Брюссель. Музей старых мастеров. Часть 1.

Jul 05, 2020 18:16

Продолжим наши прогулки по Брюсселю. Если античность, примитивы, археологические древности и прикладное искусство сконцентрированы в Музее парка 50-летия, то европейская живопись и скульптура находится в другом месте - в самом центре города. Там размещаются сразу три основные экспозиции, одна из которых - Мухей старых мастеров, с которым мы сеголня и начнем знакомиться.
При входе на первом этаже висят картины на исторические темы. Вот эта, явно изображающая Бельгийскую революцию, вызывает у меня в памяти фразу из лемовской "Кибериады": "сломал ногу, споткнувшись о широкое эпическое полотно...":


Там же в выставочном зале выставлялось "актуальное искусство". Там я и снял эту забавную расписную машину:




Однако сама коллекция старых мастеров находится на втором этаже. Поднимаемся по лестнице с портретами правителей:



Одна из самых сильных работ - "Аполлон и Марсий" Хусепе Риберы. Есть что-то жуткое в утонченности Аполлона, сосредоточенно сдирающего кожу с живого человека:



Якопо Тинторетто. "Мученичество Святого Марка":



Одна из самых интересных коллекций этого музея, разумеется, нидерландская живопись.



"Страшный суд" с кучей милых подробностей:


Тут воскресающий явно еще не до конца собрался и часть костей ташит с собой в руках:


А тут тащат в ад скупца:


И вообще ад совершенно замечательный:



К сожалению, в этом музее нет Яна ван Эйка. Зато хорошо представлен Рогир ван дер Вейден.
"Пьета":


Свежеаттрибутированный портрет Антуана Бургундского, бастарда герцога Филиппа Доброго:


Портрет Лорана Фроймона (эта работа, похоже, была частью диптиха, поскольку изображение есть и на оборотной стороне картины):




Распятие:


А так выглядят обороты боковых створок с изображениями святых Георгия и Иеронима:




Дирк Боутс.
"Суд императора Оттона". У картины замечательный сюжет. Императрица домогалась одного графа, но тот ей отказал. Она оклеветала его перед императором и графу отрубили голову. Но графиня заявила, что граф не виноват, и прошла испытание раскаленным железом (правда возникает вопрос, почему она не прошла это испытание до того, как графа лишили головы), после чего императрицу сожгли на колу. Короче, sexual harassment до добра не доводит!

и "Распятие":



Бартелеми д'Эйк (предположительно, он был учеником Яна ван Эйка):








Жан Эй:












В музее есть две работы Иеронима Босха. Одна из них - знаменитый триптих "Искушения святого Антония":
















Вторая работа без всяких босховских монстров. Это обычное распятие с донатором:



Петрус Кристус. "Пьета":












Колин де Кутер. "Архангел Михаил"  (похоже, это фрагмент какой-то более крупной картины. Все-таки, "незамутненность" отношения к картинам, когда их резали на куски, впечатляет):

















Еще один гений северного ренессанса - Ханс Мемлинг:


:































Очень забавное полотно с Марией Магдалиной, омывающей ноги Христу. Остальные персонажи смотрят на эту сцену с большим любопытством:









Внезапно в ряды фламандских художников "вклинивается" Лукас Кранах Старший:





И снова нидерландцы. Ян Госсарт. "Венера и купидон":



Если на более ранних триптихах донатор скромно ютился в уголке, то здесь заказчик с семейством заняли обе боковые створки:
Ян Корнелис Вермейен. Триптих с воскрешением Лазаря:


Бернар ван Орлей. Триптих с оплакиванием Христа:






Питер Артсен. Горничная на кухне:



Квентин Массейс:
Интересно, что на этом триптихе задние части створок тоже цветные:












И его же "Меняла с женой"





Одно из главных сокровищ музея - большое собрание работ Питера Брейгеля Старшего:
"Падение Икара" (эта работа заставляет вспомнить старый анекдот: "- А где же Ленин? - А Ленин в Польше")


Икара тут с первого взгляда и не найдешь, только приглядевшись, заметишь его барахтающиеся ноги и перья от крыльев:



Необычный портрет - "Зевающий":



Одна из наиболее нетипичных работ художника (явно не обошлось без влияния Босха) - "Падение мятежных ангелов":



А вот это уже типичный Брейгель. - "Перепись в Вифлееме" с огромным количеством очаровательнейших деталей. Интересно, что в музее есть аналогичная работа Питера Брейгеля Младшего. На первый взгляд они очень похожи, но если приглядеться, то становится видно, что в работе с деталями отец куда круче сына и неудивительно, что гением считается именно он:









"Зимний пейзаж с конькобежцами":



А вот как раз копия Питера Брейгеля Младшего с работы отца. "Избиение младенцев":









И еще пара портретов в завершение:






Продолжение следует...

Бельгия, Музеи, Брюссель, Путевые заметки, Искусство

Previous post Next post
Up