автопарк. За эти годы были полностью утрачены: шатры и главки над алтарем; богатое внутренне убранство; стропильная система центрального барабана и его рельефный золоченый пояс по кровле; уникальная "ковровая" живопись в оконных простенках, откосах, фризах; кирпичная кладка двух боковых приделов с кокошниками и оконными проемами высотой до 3,5 метров; мозаика икон на центральном барабане, мозаичный лик Спасителя; уникальный иконостас, набранный из мозаичных киотов высотой 3,5 метра, изготовленных из белого фаянса (12 небольших его фрагментов были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г. ), а также многое другое.

 

Сильно пострадало здание во время Великой Отечественной войны, когда в нем произошел пожар, начавшийся после попадания снаряда. К исходу XX века от былого великолепия храма остался всего лишь закопченый, обезображенный остов.

 

Первые попытки начать ремонтно-реставрационные работы предпринимались специалистами СНПО "Реставратор" еще в 1976 г.: тогда намечалось решить хотя бы часть задач - выполнить реставрацию фасадов, восстановить наружный облик здания, провести работы по укреплению и консервацию его конструкций. В 1980 г. архитектор СНПО "Реставратор" К. П. Ворпулев выполнил проект реставрации фасадов церкви. В 1991 году храм был возвращен верующим, и в Богоявленье 19 января 1992 года в нем состоялось первое богослужение. 20 ноября 1991 г. утверждено задание КГИОП на ремонтно-реставрационные работы, и в 1992 году начались реальные действия по выведению храма из аварийного состояния.

 

За эти годы выполнена часть работ по реставрации интерьеров; восстановлены металлические оконные переплеты, кованые решетки окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция. Очищены от копоти наружные стены здания. Главный купол храма засверкал свежей позолотой, восстановлены малые главки и шатры церкви. 4 мая 1995 на куполе водружен крест.

 

Сейчас реставрируется живопись центрального барабана и купола, изображавшая небесную твердь, Спасителя и Архангелов, воссоздается майолика на центральном барабане. Начались работы по созданию иконостаса храма. В церкви проводятся регулярные богослужения.

 

Дореволюционная архитектура, История, Косяков Вас. А., Петербург

Previous post Next post
Up