В этот день, 13 декабря (2 декабря по старому стилю) 1796 года, прах Петра III был торжественно перенесен из Александро-Невской лавры в Зимний дворец.
В 1762-м году Петр III был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, а не в соборе Петропавловской крепости, как все российские императоры, так как не был официально коронован. Павел I, стремясь восстановить попранную справедливость и одновременно прекратить неприятные для него слухи о том, что он являлся якобы незаконным сыном Екатерины II, с первых дней своего царствования установил "культ отца", тем самым утверждая себя законным наследником (и заодно сводя счеты с матерью).
С этой целью был совершен ритуал эксгумации останков Петра III, вскрытие гроба и после церемонии поцелуев праха останки императора были переложены в великолепный обшитый золотым глазетом гроб, который 25 ноября 1796 года был собственноручно и торжественно коронован самим Павлом I с возложением на него Большой императорской короны.
Эксгумации Петра III посвящена эта аллегорическая гравюра Николая Анселена:
Павел I протягивает руку встающему из гроба Петру III. Все присутствующие выражают одобрение, за исключением графа А. Г. Орлова, который отшатнулся в ужасе. Олицетворяющая правосудие женская фигура держит в одной руке весы, а в другой - корону.
Вероятно, этой же посмертной коронации должна была быть посвящена так и не отчеканенная медаль, от которой до нас дошел этот пробный оттиск штемпелей лицевой стороны:
1 декабря было всенародно объявлено о торжественном перенесении гроба с прахом Петра III в зимний дворец. Сама церемония состоялась 2 декабря, в 11 часов дня. Вот как это событие описано в Камер-фурьерском журнале 1796 года:
"Декабрь 2. Во вторник. По предварительном собрании всех членов, с обозначением, кому при чем быть и что несть при процессии Императора Петра Третьяго, расставлены по местам воинские команды, как-то: гвардии всех четырех полков, артиллерии, гусарские и казацкие эскадроны, Лейб-гренадерский полк и прочие, начиная от Невского монастыря до Зимнего Дома, которое все устроено к 10-му часу по полуночи, а в 11-ом часу Его Величество Император, Императрица, Цесаревич с супругою изволили прибыть в Невский монастырь и в особо отведенных комнатах изволили наложить на себя печальные мантии и вышли в предшествии обер-маршальских и гоф-маршальских жезлов; в шествии у Его Величества и Ея Величества ассистентами шли генерал-аншефы, а у Их Высочеств ассистенты были генерал-поручики.
По выходе в церковь и по учреждении всей как духовной, так и светской церемонии поднят гроб Императора Петра Третьего, на котором утверждена Императорская корона, и несен из церкви до святых ворот под балдахином.
Сие началось 11-ть часов пред полуднем, а за Святыми воротами поставлен на одр, запряженный 8-ю лошадьми, и у каждой шел конюх; а потом началось шествие по церемониалу, кому и где что несть или при чем идтить; все сие было впереди, а перед гробом духовная церемония с хоругвиями и множествами священно и церковнослужителей и придворных священников <...>, за ними везен гроб, а за оным Его Величество Император, Императрица, Цесаревич с супругою и Великий князь с супругою и их ассистентами изволили идти пешком от монастыря и до Зимнего Дома: за оными Штатс-дамы, фрейлины и придворные кавалеры..."
Процессия продолжалась 2,5 часа, в Зимнем дворце гроб был поставлен рядом с гробом императрицы Екатерины II (зал был оформлен по проекту архитектора Ринальди):
Составить представление о том, как выглядела траурная процессия мы можем по ее изображению, сделанному неизвестным (по всей вероятности, итальянским) художником. Изображение это представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м. На рулоне траурное шествие лишено, вероятно, некоторых деталей, а окружающий городской пейзаж не имеет ничего общего с тогдашним Невским проспектом, но судя по всему, автор был свидетелем церемонии и делал беглые зарисовки по ходу процессии, создав затем законченное произведение.
Изображение процессии заключено между символическими изображениями Сатурна и Истины, стоящих по сторонам пилонов.
На пилонах текст на латинском и итальянском языке:
"Она, которая побеждала королей и под чьей короной соединились многие царства, с безжалостной силой сдавила горло Фракийцев, теперь простерта бездыханной.
И вот великий преемник провожает прах Петра в крепость с более чем священным трепетом.
И я скажу: похороны - это тени славы, но траур, огорчая нас, открывает истинный образ, который предстает перед нами со всеми подобающими его достоинству знаками.
Как цезарь живет в своем народе, так и народ живет в нем.
Итак, родитель обретает силу в своем сыне, который отдает ему последние почести.
Екатерина захватила то, что должно было принадлежать Петру, и она воспользовалась его скипетром, но Павел по достоинству обрел то, что потеряли и тот и другая, и воссоединил это в своей власти".
Шествие начинается строем пеших "персон" - офицеров в черных епанчах и широкополых шляпах, несущих знамена с земельными гербами Российской империи:
За ними строй трубачей, и на первом плане верхом, за фигурами двух конных адьютантов, фельдмаршал князь Н. В. Репнин, которому было поручено командование всеми войсками, участвовавшими в церемонии.
За фигурой Репнина продолжается траурный строй, в котором выделяется большой щит с изображением Российского герба:
Далее выделяется фигура "рыцаря света" в позолоченных латах, означающая вечную память об усопшем, которая должна была всегда быть утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком "печальный рыцарь" в черных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур:
Далее следуют верхом литаврщик и два рыцаря, несущие атрибуты орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Георгия и строй Кавалергардского полка:
За ними следует шествие духовенства с хоругвями и церковный хор. Несколько генералов несут на подушках ордена и две земельные короны Петра III, сопровождаемые строем лейб-гусар и "Кирасирского наследника полка".
На фоне процессии выделяются царский жезл и скипетр и Большая императорская корона, которую по приказанию Павла I несли граф А. Ф. Орлов, князь П. Б. Барятинский и П. Б. Пассек - участники убийства императора. За ними следует генералитет верхом на фоне строя гатчинцев и преображенцев:
Н. Ф. Греч писал: "Общее внимание обращено было на трех человек, несущих концы покрова - это были граф Алексей Орлов, князь Барятинский и Пассек. Они занимали места, подобающие первым лицам империи". Современники отмечают, что получив приказ нести корону, Орлов "зашел в темный угол и взрыд плакал. С трудом отыскали, а еще с большим трудом убедили его взять корону в трепетавшие руки".
Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином. Рядом с ней идет император с маршальским жезлом и тростью, следом императрица Мария Федоровна с дочерьми и свитой:
За ними великие князья Александр и Константин с женами и
Далее следует свита фрейлин и замыкают процессию лейб-казаки:
После официальных церемоний прах Петра III и Екатерины II был перенесен из Зимнего дворца в собор Петропавловской крепости:
В честь похорон в октябре 1797 года планировалось выпустить медаль. Проект медали был утвержден императором Павлом I, но осуществление проекта было отложено по причине занятости Монетного двора, и , в итоге, так и не было реализовано. Вот так выглядит пробный оттиск одной такой медали: