Волшебный дом. Пособие для молодой хозяйки.

Sep 08, 2013 16:30

Думая о том, какие знания о ведении домашнего хозяйства мне привили некоторые советские женщины, я удивляюсь, что вообще полюбила домохозяйский образ жизни.

Я сейчас с восторгом наблюдаю за теми, кто умеет самостоятельно и добровольно заниматься вязанием или вышивкой. Про шитье я вообще молчу! У меня всегда все получалось неаккуратно, все эти схемы вязания для меня были также непонятны, как формулы по физике и математике. А эти железные монстры, называемые в наших школах швейными машинками, меня до сих пор пугают. Я еле вытягивала годовую отметку по труду на четверку, представляете?!


Свои пятерки я получала на уроках кулинарии. Потому что мама мне предоставила возможность приближаться к плите с пяти лет. А у нашей советской Кармен Электры, также как и у школьной, каждая конфорка имела свой индивидуальный температурный режим, а духовка работала по настроению. И уже тогда я невзлюбила все эти точные рецепты и спорила с учительницей - чего и сколько класть в борщ.

Я ходила в детскую библиотеку, выписывала рецепты в отдельную тетрадочку и мечтала о миксере! Они тогда только появились, но мама, разумеется, о нем не мечтала, и миксера у нас так и не появилось тогда.

И меня очень угнетала эта отечественная бытовая реальность, без нормальных плит, швейных машинок, заморских приправ и без миксеров! Зато с разводной картошкой и ветошью на деревянной швабре, хозяйственным мылом и старыми трусами для помывки посуды.

Но к счастью на моем пути становления как будущей хозяйки попадались и такие женщины, которые в отличие от учительниц труда, некоторых родственниц и маминых знакомых, умели сделать свой дом уютным и волшебным, несмотря на стесненные обстоятельства.

Конечно, в первую очередь такой женщиной стала мама. Она не образец досконального выполнения ежедневной рутинной работы. Но в детстве не на это обращаешь внимание. Он умела создать для меня «гнездышко», нечто уютное и сказочное.



Например, когда ей надо было темными вечерами готовиться к экзаменам и писать лекции, она делала мне печку у батареи: ставила в два ряда все наши табуретки, застилала одеялами и подушками, кутала меня и делала чашку горячего какао. И пока я там читала книжки или сочиняла себе волшебные истории, попивая какао, он при свете настольной лампы, обложившись книгами, что-то писала и делала в словарях миллион закладок.

А еще мама, как человек, выросший в деревне, разбирается в травах. Летом мы всегда ими на зиму запасались. И, несмотря на то, что бани у нас в городе не было никогда, она все равно вязала на зиму березовые веники. Только не такие огромные метелки, а совсем маленькие. И в периоды, когда уже становилось холодно, а отопление еще не включали, мама устраивала мне в ванной самую настоящую баню. Ставила там обогреватель, заваривала веники и травы, зажигала свечи, мыла-парила меня, а потом укутывала в большое полотенце и укладывала в чистую постель. Иногда мы еще после такой «бани» со слезами расчесывали мои перепутавшиеся волосы, а потом завивали их на бигуди-тряпочки. Это такая конструкция из тряпичной полоски и бумажки накрученной на нее.

Мама моя в целом равнодушна к готовке. Иногда на нее найдет вдохновение, и она может сварить курицу, например. Но моя мама непревзойденный мастер дрожжевого теста. Я думаю одно это умение покрывает всю ту жареную и вареную картошку, которые я все детство ела на завтрак, обед и ужин. Но ее булочки и клюквенно-яблочные пироги, украшенные косичками из теста, не превзошел еще никто! Они совершенно нежные и воздушные, после них нет тяжести. Словом, надо просто хоть раз попробовать!



И это умение обращаться с дрожжевым тестом, пожалуй, самое ценное. Потому что оно досталось маме от моей бабушки, а бабушке - от прабабушки. То есть этот ритуал вымешивания теста для обычных булочек в нашей семье имеет столетнюю историю, а может и больше. Наверное это и есть связь поколений. Когда мама заводит тесто, в пространственно-временной космической плоскости все мои бабки и прабабки делают то же самое, и я буду делать то же самое, и это связывает нас в единый клубок теплых ниток, из которого плавно вытекают все связанные носки, варежки и шарфики для внуков. И в эти нитки вплетены семейные истории и женские секреты, письма, которые до сих пор у нас хранятся и черно-белые фотографии.

Мои бабушки-прабабушки оставили после себя много рукоделия - сложнейшие вышивки, половички, связанные крючком кружева и вручную пришитые к покрывалам. А в детстве бабушка собирала много тряпочек и лоскуточков для пошива половичков, и из них же она делала мне разных куколок для игр.

И вот эти дореволюционные выдумки нашего женского поколения меня куда больше трогают и побуждают наводить уют в своем доме, создавать там атмосферу, нежели эти дубовые советские сборники полезных советов для молодых домохозяек. Хотя, такие книги уже почти в прошлом, сейчас много современных аналогов. Но и в современных есть некая дубовость, сухая инструкция.

Невозможно привить женщине любовь к уборке, мытью посуды и полов, стирке и прочим делам, которые скорее похожи на повинность, чем на занятия счастливой жены и матери. Даже если для этого появились сверхтехнологичные стиральные машинки и бытовая химия. Я и стирку по-большому счету не люблю загружать-разбирать, хотя куда уж проще казалось бы. Но когда в основе быта лежит идея - идея создания уюта, идея волшебства, начинаешь воспринимать свой дом иначе. Что-то дает тебе силы расхламлять балкон и антресоли, ночь напролет печь куличи и шить ребенку карнавальный костюм на утренник. Волшебство Рождественское и Пасхальное, волшебство нового урожая, запаха осенних фруктов и яблочных пирогов. Обычное повседневное волшебство совместных завтраков, розовых детских «послекупательных» щек и чтения на ночь. И чаепития перед сном, когда дети уже спят и дом дышит ночным покоем. В таких условиях рождается любовь к своему дому. Хочется в этом доме творить и создавать, а перед этим как учила мама, надо сначала прибраться. И тогда уборка это не повинность, а подготовительный этап перед началом волшебных экспериментов. Все эти задумки и идеи являются способностью жены и матери объединять под одной крышей свою семью.

Женщина становится несчастной в своем доме, когда она из домашней феи превращается в обслуживающий персонал. Когда, например, вместо дел и творчества разделенного с семьей, она берет на себя функцию супер-героя, который все сам сделает для этих эгоистов неблагодарных, пьющих ее кровь. И создание доброй традиции семейного воскресного обеда, в котором каждому есть дело и задание, превращается для хозяйки дома в еще один рабочий день и она сама впахивает полдня у плиты, а потом еще за всеми убирает. Так что всемогущие феи и волшебницы, прежде всего, умеют просить о помощи.



Когда есть идея волшебства, и у домашнего быта есть, можно даже сказать, концепция, женщина чувствует себя создательницей чуда. Появляется вдохновение вновь и вновь проделывать рутинную и грязную работу, чтобы на обработанный фон ровными мазками уже наносить свои краски домашнего уюта, интересных дел, ритуалов и традиций. Причем для этого в доме не обязательно должны водиться деньги, главное чтобы там жили любовь и доброта. И не обязательно для этого иметь огромную семью. Мы с мамой жили вдвоем, и это не мешало нам творить свою домашнюю историю. Так что пусть ваш дом не будет просто помещением, где вы ежедневно должны отработать смену уборщицы, повара и прачки, а будет местом, где творятся маленькие и большие чудеса и живут счастливые люди!

семья, женсовет, вот оно счастье, творчество, домоводство, настроение

Previous post Next post
Up