Где конки ночуют?

Mar 01, 2009 23:15

В прошлый раз я выкладывал фотографии конки, ездящей по Петербургу. А сегодня мы посмотрим, как работали конные парки. В этом нам помогут воспоминания Е. П. Ивашевой:
"Мой отец - Петр Васильевич Ивашев - был сыном декабриста Василия Петровича Ивашева, осужденного по 2-му разряду - 20 лет каторги и пожизненное поселение в Сибири. Отец родился уже на поселении в г. Туринске Тобольской губернии в 1837 г. В 1839 г. Умерла его мать Камилла Петровна, а ровно через год умер и отец… Дети были вывезены из Сибири и воспитывались под руководством бабушки М. П. Ле-Дантю и теток, сестер Василия Петровича. Когда отцу исполнилось 16 лет, его привезли в Петербург и приняли в Михайловское артиллерийское училище. При производстве в офицеры отцу были возвращены фамилия Ивашева и дворянское звание. Но на военной службе он не остался и, выйдя в отставку, работал в издательстве газеты "Новое время" у своего зятя К. В. Трубникова… После продажи газеты Трубниковым А. С. Суворину, отец принял предложение поехать на строительство Пермской железной дороги. По возвращении из Пермской губ. В 1883 г. Отец получил должность начальника Выборгского парка Общества конно-железных дорог. В Выборгском парке мы прожили не больше двух лет, когда отец получил новое назначение - в Василеостровский парк, значительно больший, чем Выборгский. В 1888 г. Отец снова получил повышение - его перевели в Московский парк, который находился на Забалканском проспекте, д. 73, недалеко от Триумфальных ворот. Здесь мы прожили до 1896 г., когда отец скончался.

 П. В. Ивашев. 1880-е гг.
… На моих глазах проходила жизнь парка. В 5 часов утра дежурный сторож давал свисток. Отец вставал и уходил на осмотр подготовки к выпуску вагонов.

 Служащие конно-железной дороги перед началом работы. 1898 г. Фотограф К. Булла.
Он проверял состояние лошадей и вагонной прислуги, а также техническую оснащенность вагонов.

 Конки во дворе конного парка. 1898 г. Фотограф К. Булла
Начинался выпуск вагонов, сначала на дальние концы маршрутов, потом на ближайшие.

 Служащие конно-железной дороги. 1898 г. Фотограф К. Булла.
Территория парка была обширная: несколько конюшен, вагонные сараи, ветеринарный лазарет, кузница, слесарная мастерская и т.п.

 Двор конного парка. 1898 г. Фотограф К. Булла.
Большая часть обслуживающего персонала жила в самом парке: кучера, конюхи и другие… В общей жизни парка постоянно царила спокойная трудовая обстановка.

 Служащие конно-железной дороги перед зданием конторы. 1898 г. Фотограф К. Булла.
Нас, детей, совершенно спокойно отпускали гулять по всей территории парка. Мы ни от кого не слышали грубого слова или оскорбления. Появление человека в нетрезвом виде было абсолютно исключено.

 В мастерской по обслуживанию конно-железных дорог. 1898 г. Фотограф К. Булла
Думается мне, что условия труда и оплата были по тому времени терпимы.

 Общежитие служащих и рабочих конно-железной дороги. 1898 г. Фотограф К. Булла
Люди дорожили своим местом. Текучести в обслуживающем персонале почти не наблюдалось.

 Служащие и рабочие конно-железной дороги за обедом. 1898 г. Фотограф К. Булла.
Работая в Правлении в контроле, я видела, как редко появлялись новые фамилии. Из года в год фамилии были одни и те же.

 В медчасти конно-железной дороги. 1898 г. Фотограф К. Булла.
… Лошади в парке содержались очень хорошо.

 Возчики за чисткой лошадей. 1898 г. Фотограф К. Булла
Конюшни были просторные и светлые. В стойле лошадь могла повернуться и лечь. Корм был обильный - сена вволю. Если конюх замечал, что в кормушке нет сена, он сейчас же подкладывал свежее. Овес лошади получали три раза в сутки.

 Торба для овса - изобретение штабс-капитана Рагуля. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла
В конюшне день и ночь дежурили конюхи, так что лошади без присмотра не оставались. Заболевшие лошади были обеспечены ветеринарной помощью. В парке был свой лазарет, который обслуживался ветеринарным фельдшером, жившим в парке.

 Осмотр лошади у конного лазарета. 1898 г. Фотограф К. Булла
Ветеринарный врач приезжал два-три раза в неделю и по вызову. Заболевшая лошадь помещалась в лазарете в большое стойло, где она свободно могла ходить без привязи. Если у лошади ослабевали копыта, то в стойло ставился большой ящик с сырой глиной и лошадь стояла в прохладной и влажной обстановке…

 Лошади конно-железной дороги на прогулке. 1898 г. Фотограф К. Булла.
Днем производилась смена лошадей с кучером. Вид лошадей был достаточно бодрый. Помню, что кучерам запрещалось пользоваться кнутом. Когда производился отбор ослабевших лошадей и их выводили на продажу, то таких лошадей охотно покупали пригородные крестьяне и извозчики.

 Конный рынок. Начало 1900-х гг.
И вот приведу один факт, подтверждающий, что лошади конно-железных дорог не были "клячами". В парке была одна лошадь - молодая, изящная, светло-серая в яблоках, с пушистой белой гривой и пушистым хвостом. Однажды она шла в конке, а мимо проезжал великий князь Константин Константинович. Увидев Султана (кличка лошади), он остановил конку, узнал, из какого она парка, и в тот же день прислал человека купить ее для своего выезда. Правда, конка шла очень медленно, и создавалось впечатление, что вагон тянут не бодрые лошади, а клячи. Но уж такие были условия конно-железной дороги, которые не давали возможности развернуть более быстрое движение."

 Городские власти, служащие и рабочие в день 35-летнего юбилея конно-железной дороги. 1898 г. Фотограф К. Булла

 Группа представителей городских властей и акционеров конно-железной дороги на юбилейных торжествах. 1898 г. Фотограф К. Булла.

 Представители Городской управы и духовенство на праздничном молебне в честь 35-летия петербургской конки. 1898 г. Фотограф К. Булла

История, Булла К., Петербург

Previous post Next post
Up