В прошлые выходные я посетил Академию Художеств, где сейчас проходит две весьма интересных выставок. Самая крупная из них (под нее заняли Рафаэлевский и Тициановский залы) называется "Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя". Представлены на нец, как следует из названия, работы живописца Николая Фешина и скульптора Степана Эрьзи. Выставка - большой межмузейный проект (что в Академии Художеств обычно случается редко), работы на нее дали сразу несколько музеев, как столичных, так и провинциальных. И хотя, на мой личный взгляд, в объединении Фешина и Эрьзи в одном проекте есть некоторое натягивание совы на глобус, сами работы очень любопытные и выставка вышла весьма интересной, так что всем рекомендую ее посетить (она работает до 3 марта).
Еще до выставки, прямо на лестничной площадке посетителей встречает огромная голова "Моисея" работы Эрьзи:
Автопортреты художников:
Эрьзя:
И Фешин:
"Материнство" Эрьзи (поза, на мой взгляд, несколько неестественная):
Фешинский портрет матери художника:
А эта работа "Беспризорник" написана Фешиным во второй половине 1890-х годов, еще во время учебы в Казани. Позднее он будет учиться в Академии Художеств у Репина, и все-таки впечатляет тот прогресс, который он проделал за эти годы.
Немного ню:
И вновь Эрьзя. "Мать с ребенком"
и "Первый поцелуй":
Портрет художника Григория Медведева, коллеги Фешина по рисовальной школе в Казани, в которой тот преподавал после окончания Академии Художеств и вплоть до отъезда в США:
Наталья Подбельская - ученица Фешина и одна из его любимых натурщиц "Казанского" периода:
Работы Эрьзи и Фешина на "национальные" темы.
"Чувашская женщина":
"Чувашская девушка":
"Портрет чувашского мальчика":
Эскиз к картине "Черемисская свадьба":
"Портрет мордовки":
"Старик-мордвин":
А этот портрет Фешина помимо отличной живописи заинтересовал меня еще и личностью изображенного. Это Сергей Осипович Овсянников, известный питерский архитектор, автор доходного дома Веге,
Доходного дома с мозаичной мастерской Фроловых, Кузнечного рынка,
ДК Крупской,
РЖСКТ "Текстильщик",
"Комплект" портретов семьи Тепловых.
Отец, Иван Сергеевич
Мать, Мария Трофимовна
И их сын Алеша. Вид у него обиженный, что неудивительно: позировать он не хотел, поэтому его замотали в одеяло и связали:
Григорий Слобожанинов, соученик Фешина по учебе в Казани и в Питере:
"Капустница" - дипломная работа Фешина в Академии Художеств (он получил за нее премию, дававшую право на загранпоездку):
Портрет Надежды Сапожниковой:
А этот портрет Миши Бардукова остался незаконченным по довольно забавной причине. Ребенок довольно неплохо позировал на первом сеансе, а на втором сеансе "заложил" свою матушку, заявив: "Мама говорит: "Какой талант Николай Иванович, а с виду такой фитюлька". Смущенная мать подхватила ребенка и убежала с ним из мастерской. Впрочем, дружбы Фешина с семейством Бардуковых этот случай не испортил.
Интересная работа Фешина в духе старых мастеров:
А это портрет знаменитого русского путешественника и авантюриста Колобка:
Портрет студентки Марии Быстровой:
Портрет Вари Адоратской:
Очень симпатичная пара портретов, написанная на двух сторонах холста, "Барабанщик" и "Пузырист":
"Обливание" (надо сказать, именно с этой работы я полюбил Фешина как художника, до этого он мне казался слишком уж сфокусированным на внешнем эффекте):
Что хорошо, здесь представлена не только сама работа, но и эскизы к ней:
"Бойня":
И тоже с эскизом:
Отдельная весьма интересная тема - художники и вожди. Фешин до отъезда в США успел написать Маркса, Ленина и Луначарского:
Эрьзя же к этой теме обратился уже по возвращении в СССР. Здесь он сделал как Ленина (кстати, довольно интересно вышло):
Так и Сталина (причем как я понимаю, эта скульптура типа "Я видел Сталина в гробу"):
И еще некоторое количество работ Эрьзи и Фешина:
Другая довольно любопытная выставка размещается в зале внутри Академического музеума. Называется она "Бумага, карандаш... Русский рисунок XVIII века". С учетом того, что обучение в Академии Художеств всегда шло именно от рисунка, и руку всем ученикам ставили очень четко, выставка получилась небольшая, но очень симпатичная (работает она до конца марта).
Иван Акимов.
Александр Варнек:
Михаил Воинов:
Пожалуй, самая приятная часть выставки - работы Антона Лосенко (будущего президента Академии Художеств):