Следующим монастырем, который мы посетили после
Спасо-Елеазаровского, стал Снетогорский монастырь. Посетили мы его на самом деле дважды. Дело в том, что когда мы приехали в него первый раз, то обнаружили, что собор с фресками закрыт, но на нем висит объявление, что на следующий день в 12 дня будет проводиться экскурсия. Поэтому на следующий день мы приехали еще раз, чтобы посмотреть сами фрески.
Оставляем автомобиль у ограды монастыря:
Пешком поднимаемся на гору, к воротам, построенным в XVII-м веке:
Современная колокольня монастыря:
Прежде у монастыря была другая колокольня, а точнее, церковь под колоколы Вознесения Господня), построенная в первой половине XVI-го столетия (и перестроенная в XVIII-м столетии). Когда-то она выглядела так:
Увы, в советское время ее сперва обезглавили:
А затем разобрали верхний ярус на стройматериалы (впрочем, по одной из версий, колокольню просто пытались приспособить под водонапорную башню, но при установке бака для воды, ярус рухнул). К 1942-му году нижние два яруса еще стояли:
Однако до наших дней дошли только остатки цокольного этажа:
Главный монастырский собор Рождества Богородицы был построен в 1311-1313 годах:
Сам монастырь, впрочем, еще древнее. Основан он, согласно преданию, в XIII-м веке князем Довмонтом и игуменом Иосафом, а первое письменное упоминание о нем относится к 1299-му году.
Внешний вид собора заметно изменился с течением времени. Еще в XVI-м столетии закомары перекрыли щипцами, а в XVII-м веке устроили четырехскатную кровлю. Поскольку это визуально укоротило барабан главы, его надстроили.
С запада собор постепенно расширялся. Еще в XV-м столетии к стене прибавили притвор, затем его увеличили, прибавив эффектное крыльцо, а в XVIII-м веке были образованы два боковых придела.
У входа к стене прикреплена каменная плита с надписью (вероятно, могильная):
Еще один древний храм на территории монастыря - зимняя церковь Николая Чудотворца, построенная в 1519-м году:
Старинный крест, к которому прикрепили современную фигурку Иисуса:
Теперь заглянем внутрь собора.
Крест изначально был вделан в наружную стену, но теперь оказался внутри:
Заходим в наиболее старую часть, украшенную фресками, созданными, вероятно, в 1313-м году. Расписывала храм артель псковских мастеров. Фрески, увы, сильно пострадали во время осады Пскова. Монастырь использовался как штаб-квартира Стефана Батория, а храм использовали как конюшню, и для обогрева жгли в нем костры. В результате, после ухода поляков фрески сочли испорченными и забелили. Вновь их обнаружили только в начале XX-го века. С этого момента ведется реставрация фресок.
Надо сказать, когда мы вошли в собор, внутри стояли леса, из-за которых фрески практически не было видно. Однако на мое счастье, Снетогорский монастырь - не музей, а потому монахиня, проводившая экскурсию, позволила всем нам забраться на леса и я подробно рассмотрел и отснял фрески:
Иисус в куполе:
Обратите внимание, что нимб у святого внизу более светлого цвета, чем вверху. Это последствия пожара. Нижняя половина лица была закрыта тяблом иконостаса и сохранила свой цвет.
Преполовение:
Рядом с ним Пятидесятница:
Фигуры внизу - народы, которые приходят ко Христу. На Преполовение двери еще закрыты, а на Пятидесятницу они раскрылись.
Сцены Апокалипсиса.
Четыре зверя из видения пророка Даниила:
Море отдает мертвецов:
На противоположной стене - Рай:
Снятие с креста и Жены-Мироносицы:
Въезд в Иерусалим:
Распятие и сошествие в ад:
Рождество:
Сретение:
Бегство в Египет:
Крещение:
Воскрешение Лазаря:
В парусах - евангелисты и их символы: