Принято считать, что музыкальный язык универсален и не требует перевода, однако это не совсем так.
Сегодня попробуем разобраться в аниме музыке на примере произведения японского композитора Макото Миядзаки, написанного для аниме-сериала «Ванпанчмен», созданного в свою очередь по мотивам одноименной манги.
Макото Миядзаки род. в 1981
Манга - это роман в картинках, уникальный японский сплав литературы и изобразительного искусства.
Родоначальник современной манги Осаму Тэдзука одну из своих первых манг под названием «Новый остров сокровищ» написал по мотивам произведений Роберта Стивенсона и Даниэля Дефо.
Осаму Тэдзука 1928-1989
О.Тэдзука "Новый остров сокровищ"
Затем были манги по романам Достоевского,
О.Тэдзука "Преступление и наказание"
О.Тэдзука "Преступление и наказание"
О.Тэдзука "Преступление и наказание"
О.Тэдзука "Преступление и наказание"
многолетняя работа над жизнеописанием Будды,
О.Тэдзука "Будда"
О.Тэдзука "Будда"
О.Тэдзука "Будда"
нео-Фауст и, наконец, манга о Людвиге ван Бетховене, для работы над которой Тэдзука специально совершил путешествие на родину композитора.
О.Тэдзука "Нео-Фауст"
О.Тэдзука "Людвиг Б."
Осаму Тэдзука придумал и оригинальных персонажей, до сих пор любимых в Японии, таких, как Астробой и Блэкджек.
Астробой
Блэкджек
Мало кто знает, что именно Блэкджек явился главным вдохновителем для создателей американского сериала «Доктор Хаус».
Хью Лори в роли Грегори Хауса
В изображениях манги Тэдзуке удалось соединить несоединимое: традиционное японское искусство гравюры, позаимствованные в мультфильмах Уолта Диснея большие глаза, как инструмент выражения эмоций персонажа и художественные приемы, характерные для съемок кинолент: крупные планы, смена ракурсов, оптические эффекты.
Все это создавало у читателя ощущение, что он не читает роман, а смотрит кинофильм.
Судзуки Харунобу “Мальчик на лошадке”, 1765-1770. Музей Хаги Урагами
(слева направо) Утагава Куниёси “Загадки для воинов”, 1847-1852. Утагава Хиросигэ “Игры с тенью, экспромт. Заход судна в порт и подставка для пиал , 1830-1843. Музей Хаги Урагами
(слева направо) Утагава Хиросигэ III “Америка, Франция, Нанкин”, 1860. Кацусика Хокусай “Сто легенд. Дом с разбитой тарелкой”, 1831-1832. Музей Хаги Урагами
Утагава Кунисада "Пятьдесят три станции Токайдо: Вдохновленные знаменитыми картинами"
Цукиока Ёситоси "Окубо Хикодзаэмон, спасающий Токугаву Иэясу на поле боя" 1881
Кацусика Хокусай "Дракон среди облаков" 1849
Большие глаза - выражение эмоций
фрагмент манги "Астробой"
В разгромленной после второй мировой войны Японии манги выходили огромными тиражами, черно-белые, напечатанные на самой дешевой тонкой папиросной бумаге, очень доступные по цене они позволяли людям хотя бы ненадолго отвлечься от ужасов реальности и погрузиться в другие, фантастические миры.
Именно манга явилась главным источником для сюжетов аниме - японской мультипликации.
Аниме произвело эффект культурной бомбы и завоевало весь западный мир в 1988 году с выходом на экраны двухчасового аниме-фильма «Акира».
С точки зрения изображения «Акира» представляет непревзойденный до сих пор шедевр искусства мультипликации, где каждый кадр - это идеально выверенная композиция с невероятно детальной прорисовкой.
кадр из аниме "Акира"
кадр из аниме "Акира"
кадр из аниме "Акира"
кадр из аниме "Акира"
кадр из аниме "Акира"
кадр из аниме "Акира"
В основе «Акиры» лежит манга на 2000 страниц, над которой ее автор Кацухиро Отомо работал почти 10 лет.
Кацухиро Отомо род. в 1954 году
Это сложная философская драма-размышление о будущем человечества в мире победившего технического прогресса, где властью наделены исключительно мерзавцы и где обычным людям стала доступна сила, способная недосягаемо возвысить человека в его возможностях.
Что происходит с человеком, когда он примеряет на себя роль Бога и способен ли человек распорядиться той силой, которую он не в состоянии контролировать?
Вопросы, поставленные автором «Акиры», к сожалению, как никогда актуальны сегодня.
Музыкальное сопровождение японских аниме неразрывно связано с развитием сюжета и характерами персонажей.
Эту музыку интересно слушать, когда понимаешь, что именно она иллюстрирует.
Ванпанчмен в переводе означает человек одного удара.
По сюжету манги главный герой, подросток Сайтама в результате тяжелых, изнуряющих тренировок обретает способность побеждать любого противника одним ударом.
Композитор Макото Миядзаки, буквально следуя за сюжетом, начинает свою музыкальную иллюстрацию с очень длинного ряда бесконечно повторяющихся аккордов, которые, как кирпичи, обрушиваются на голову слушателя, символизируя повторения тех самых монотонно однообразных физических упражнений, что привели героя к успеху.
Однако обретение суперсилы вовсе не сделало Сайтаму счастливым.
Теперь он не получает острых ощущений от поединков и испытывает вселенскую скуку от работы супергероя.
На протяжении всего сериала главный герой безуспешно стремится почувствовать вкус битвы и ощутить радость победы, но противника, равного себе, так и не находит.
Разочарование главного героя композитор иллюстрирует музыкальной темой, в которой мелодия, развиваясь, постоянно возвращается к одному и тому же звуку, как будто что-то мешает ей вырваться за пределы замкнутого круга.
кадр из аниме "Ванпанчмен"
Следуя за подвигами Сайтамы, тема звучит величественно, пафосно, героически, однако в последней вариации она становится вдруг прозрачной, хрупкой и немного грустной, трогательно приоткрывая детскую душу супергероя, которому еще только предстоит повзрослеть.
Click to view