Петербург. Суриков, "Блокада" и Голубкина в корпусе Бенуа.

Mar 18, 2024 16:00

Пару недель назад я наконец выбрался в Русский музей на выставку Сурикова, а заодно посмотрел и другие выставки в корпусе Бенуа. Вообще говоря, Русский музей окончательно охренел от жадности и теперь на каждую выставку на первом этаже корпуса Бенуа требуется брать отдельный билет, плюс еще отдельный билет на экспозицию второго этажа, где была небольшая выставка Голубкиной. Подобной наглости не позволяет себе даже Третьяковская галерея (они могут поставить отдельный билет на некоторые "особо ценные" выставки, однако он по умолчанию включает в себя посещение основной экспозиции). А ведь Питер - все-таки беднее Москвы, так что складывается ощущение, что в Русском музее просто решили избавиться от питерцев.
Главная выставка, на которую установлен сейчас самый высокий ценник - "Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения":


Сделана выставка неплохо, на нее привезли все главные работы Сурикова за исключением "Утра стрелецкой казни" (ее Москва не дала, поскольку она в плохом состоянии).



Однако общее впечатление, которое осталось у меня от этой выставки: Суриков был талантливым живописцем, которому страшно мешала его академическая подготовка. У него очень интересные эскизы, но в больших полотнах все выглядит гораздо скучнее (там он идет не столько от живописи и натуры, сколько от головы). Вот например его "Степан Разин":


В центре он весь такой няшный кроссавчег:


А на переднем плане роскошно написанная фигура спящего казака, которая на десять голов реалистичнее, чем няшный атаман, а потому просто выламывается из картины:


Тем не менее, сами его эскизы чертовски хороши.
К "Боярыне Морозовой":


Этого мальчика он на итоговом полотне "разжаловал" (на эскизе он явно одет как аристократ, а на картине стал представлять простонародье):










к "Ермаку":




и к "Переходу Суворова через Васю Альпы":




Дипломная работа из Академии Художеств (мне из работ этого периода она понравилась больше всего) - "Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста":


Портретная живопись (портретистом он был классным):




Его зарисовки с корриды. Кстати, ему явно это зрелище понравилось, поскольку ходил он на нее минимум дважды, так как вот этот рисунок сделан в Арле:


А этот - в Севилье:


И пара совершенно замечательных деревянных наличников (чтобы добавить выставке "народного духа"):












Если правое крыло корпуса Бенуа занимает Суриков, в левом разместилась выставка "Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады". От этой выставки я ничего особого не ждал, но напротив, оказался очень приятно удивлен. И работы на выставке представлены очень любопытные, и оформлена она хорошо (что сейчас в Русском музее бывает не так уж часто):



Татьяна Глебова (ученица Филонова):



А это, внезапно, Владимир Конашевич, куда более известный иллюстрациями к детским книжкам:



Александр Харшак (известная работа, ставшая в итоге плакатом):



Еще один известный книжный график - Алексей Пахомов. Эта работа из серии "Ленинград в годы Великой Отечественной войны", выходившей в 1946-м году на открытках



Александр Русаков:







Вениамин Белкин. "Первая бомбежка" (интересно, это он пытается пожар Бадаевских складов изобразить?):



Вячеслав Пакулин:





Интересные работы Михаила Бобышова. Он известный театральный художник, и руины дворцов выглядят у него как своеобразные декорации:







Очень интересная серия работ Василия Кучумова с интерьерами Русского музея:







Горячо любимый мной Александр Ведерников:





Гравюры (на основе уличных зарисовок) архитектора Александра Никольского:



А этот плакат Николая Дормидонтова меня очаровал пафосным танком. В машине вполне узнается ранняя, двухбашенная модель Т-26, однако размеры ее художник увеличил раза в три (высота танка примерно 2 метра 30 сантиметров, а тут судя по людям, выходит метров этак шесть минимум):



Георгий Фитингоф. "Блокада снята":


В небольшом зальчике на втором этаже (где прежде был Ермолаев), сейчас открылась выставка Анны Голубкиной. Выставка, очень небольшая (потому как и зал крошечный), всего из пяти работ, но устроители постарались отобрать работы разных периодов и наиболее характерные.
Женская голова. 1902-1903



"Кочка". 1904 (пожалуй самая интересная из работ):



Портрет А. О. Гунста. 1905:



И две работы 1927-го года. "Березка":


и портрет Льва Толстого:


P. S. Тем, кого заинтересовали две последние выставки, стоит поторопиться. "Помним!" работает до 7 апреля, а выставка Голубкиной и вовсе - до 31 марта.

Музеи, Выставки, Петербург, Конашевич, Жизнь в СПб, Никольский А. С., Пахомов

Previous post Next post
Up