И вновь у меня в блоге пост-отчет о питерских художественных выставках. На этот раз мы посмотрим те выставки, что проходили в Мраморном дворце (одна из них уже кончилась, а на вторую еще можно успеть).
Первая выставка именовалась "Казачество - опора государства Российского", и посвящена была, соответственно, казакам. Работы были представлены самые разнообразные (благо и тема это вполне себе позволяет).
Ефим Копьин. Портрет Ермака (сама работа вполне хрестоматийная, а вот имя автора открыли недавно, во время реставрации холста):
Колоритный портрет Дмитрия Мартыновича Мартынова, наказного атамана Войска Донского (после 1775-го года):
Алексей Антропов. Портрет бригадира Федора Ивановича Краснощекова:
Репинские портреты кубанских казаков из станицы Пашковской:
Несколько работ Степана Александровского, изображающие
камер-казаков:
Забавный рисунок, изображающий как пленные французы под конвоем казака тащут трофейную пушку:
Еще один зал был посвящен знаменитым казачьим атаманам. Вещи там интересные, однако с названием выставки "на службе России" имена Степана Разина и Емельяна Пугачева стыкуются довольно специфично.
Василий Суриков. Голова Степана Разина:
Его же эскизы к "Покорению Сибири Ермаком":
Василий Конёнков. "Степан Разин с дружиной" (сохранившиеся фрагменты композиции, установленной в 1919-м году на Лобном месте в Москве):
Борис Кустодиев. Степан Разин:
Василий Перов. "Суд Пугачева" (еще одна работа из учебника истории):
Декоративно-прикладные казаки:
Василий Поленов. "Болгарское селение. Кухня Атаманского полка в Брестовце".
Валентин Серов. "Портрет Александра III с рапортом в руке" (здесь она потому, что в левой части картины изображены казаки Собственного конвоя):
Лубочные казаки:
Автор этой работы, кстати, Владимир Маяковский:
И плакатные казаки времен Гражданской войны работы Дмитрия Моора:
Интересная работа Митрофана Грекова "Отступление от Новочеркасска деникинских частей" (Греков эти события, кстати, наблюдал лично):
Степан Эрьзя. "Казак":
Вера Мухина. "Гайдамаки (Уманская резня)":
Если выставка, посвященная казачеству, уже закрылась, то "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" работает вплоть до 2 декабря. На выставке этой представлены работы как белорусских художников, так и тех художников, которые работали в России, но родились в Белоруссии (именно они в большинстве своем самые интересные). С выставкой вышел для меня забавный сюрприз: в аннотации среди художников, работы которых будут представлены на выставке, значилась и Александра Экстер, ее работы есть и в каталоге выставки, однако на самой выставке их почему-то не было, а жаль (хотя если пользоваться тем же формальным критерием места рождения, то Экстер не белорусская, а польская художница, так как родилась в Белостоке).
Один из таких "типа белорусов" - Антон Лосенко (ставший в итоге ректором Академии Художеств). "Владимир и Рогнеда":
А вот Иван (Ян) Хруцкий, и в самом деле белорусский художник. Хоть он и учился в Академии Художеств в Петербурге (и получил звание академика), но в итоге вернулся к себе на родину, в Полоцкий уезд, На выставке представлено сразу несколько его работ:
Андрей Хруцкий (насколько я понимаю, это брат Ивана Хруцкого):
Кондратий Корсалин, еще один белорус (также учившийся в Петербурге):
Весьма значительная часть художников из Белоруссии (и, пожалуй, наиболее значительные по дарованиям художники) - выходцы из тамошней черты оседлости.
Наум Аронсон:
Лейба Альперович:
Леон Бакст:
Марк Шагал (он, хоть и жил в Париже, душой по прежнему всю жизнь пребывал в еврейском местечке):
Учитель Шагала Юдель Пэн:
Станислав Жуковский:
Витольд Бялыницкий-Бируля:
Белорусские фарфор и стекло:
Еще один ученик Пэна Оскар Мещанинов - также как и Шагал в итоге уехал во Францию (а умер вообще в США):
Дмитрий Стеллецкий:
Илья Гинцбург
Портрет Шишкина:
"Василий Верещагин за работой":
"Маленький музыкант":
И мой с ним автопортрет:
Соломон Юдовин, гравюры которого, на мой взгляд - наиболее значительное достижение в художественном осмыслении блокады Ленинграда. Интересно, что на выставке представили не сами гравюры, а эскизы к ним:
"Базар":
Лазарь Хидекель (питерский архитектор и самый юный из учеников Малевича в Витебске).
И еще один ученик Малевича Илья Чашник с эскизом рекламы:
Давид Загоскин, один из членов "Круга художников":
Анатолий Каплан:
Янкель Кругер успел поучиться в Варшаве, Париже и Петербурге, а в итоге осел в Минске (среди его учеников был Хаим Сутин):
Позднесоветское искусство (пожалуй самый скучный раздел выставки).
Георгий Нисский:
Евсей Моисеенко:
Май Данциг: