Петербург. Выставки в Академии Художеств.

Feb 19, 2024 16:00

В прошлые выходные я посетил Академию Художеств, где сейчас проходит две весьма интересных выставок. Самая крупная из них (под нее заняли Рафаэлевский и Тициановский  залы) называется "Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя". Представлены на нец, как следует из названия, работы живописца Николая Фешина и скульптора Степана Эрьзи. Выставка - большой межмузейный проект (что в Академии Художеств обычно случается редко), работы на нее дали сразу несколько музеев, как столичных, так и провинциальных. И хотя, на мой личный взгляд, в объединении Фешина и Эрьзи в одном проекте есть некоторое натягивание совы на глобус, сами работы очень любопытные и выставка вышла весьма интересной, так что всем рекомендую ее посетить (она работает до 3 марта).


Еще до выставки, прямо на лестничной площадке посетителей встречает огромная голова "Моисея" работы Эрьзи:








Автопортреты художников:
Эрьзя:


И Фешин:



"Материнство" Эрьзи (поза, на мой взгляд, несколько неестественная):





Фешинский портрет матери художника:



А эта работа "Беспризорник" написана Фешиным во второй половине 1890-х годов, еще во время учебы в Казани. Позднее он будет учиться в Академии Художеств у Репина, и все-таки впечатляет тот прогресс, который он проделал за эти годы.



Немного ню:



И вновь Эрьзя. "Мать с ребенком"






и "Первый поцелуй":



Портрет художника Григория Медведева, коллеги Фешина по рисовальной школе в Казани, в которой тот преподавал после окончания Академии Художеств и вплоть до отъезда в США:



Наталья Подбельская - ученица Фешина и одна из его любимых натурщиц "Казанского" периода:











Работы Эрьзи и Фешина на "национальные" темы.
"Чувашская женщина":


"Чувашская девушка":


"Портрет чувашского мальчика":


Эскиз к картине "Черемисская свадьба":


"Портрет мордовки":


"Старик-мордвин":












А этот портрет Фешина помимо отличной живописи заинтересовал меня еще и личностью изображенного. Это Сергей Осипович Овсянников, известный питерский архитектор, автор доходного дома Веге, Доходного дома с мозаичной мастерской Фроловых, Кузнечного рынка, ДК Крупской, РЖСКТ "Текстильщик",













"Комплект" портретов семьи Тепловых.
Отец, Иван Сергеевич


Мать, Мария Трофимовна


И их сын Алеша. Вид у него обиженный, что неудивительно: позировать он не хотел, поэтому его замотали в одеяло и связали:






Григорий Слобожанинов, соученик Фешина по учебе в Казани и в Питере:



"Капустница" - дипломная работа Фешина в Академии Художеств (он получил за нее премию, дававшую право на загранпоездку):



Портрет Надежды Сапожниковой:



А этот портрет Миши Бардукова остался незаконченным по довольно забавной причине. Ребенок довольно неплохо позировал на первом сеансе, а на втором сеансе "заложил" свою матушку, заявив: "Мама говорит: "Какой талант Николай Иванович, а с виду такой фитюлька". Смущенная мать подхватила ребенка и убежала с ним из мастерской. Впрочем, дружбы Фешина с семейством Бардуковых этот случай не испортил.



Интересная работа Фешина в духе старых мастеров:



А это портрет знаменитого русского путешественника и авантюриста Колобка:



Портрет студентки Марии Быстровой:

















Портрет Вари Адоратской:



Очень симпатичная пара портретов, написанная на двух сторонах холста, "Барабанщик" и "Пузырист":

























"Обливание" (надо сказать, именно с этой работы я полюбил Фешина как художника, до этого он мне казался слишком уж сфокусированным на внешнем эффекте):


Что хорошо, здесь представлена не только сама работа, но и эскизы к ней:













"Бойня":


И тоже с эскизом:















Отдельная весьма интересная тема - художники и вожди. Фешин до отъезда в США успел написать Маркса, Ленина и Луначарского:







Эрьзя же к этой теме обратился уже по возвращении в СССР. Здесь он сделал как Ленина (кстати, довольно интересно вышло):




Так и Сталина (причем как я понимаю, эта скульптура типа "Я видел Сталина в гробу"):





И еще некоторое количество работ Эрьзи и Фешина:























Другая довольно любопытная выставка размещается в зале внутри Академического музеума.  Называется она "Бумага, карандаш... Русский рисунок XVIII века". С учетом того, что обучение в Академии Художеств всегда шло именно от рисунка, и руку всем ученикам ставили очень четко, выставка получилась небольшая, но очень симпатичная (работает она до конца марта).
Иван Акимов.



Александр Варнек:



Михаил Воинов:



Пожалуй, самая приятная часть выставки - работы Антона Лосенко (будущего президента Академии Художеств):









Музеи, Выставки, Петербург, Жизнь в СПб

Previous post Next post
Up