На днях я вернулся из очередного путешествия, на этот раз в Москву и ее окрестности. Обычно о своих путешествиях я веду рассказ параллельно, однако поскольку и во время майского путешествия я также посещал Москву, то я решил сперва внепланово завершить рассказ о тех местах Москвы, которые я посетил в мае. И одним из самых ярких впечатлений от Москвы стала персональная выставка Олега Целкова в Московском музее современного искусства. С творчеством Целкова я, в принципе, был знаком и ранее, однако "в массе" его работы производят значительно более сильное впечатление, а кроме того выставка была достаточно интересно сделана. Размещалась она в старинном особняке, и за счет анфиладной планировки здания возникают очень эффектные перспективы.
Фотопортрет художника встречает на лестнице:
Вообще говоря, Целков представлялся мне чисто андеграундным художником. Но как я выяснил на выставке, все было несколько сложнее. Он имел профессиональное художественное образование (хоть его дважды исключали из вузов, он в итоге сумел закончить питерский ЛГИТМИК у Николая Акимова) и даже состоял в союзе художников. Правда, из союза его тоже исключали, но потом восстановили после того, как Евтушенко попросил заступиться за художника Фурцеву. Забавно, что Фурцева при этом захотела посетить мастерскую Целкова и посмотреть его работы, но Евтушенко ее благоразумно отговорил: "Вам будет труднее защищать автора, когда вы увидите его картины".
Выставка демонстрирует полную эволюцию творчества Целкова. Начальный этап - начало-середина 50-х годов, просто яркие цвета. Целков увидел в запасниках, ЕМНИП, фовистов и сильно впечатлился (забавно, что в 50-е их можно было увидеть только в запасниках, а уже лет через 15-20 они спокойно висели в экспозиции музеев).
Автопортреты этого же периода:
Следующий этап его развития - конец 50-х годов, картины на черном фоне:
"Матадор и бык"
"Кофейник и стакан"
"Две женшины"
"Канатоходец".
Начало 60-х, цикл "Новое лицо". Целков находит свой характерный стиль с характерными рожами:
"Групповой портрет с арбузом"
"Моряки"
"Автопортрет"
Еще одна постоянная тема Целкова - маски:
"Коллекционер и его коллекция".
"Городской пейзаж"
"Тайная вечеря"
"Автопортрет с женой"
В 1977-м году Целков эмигрировал, но и за границей он продолжает развивать те же темы (разве что краски стали несколько менее яркими):
"Пара"
"Двое"
Очень эффектные женские фигуры (картины очень большие и производят мощное впечатление в том числе и размерами):