Фомин И.А. Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I (ч. II

Mar 04, 2016 18:54

Оригинал взят у aldusku в Фомин И.А. Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I (ч. II




Дом г-на Саломирскаго (Тверская ул.).(Два подъезда справа и слева пристроены в недавнее время).

Продолжение статьи, опубликованной в журнале «Мир искусства» за 1904: Фомин И.А. Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I. Начало (I часть) смотри здесь

Необходимо упомянуть еще одного весьма знаменитого Петербургского архитектора Кваренги, хотя мне не удалось выяснить что именно он строил в Москве. В книжке графа Loveau имя его упоминается лишь раз: по поводу кадетского корпуса, помещающегося в так называемом Головинском или Екатериненском дворце. Лово говорит: «се corps occupe les deux tiers du palais de Catherine, situé dans l’arrondissement de la Lefortovskaia. Ce palais a remplacé un batiment en bois qui avait été construit sous le règne de I’impératrice Anne (летний дворец Анны Иоанновны, известный под названием «Анненгоф») et brula en l’annee 1753 et un second edifice en bois, le palais Golovine, elеve par l’ordre de l’impératrice Elisabeth et qui eut le même sort que le premier. L’edifice qu’on voit maintenant fut construit en 1774 par l’ordre de l’impératrice Catherine. Commence d’apres le plan de l’architecte Rinaldi, il fut achevé par Camporesi. Les deux façades ornees de colonnes corynthiennes sont de Guarenqui».


Градская больница (Первая). Постр. арх. Бовэ.

Павел I приказал этот огромный дворец превратить в казармы поместив в нем 4-е батальона московского гарнизонного полка и назвал дворец «Екатерининскими казармами». В 1812 г. он был почти разрушен французами; в 1823 г. возобновлен под надзором генерал-майора Ушакова и в 1824 году Александр І-й перевел сюда Смоленский Кадетский корпус.

Еще один Петербургский архитектор - Росси, строивший там Главный Штаб и многие другие прекрасные здания, известен был в Москве постройкой некогда знаменитого театра у Арбатских ворот. Театр этот был построен после пожара Петровского театра; он был деревянный, весь окруженный колоннами; размерами равный малому театру, но далеко превосходивший его роскошью. Начат в 1807 году, окончен в 1810 году. В отечественную войну французы давали в нем представления для своей армии. Последний спектакль был 30-го августа 1812 года; через несколько дней театр сгорел.


Деталь дома г-на Саломирского (Тверская ул.)

Из Московских архитекторов Екатерининской эпохи можно указать еще на архитектора Валли строившего Кусковский театр и Кусковский дворец; архитектора Бланка, строившего на Солянке, на Кулишках Церковь во имя Святого Кира и Иоанна (освященная в 1768 г.); архитектора Окорокова ученика и помощника Баженова; архитектора Де-Ла-Мот и, наконец, архитектора Е. С. Назарова, строившего весьма интересную, особенно внутри, церковь во имя Сошествия Св. Духа на Лазаревском кладбище (нач. 1784; оконч. 1787).


Московская Шестая Гимназия. (Б. Толмачевский пер.)

Из замечательных построек Екатерининской эпохи, кроме упомянутых выше можно указать еще следующие: Колоссальный Императорский Воспитательный дом, основанный Екатериной ІІ-й в 1763 году; дом Пашковых ныне Румянцевский музей (приписывается некоторыми Баженову), дом на Воздвиженке бывший Разумовского, теперь графа Шереметева; дом генерал-губернатора*; дом бывший князя Долгорукого, теперь графини Соллогуб, (он хотя и построен в 1802 году, но по архитектуре его надо отнести к Екатерининской эпохе); Мясницкая больница; Усачевско-Чернявский Институт (девичье поле); Соляной двор за Москвой рекой; Иверская часовня (1791 г.); Кладбищенская церковь св. Елизаветы Преподобной за Драгомиловским мостом (1772 г.).

*Примечание: Куплен в казну в 1784 году. В путеводителе Селивановского (1827 г.) сказано: «он заслуживает внимания прекрасной своей архитектурой, нечто величественное видно во всех частях оного. У главных наружных дверей стоят на пьедесталах колоссальные фигуры хорошей работы, представляющие аллегорические баснословные божества». Где теперь эти баснословные божества?!.


Дом г-жи Селезневой. (Ул. Пречистенка)

И, наконец, еще два весьма замечательных дома, построенных вероятно одним и тем же архитектором, имени которого, к сожалению, не удалось узнать. Оба они стоят вблизи того места, где Яуза впадает в Москву-реку.

Первый из них (ныне Яузская больница) построен в 1798 г. Коллежским Ассесором Ив. Род. Баташевым, купцом, получившим дворянство за образцовое устройство заводов на Выксе. Внучка его в 1817 году вышла замуж за генерала Шепелева и получила в приданое этот роскошный, стоивший несколько миллионов дом. Селивановский говорит по поводу этого дома: «что может только придумать хороший архитектор для построения великолепного дома, то все Вы найдете здесь, почтенный наблюдатель». Для постройки этого дома Баташевым было скуплено и снесено до 16 обывательских домов и приобретена часть земли старого кладбища Симеона Столпника. Владение таким образом занимало площадь в 7000 кв. саж.


Дом г-на Ярошенко, бывший дом Тутолмина со стороны сада к обрыву над Москвой-рекой. (Швивая горка). В настоящий момент боковые флигеля и соединяющая их с главным корпусом полуциркульныя галереи ломаются; взамен того главный корпус будет увеличен двумя прямыми пристройками справа и слева и весь дом будет разбит на 36 мелких квартир.

В отечественную войну в этом доме жил Мюрат. Во время пожара дом сильно пострадал, отделка его после пожара обошлась Баташеву в 300 000 руб. В 1872 году все владение перешло от Шепелевых к кн. А. Голицыной; в 1878 г. куплен обществом Призрения и с этого времени понемногу стали портить дом. В 1880 г. сломаны были две боковые галереи соединявшие главный корпус с флигелями. Обширный зал в 23 сажени длиною переделан на 14 больничных палат. Великолепная живопись на плафонах и на лестнице забелена мелом (теперь живопись сохранилась лишь в одной палате - работа отличнейшей кисти); в 1899 году сломана роскошная наружная лестница, украшенная колоннами, которые тремя маршами вела из сада прямо во второй этаж дома. В этом же году пристроена скверной архитектуры церковь с правой стороны главного корпуса. Этой пристройкой совершенно испорчен боковой фасад, пожалуй, еще более интересный, чем главный.

Другой дом (бывший Тутолмина), живописно расположен на обрыве к Москве-реке, на так называемой Швивой горке. Селивановский пишет: «Самая Вшивая горка до красного холма усеянная в приятном смешении небольшими домиками, церквами, представляет нечто очаровательное, но что более придает прелести сей стороне Вшивой горки, то это на полукружии горы дом бывшего Московского Военного Губернатора Тутолмина. Истинно надобно сказать, что мало в Москве таких домов, а местоположение и архитектура делают его единственным». Главный корпус соединяясь полуциркульными крыльями с боковыми флигелями, образует почти совсем круглый cour d’honneur. Теперь этот дом принадлежит г-ну Ярошенко, который перестраивает его под 36 мелких квартир. В момент, когда я пишу эти строки, десятка два ломов уже работают над разрушением всех боковых флигелей, составляющих красу дома.


Дом г-на Ярошенко, бывший дом Тутолмина (Швивая горка) со стороны двора

Переходя к эпохе Александра І-го я могу лишь назвать важнейшие памятники этой блестящей эпохи русской архитектуры и некоторые года, так как мне, к крайнему сожалению, не удалось пока узнать имен авторов построек, кроме одного, впрочем, именно: архитектора Бовэ. Два снимка с Московской «Градской» больницы, которую он строил, помещенных в этом номере сразу убеждают в несомненной талантливости художника.

Кроме того он строил Большой театр (окончен в 1824 г.). Это был величественный спокойный Empire. По поводу него граф de Лово пишет: «Cet edifice dont la masse presente quelque chose de colossal est d’une architecture plus sévère qu’elegante». После пожара 1856 г., театр этот был заново отделан архитектором Кавос, причем сильно пострадала наружная красота здания. Этот художник не захотел восстановить старую архитектуру Бовэ и, очевидно, стремясь сделать ее, согласно изменившейся моде, «plus elegante», в значительной степени исказил здание. Последней работой Бовэ была триумфальная арка у Тверской заставы. Это произведение лишено той непосредственности, простоты и силы, которые присущи всем его постройкам. Возможно, что здесь сказалось влияние его помощников.


Дом г-на Ярошенко, бывший дом Тутолмина. (Швивая горка). Боковой флигель, который в настоящий момент ломается

Вот ряд великолепных еще уцелевших Empire в Москве: Университет, возобновленный в 1816 г. (Моховая); Малый театр; Университетская типография (Страстной бульвар); дом Саломирского (Тверская); Военный Госпиталь (Лефортово); великолепная решетка Кремлевского сада (1801 г.); Лазаревский Институт 1815 г. (Армянский п.); Здание опекунского совета 1825 г. (Яузская ул.); Коммерческое училище, 1804 г. (Остоженка); Вдовий дом, 1803 г., дом кн. Гагарина (Новинский бульвар); поэтичный домик у Софийской больницы (бывший кн. Щербатова; Кудринская Садовая); два домика у Тверской заставы; 3-я гимназия (бывш. дом кн. Пожарского); дом обер-полицмейстера (Тверской бульвар); дом Государственного Банка (Никитский бульвар); дом Удельного Ведомства (Пречистенский бульвар); дом Селезневой (Пречистенка); дом Станицкой (там же); дом Военного суда (Арбат), и наконец, Склады у Крымского моста, простота и величие которых поражают.

Из исчезнувших Empire можно указать на Медико-Хирургическую Академию (Рождественка) «un vaste batiment à 3 étages orné d’un fort beau péristile» (Loveau). Лет двенадцать тому назад это здание перестроено архитектором Соловьевым под «Строгановское училище». Здание Аукционной продажи (дом Полторацкаго) против Большого театра; старое здание Присутственных мест (постр. 1821 г.) на месте красуется городская дума, построенная в якобы русском стиле; такое же изделие современного отечественного зодчества заменило и прекрасные строго-классические торговые ряды; дом генерала Егорова, против Александровского сада (он перестраивается в настоящий момент на четырехэтажный доходный дом). В прошлом году перестроили отличный Empire - дом Бородина (на Кареткой Садовой) на стиль «moderne».


Яузская Больница, бывший дом Шепелевых. (Швивая горка). Боковой фасад с балконом. Роскошная наружная лестница с колоннами, которая тремя маршами вела из сада прямо во второй этаж дома на этот балкон, сломана в 1899 году. В этом же году пристроена плохой архитектуры церковь, которая примыкает справа, закрывая собою часть этого фасада.

Сейчас ломают два чудных домика г. Леве (в Столешниковом пер.) и дом Ерусалимского подворья (на Пречистенском бульваре). Взамен того и другого будут доходные дома в стиле «moderne». Да что говорить об этих частных домах, когда, предел вандализма, ломают лучшее здание Москвы - прямо классически прекрасный Университет?

А сколько изуродовано пристройками и перестройками! На Английском клубе на правом флигеле наложен третий этаж и уничтожена часть лепной работы; на другом флигеле понаделаны на окнах новые наличники. Перед главным входом в училище Ордена Св. Екатерины сделана пристройка, испортившая фасад, к чудесным каменным воротам пристроена жалкая деревянная будочка для дворника! Вдоль всей решетки у Cour d’honneur Шереметьевской больницы, понастроены эти отвратительные Сухаревския лавки; к главному корпусу Александровского Института пристроены два уродливых боковых флигеля; Императорское Техническое училище - один из лучших памятников эпохи-безбожно испорчено двумя пристройками Гражданского Инженера Кекушева; в доме Государственного Коннозаводства, - второй этаж, который представляет ряд роскошных зал стиля Empire, - устроена квартира, при чем под кухню пошла часть огромного зала, богато украшенного отличнейшей скульптурой! В Студенце (Земледельческая школа) от прежнего величия (бывшая дача графа Закревского) остались лишь ворота, водокачка, да два памятника над могилами собаки и лошади графа.


Яузская больница, бывший дом Шепелевых. (Швивая горка). Боковой фасад.

А сколько уничтожено в Москве этих поэтичных ворот со львами и сколько чудных садовых решеток. У главного здания Университета на наружной лестнице так удачно помещены были шесть больших железных фонаря - теперь они уже исчезли и вероятно будут заменены пошлейшими цинковыми изделиями для электричества. Один из снимков в этом номере пусть будет упреком тому, кто в этом виноват.


Яузская, больница. (Швивая горка). Парадная лестница.

А сколько непорченых церквей внутри и снаружи! У господ настоятелей церквей замечается особенная страсть все подновлять и перестраивать. Делается это на «жертвованные» деньги и в угоду купцу- толстосуму, часто по его «плану» уродуются сотни отличных памятников архитектуры.Неужели нельзя остановить этих непрерывных посягательств на то, что должно быть неприкосновенно?

Мне скажут: а Археологические общества? Разве они не охраняют старину?


Дом г. Липгарт. (Мясницкая ул.)

Да, но я знаю одного члена Археологического общества и председателя комиссии по сохранению памятников зодчества, который ломает, как архитектор, один из лучших памятников Empire (Университет). Мне укажут на то, что 19-й век еще не принадлежит к охраняемой эпохе Почему же не принадлежит? Разве нужно ждать пока будет все уничтожено, чтоб собирать потом кирпичи погибших памятников? По моему критерием археолога должна быть не одна отдаленность эпохи, но и художественная ценность предмета. Или должно существовать еще особое общество: «Художественно-Археологическое», членами которого были бы тонкие ценители искусств и задачей которого было бы охранять памятники искусства всех эпох? Члены такого общества необходимо должны быть снабжены большими полномочиями и непременно иметь весьма большие права.


Яузская больница, бывший дом Шепелевых. (Швивая горка). Ворота с зелеными львами.

В трудах 1-го Археологического Съезда (т. I, стр. 105-107) Голышев пишет (25-го марта 1869 г.): «Члены Общества покровительства животным постоянно преследуют жестокое обращение с животными и частенько представляют лиц к мировым судьям. Члены же Археологического Общества не снабжены никакими уполномочиями к сохранению памятников древностей нашего дорогого отечества». Эта параллель может быть несколько смешна, но совершенно основательна.


Один из двух симметричных домов близ арки Тверской заставы.

Необходимо дать право привлекать к суду лиц, нарушающих законы сохранения памятников искусства и старины, и право отчуждать [у них] движимое и недвижимое имущество, имеющее художественную или археологическую ценность.

Ведь имеет же город право отчуждать земли обывателей. Для этого был когда-то составлен и Высочайше утвержден план урегулирования города. Мою землю - мою собственность - город отчуждает, если она ему нужна. Почему бы не создать такой же утвержденный реестр зданий и предметов имеющих художественную или археологическую ценность? Я владею домом или вещью до тех пор пока берегу ее в неприкосновенном виде. Но лишь я хочу перестроить дом, продать вещь - у меня их отчуждают. Если же кто тайно продал пли испортил памятник - то он подлежит суду.


Дом Государственного Коннозаводства. (Поварская ул.). (Часть одного из соседних зал, не менее роскошного, украшенного богатой скульптурой, отдана под кухню в квартире управляющего).

Давно уже были люди, которые мыслили так, но они всегда были единицами. Один в поле не воин. А. Васильчиков в нескольких резких статьях в «Современных Ведомостях» (1872 г.) осуждает повсеместный вандализм. Он пишет между прочим: «Хотя несомненно нам более по сердцу наша допетровская старина, однако, мы желаем чтобы достойные памятники всех эпох, всех царствований, сохранили свой характер, а не пропадали под вечным закрашиванием, забеливанием и перестройками. Мы бы хотели сохранить в первобытной красе здания времен Аристотеля и Алевиза, точно так же как и памятники Петровского времени и произведения Растрелли и Казакова». Это было сказано тридцать с лишним лет тому назад. Говорилось и после много раз; говорится и теперь. Но все напрасно.


Дом Государственного Коннозаводства. Лестница. (Поварская, ул.).

Один за другим падут под ломом каменщика последние величественные памятники блестящей эпохи русской архитектуры. Никто из власть имущих их не защитит. Непонятны они для современного измельчавшего огрубевшего поколения людей.

Ив. Фомин

Москва,

16 июля 1904 года.

Источник: Фомин И.А. Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I // Мир искусства. 1904 №7 стр. 147-198


Дом Государственного Коннозаводства. (Поварская ул.).


Деталь дома обер-полициймейстера (Тверской бульвар). Любопытны рыцарские шлемы, украшающие консоли балкона.


Дом г-жи Станицкой (Ул. Пречистенка)


Колоннада Государственного Банка. (Никитский бульвар).


Возможно Вас заинтересуют следующие мои заметки:

«Мир искусств» 1899 год, II том. Поленова Елена Дмитриевна и другие великие художники

Сэр Николсон Уильям. Статья из журнала «Мир искусств» 1900 №11-12

Соловьев Н.В. Библиография усадеб.

«Виды села Грузина» - самая дорогая книга и памятник самой красивой усадьбе.

Виды села Влахернского - книжный шедевр и усадьба С. М. Голицына

Библиотека князей Куракиных и виды Усадьбы Надеждина

ПутешествияМир искусстваМир библиофила



Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Архитектура, Россия, История, Искусство, Москва

Previous post Next post
Up