Оригинал взят у
barma_glott в
Livejournal в предбанкротном состоянии, и скоро будет продан?Либертарианской экономике кириллического сегмента Livejournal, как отдельного коммерческого предприятия, скоро придет конец.
С введением внутренней валюты процесс раскрутки отдельных блогов несколько упростился, но что это дает конкретно компании Livejournal - под катом.
Сначала несколько общих слов.
Ресурсы, наподобие Livejournal, то есть блог-платформы, отбивают свои затраты и получают прибыль двумя основными способами - предоставлением платных услуг и показами рекламы.
Основные платные услуги здесь это:
Отключение показа рекламы (!) плюс несколько непринципиальных фишек - платные аккаунты.
Продвижение отдельных записей - опосредованно, через жетоны - различные Промоблоки.
Теперь посмотрим, что изменилось с введением внутренней валюты.
Накидал небольшую блок-схему - "пищевая" пирамида движения жетонов Livejournal:
То есть сначала все выглядит прилично - предполагаемый рекламодатель покупает жетоны у Livejournal, затем тратит их на промоблоки (возвращая их ЖЖ, фактически завершая оборот) и репосты.
Как показала практика, десяток репостов с ограничением СК порядка 300 равнозначны или превосходят отдачу от Промо на главной - тут я опираюсь на слова одного из крупнейших рекламодателей прошлого года. Поэтому опытные рекламодатели предпочитают тратить жетоны на репосты - это дает гарантию, что минимум сутки их запись будет просмотрена достаточным количеством пользователей.
А вот дальше начинается экономическая несуразица (с точки зрения Живого Журнала) - в отсутствие официального механизма вывода у блогов с высоким СК есть только три способа избавиться от жетонов - запустить собственное продвижение репостами или Промо (есть подозрение, что администрация ЖЖ рассчитывала именно на промо),
потратить их на продление платного аккаунта или
кому-нибудь продать.
Продление платного аккаунта стоит мизер по сравнению с полученными жетонами, покупка промо у ЖЖ - дает не слишком большую отдачу (в соотношении цена/количество), поэтому полученные жетоны раздаются репостами и конкурсами блогам более низкого уровня (уровень тут исключительно величина СК, а не качество самого блога!)
Ну, и далее по цепочке.
У получателей жетонов внизу пирамиды более-менее адекватный способ (после покупки/продления аккаунта) слить жетоны - это отдать их блогерам верхнего уровня на раскрутку собственного блога, либо слить на черном рынке.
Причем тут действовал вполне себе экономический закон - чем выше СК у жетонополучателя, тем больше он мог получить, и тем выше было желание наращивать СК, как тратя жетоны на репостеров нижнего уровня, так и на создание приличного контента.
Первую ошибку (с точки зрения экономической системы) администрация ЖЖ совершила, выкинув на рынок 30 миллионов жетонов. С учетом приведенной выше схемы, это обесценило жетоны, и привело к активизации черного рынка - естественно, зачем платить больше, если можно прийти в пару сообществ, в которых скидывают халявные десятки тысяч жетонов с дисконтом 10-20%.
Второй ошибкой было уничтожение ограничения СК репостера для платных репостов и введение ограничение снизу на пополнение жетонов на репост. Пирамида немедленно выровнялась, и на рынке появилось огромное предложение жетонов от блогов с экстремально низким СК, что, естественно, привело к еще бОльшей девальвации жетонов - сейчас их продают напрямую с дисконтом выше 30%.
Вследствие этого у опытных рекламодателей вообще отпадает желание покупать жетоны напрямую, и миллионы жетонов крутятся в системе без какого-либо заметного участия банковских счетов СУПа:
Более того, в силу существенно выросшей халявы у Livejournal падают "живые" доходы и от продажи платных аккаунтов, и от показов рекламы, поскольку если раньше блоги с низким СК не особо заморачивались с показами рекламы на своих страницах, то теперь у них появилось достаточное количество халявных жетонов на покупку платного аккаунта.
Да, безусловно, совокупное увеличение трафика - это неплохо, но трафик без монетизации для площадки в целом - это нонсенс.
Данный тезис очень наглядно иллюстрирует диаграмма распределения полученных жетонов в зависимости от СК репостера по одному моему посту, на который я выкинул кучу жетонов по новой системе:
Как видно, социальной и экономической справедливостью тут и не пахнет - блоги с СК по нижней границе зачастую получают больше, чем блоги со средним значением СК, а нижняя граница в 200 жетонов означает, что практически любой блог может в легкую купить себе платный аккаунт на полгода-год, сделав (и удалив через сутки) всего десяток репостов. При этом платный аккаунт подразумевает падение доходов собственно Livejournal за счет отключения показов рекламы и получения оплаты своими же фантиками. Хотя и несколько снижает количество необеспеченной валюты, да.
Причем тут есть еще один существенный момент. Заявленная
Livejournal официальная стоимость жетонов соответствует 1 доллару за 100 жетонов. Таким образом, получается так, что размещение ссылки на запись стоит, по версии Livejournal, примерно 60 рублей за сутки показа - это без всяких гарантий нормальной посещаемости.
Зайдите на любую ссылочную биржу, и посмотрите, каким требованиям должен отвечать блог или сайт, чтобы получить такую ставку.
Не знаю, в чью светлую голову пришла такая система, но нормальным экономистом тут и не пахло.
Как следствие непродуманной экономической политики Живого Журнала, черный рынок жетонов привел к появлению мошеннических схем - об этом написал и Игрик, и Карандаш. Вполне закономерная ситуация. Тут даже добавить нечего.
Еще один довольно неприятный момент - изначально либеральные денежные реформы Livejournal оборачиваются вполне себе диктаторским регулированием по количеству репостов конкретным пользователям - уже нескольким жетонохантерам просто отключили возможность видеть кнопку платного репоста с формулировкой "слишком много репостил".
Таким образом, официальный механизм вывода жетонов нужен, в первую очередь, самому Живому Журналу, с целью возврата потока нормальной наличности на счета от рекламодателей, в противном случае мы сможем наблюдать очередной крах либерализации экономики - поскольку чисто диктаторские методы в данном случае явно не сработают.
Вышеприведенная схема монетизации, кстати говоря, привела к еще одному любопытному феномену - монетизации отдельных блогов, в том числе принадлежащих команде ЖЖ, в обход собственно Livejournal.
К этому я отношу и совершенно несуразную рекламу цветочных магазинов и секс-шопов в блоге Бармина (я очень сильно сомневаюсь в том, что СУП получил хоть копейку от деятельности своего коммерческого директора), и платные репосты других сотрудников Живого Журнала.
В качестве заключения хочу сказать, что я совершенно не против существования системы платных репостов даже по нынешней системе - в конце концов, хочешь продвинуться - плати, но выгодна ли эта схема СУПу - сильно сомневаюсь. Более того, в конце-концов вся эта система вполне может привести к экономическому краху русскоязычного сегмента ЖЖ.
PS. Я совершенно не ставил перед собой задачу кого-то учить экономике. И проблема вполне решаема даже на данном этапе. Как - не скажу ))