На вторые майские праздники мы с женой совершили трехдневный вояж в Белоруссию, посетив Оршу, Шклов, Могилев, Бобруйск, Славгород и Быхов. Началось это путешествие в Орше, куда нас рано утром привез поезд Петербург-Минск, а потому и первым объектом, который оказался у нас на пути, стал местный вокзал:
Здание ныне существующего вокзала было построено в 1912-м году по проекту архитектора И. И. Струкова и выглядело тогда так:
Однако в ходе войны здание сильно пострадало, став жертвой первого применения "катюш". Восстановили его к 1947-му году, при этом перелицева его внешний облик:
Центральный зал внутри вокзала:
Рядом с вокзалом стоят памятник известному К. С. Заслонову, возглавлявшему подпольную группу железнодорожников, оперировавшую на станции Орша:
И паровоз П36:
Покинув вокзал направляемся в город. Памятник Кирову рядом с ДК Железнодорожников:
Малоэтажная сталинская застройка (в городе есть район и с "большими" сталинками, однако его я в итоге проехал на маршрутке):
Построенный в XVIII-м веке келейный корпус, сохранившийся от монастыря базилиан, основанного в XVII-м веке:
Когда-то монастырь выглядел так (сохранившийся корпус находится в правом нижнем углу кадра):
Еще одни "останки монастыря" - келейный корпус монастыря тринитариев:
В начале XX века он выглядел так (как хорошо видно, барочного фронтона на здании уже не было, его восстановили сравнительно недавно):
Мемориал в память о Великой Отечественной войне:
Комплекс зданий иезуитского коллегиума с церковью Архистратига Михаила :
Он был основан в 1616-м году и первоначально здания были деревянными, а каменные здания были построены уже в XVIII-м столетии.
Впоследствии комплекс был сильно перестроен и поменял свои функции, став тюрьмой.
А в постсоветское время его восстановили (правда, насколько я слышал, подлинные строения были фактически просто снесены, после чего комплекс возвели заново).
Забавные мозаики на одном из корпусов:
Рядом с коллегиумом стоит здание водяной мельницы, построенное в начале прошлого века:
У здания лежат старые жернова:
Внутри сделана небольшая экспозиция. На первом этаже экспонаты посвящены производству хлеба, а второй этаж посвящен народным промыслам. Экспонаты там довольно любопытные:
Неподалеку от мельницы находится городище, с которого началась история Орши:
Памятник с указанием даты первого упоминания Орши:
Напротив, на другом берегу реки Оршицы стоит церковь Рождества Богородицы.
Она была построена в 1691-м году, а в конце XVIII-го века перестроена.
В 60-е годы здание снесли, а в 2003-2008 годах построили заново.
Рядом с ней стоит костел Святого Иосифа. Изначально он имел две башни, разобранные в 1870-м году и треугольный фронтон наверху (его разобрали уже в советское время).
А вот и главная достопримечательность Орши - Кутеинский Богоявленский монастырь, главный храм которого - церковь Троицы Живоначальной, построенная в 1624-1626 годах:
Памятный знак, напоминающуй о том, что именно в типографии этого монастыря был издан первый белорусский букварь:
Старые надгробия:
Изуродованная церковь Богоявления Господня:
Современная колокольня (построена на месте существовавшей ранее и разрушенной колокольни):
Далее наш путь лежал к Успенскому монастырю. Здесь находится две церкви. Одна из них, церковь Илии Пророка, была построена в 1898-м году по проекту известного питерского архитектора Н. В .Дмитриева:
Рядом с церковью находятся сохранившиеся старые надгробия:
Интересна вот эта могила, вероятно принадлежавшая военному священнику:
Другой храм, Успения Пресвятой Богородицы, был построен уже в нашем столетии и снимать его пришлось из-за забора:
Далее наш путь лежал сквозь частную застройку. У одного из домов мы увидели множество интересных скульптур:
Самолет У-2:
И забавный русско-американский гибрид - Человек-паук верхом на трехглавом Змее-Горыныче:
Наконец мы выходим к монументу "За нашу Советскую Родину", который поставлен на месте, откуда вела огонь батарея катюш капитана Флерова (это было первое применение легендарного оружия):
Я сперва подумал было, что машина-макет, однако приглядевшийсь повнимательнее понял, что в основе все-таки лежит остов настоящего автомобиля. Впрочем, колеса, сваренные из листов металла впечатляют. ;-)
Еще две небольших достопримечательности - ворота городского парка, построенные в 1950-е годы:
И ствол орудия, лежащий у местного музея: