В России он зарабатывает деньги «другого порядка и не хочет их упускать»

Dec 21, 2012 23:50


ЧИТАЙТЕ В ПОСЛЕДНЕМ НОМЕРЕ:

Параллельный импорт: развязка пока не наступила Читать далее

На чьей улице будет праздник?
Это решение позволило некоторым экспертам заявить о том, что в многолетней борьбе ФАС с ФТС России по вопросу параллельного импорта, скорее всего, победят таможенники, а последние независимые импортеры будут вынуждены уйти с рынка. Эксперты утверждают, что окончательно эту победу закрепят рассматриваемые сейчас в Государственной думе поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ.

Как известно, сторонники параллельного импорта его запретом в России в 2002 году обычно объясняют тот неоспоримый факт, что многие товары, особенно брендовые, у нас стоят существенно дороже, чем на Западе. Зачастую разница в цене исчисляется разами. С тех пор в отношении параллельного импорта у нас все больше закручивают гайки. В результате в последние годы многие компании были вынуждены отказаться от закупок импортных товаров напрямую у производителей и начали сотрудничать с их официальными дистрибьюторами. Ими могут быть как юридические лица, так и граждане-предприниматели. На сегодня при поддержке законодателей и таможенников они фактически монополизировали отечественные рынки потребительских товаров иностранного производства.

По мнению общественного советника Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Семенова, если бы у нас был разрешен параллельный импорт, иностранные товары могли бы стоить на четверть дешевле. Предприниматели утверждают, что, даже закупив товары не у производителя, а в обычных сетевых магазинах, уплатив при ввозе все положенные пошлины, они могли бы продавать их в России по ценам, которые на 20-30% ниже нынешних.

Так, справедливость этого утверждения на практике доказала компания «Элитвода Ру». До недавних пор она именно таким образом завозила в Россию пиво Guinness и Krusovice, воду Evian и Perrier, пока не проиграла судебные процессы правообладателям этих марок - компаниям Heineken и Nestle. Судьи удовлетворили их иски о незаконном использовании товарного знака. За параллельный импорт пива Guinness с «Элитводы Ру» взыскали 1 млн рублей. Ранее Heineken добилась для компании-импортера запрета на ввоз без разрешения пива Krusovice. При этом на судебных заседаниях по этому делу представитель Heineken открыто признал, что оно продается в Россию по более высокой цене, чем в другие страны.

Своим решением, считают юристы, суд, по сути, подтвердил право компании устанавливать высокую норму прибыли для развивающихся стран, к которым представитель истца в своем выступлении отнес Россию. В исках по параллельному импорту истцы, как правило, заявляют об упущенной выгоде из-за разницы в цене между европейским и российским товаром. Для российского потребителя их упущенная выгода оборачивается ценовой и качественной дискриминацией. В отечественной судебной практике, к сожалению, есть масса подобных примеров, когда наши суды вставали на защиту иностранного правообладателя.

В итоге сейчас наценка у нас на импортное вино составляет порой 200-300%. Из-за ограниченного количества его официальных поставщиков ситуация здесь годами никак не меняется. Такие же проблемы на рынке импортных строительных материалов, автокомпонентов. Эксперты утверждают, что приобрести на рынке запчасти для импортных автомобилей дешевле, чем у официальных дилеров (а их цены сейчас зачастую выше в разы), скоро будет практически невозможно, поскольку после проигрыша судебных дел зарубежным автогигантам независимые импортеры закрываются один за другим.

Так, сначала свою претензию к параллельному импортеру концерн BMW аргументировал тем, что купленные в Европе детали - подделки. Затем стал доказывать, что они сделаны для германского рынка и не годятся для российского. Только в конце разбирательства истец сказали правду, признав, что в России он зарабатывает деньги «другого порядка и не хочет их упускать». Эксперты считают, что зачастую наши суды просто идут на поводу у иностранных правообладателей, защищающих коммерческие интересы своих официальных дистрибьюторов на территории России. При этом речь идет о миллиардах евро сверхприбыли, зарабатываемых иностранными корпорациями на таком завышении цен. Например, по оценке некоторых аналитиков, потери бюджета на госзакупках иностранного оборудования составляют около 30 млрд евро в год.

Наше законодательство позволяет таможенникам приравнивать оригинальную, но ввозимую без ведома правообладателя продукцию к контрафактной. Поэтому с 2002-го по 2009 год у импортеров, не получивших разрешения от правообладателя марки, таможня зачастую конфисковывала даже неподдельный товар, расценивая его как контрафакт. В результате с рынка ушли практически все мелкие импортеры, остались самые стойкие. Выживать компаниям и предпринимателям, ведущим параллельный импорт, в какой-то степени помогали и суды. Некоторые из них не всегда вставали на сторону таможенных органов, отмечая, что контрафактными, согласно ГК РФ, можно признавать только товары, на которых «незаконно размещен товарный знак».

Однако таможенники вскоре могут получить дополнительную возможность для признания такой продукции контрафактной. Так, в многочисленных поправках к ГК РФ, уже принятых в первом чтении, содержится небольшое новаторство: слова «незаконно размещен» предлагается заменить на «размещен незаконно используемый». Это принципиальный момент: если поправки будут приняты в предлагаемой редакции, то вскоре весь товар параллельных импортеров станет действительно контрафактным.

Однако пока российские предприниматели, утверждает «Коммерсантъ», в массовом порядке этому совету не вняли, и потребителю остается рыскать по Интернету, пытаясь обнаружить представителей исчезающего вида импортеров, которые согласны получать меньшую прибыль за товары европейского качества.

Тем временем сторонники и противники параллельного импорта продолжают при каждом удобном случае отстаивать и пропагандировать свою позицию в данном вопросе. Практика последних лет показывает, что на консенсус здесь вряд ли стоит рассчитывать. Слишком большие деньги стоят на кону, да и лоббисты с обеих сторон задействованы серьезные. Похоже, что в последнее время чаша весов начала склоняться в сторону правообладателей и их защитников. Пока не понятно, смогут ли их визави найти достойный ответ. Ясно лишь одно - конечному потребителю, то есть простому россиянину, в этом противостоянии отведена роль стороннего наблюдателя, или разменной карты.

Ведь и те и другие на словах заявляют, что ведут свою непримиримую борьбу лишь для того, чтобы защитить его интересы, здоровье и благополучие. Вот только не совсем понятно, как с этим вяжется стремление некоторых иностранных компаний любыми способами добиться ограничения импорта, чтобы за счет этого получить возможность производить или продавать на территории России товары под своей маркой качеством ниже, чем в Европе, а получать за него большую прибыль. Нам же остается дождаться того момента, когда на этом импровизированном поле брани останется один победитель. Что-то слабо верится, что им окажется потребитель.

Исчерпание, СМИ

Previous post Next post
Up