Фомин И.А. Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I (ч. I)

Mar 04, 2016 14:46



Мое предисловие.

Сегодня я хотел Вас познакомить с замечательной статьей великого архитектора Фомина Ивана Александровича (1872-1936), зодчего много сделавшего для двух столиц.

Статья «Московский классицизм. Архитектура в Москве во времена Екатерины II и Александра I» была опубликована в журнале «Мир искусств» за 1904 год и сразу стала классической. Для нас она ценна еще и тем, что её сопровождают фотографии архитектурных шедевров Москвы, сделанные в начале XX века сотрудниками журнала.


Дом Пашковых (Румянцевский Музей) Ворота.(Ул. Знаменка).

С учетом объема и количества фотографий (49) я разделил статью на 2 части. Текст распознан и приведен к нормам современного языка мной. Подстраничные примечания* редакции журнала идут сразу после абзаца, которому они относятся, с подчеркиванием слова: Примечание (да простят меня корректоры, главное что было заметно). Комментарии и описание к фотографиям - автора. От собственных комментариев - я воздержался в связи с отсутствием значительных знаний в архитектуре и москвоведение.

Приятного чтения.


Дом графини Соллогуб. (Поварская ул.)

Поэзия прошлого! Отзвук вдохновенных минут старых мастеров! Не всем понятное тонкое чувство грусти по былой ушедшей красоте, которое подчас сменяется невольным восторгом перед грандиозными, египетскими по силе, памятниками архитектуры, соединившими в себе мощь с деликатностью благородных истинно аристократических форм.

Уже многоэтажные дома в каком-то странном стиле, - творения измельчавшей породы людей и их бездарных художников, - сменяют эти удивительные постройки эпохи Екатерины II-й и Александра І-го. Их осталось уже так мало! Тем ценнее они. Тем больше люблю я их.

Посмотрите этот сад обширный, шумящий и вдали четыре колонны уютного, белого дома; или эти огромные пустынные дворы перед фасадами домов-дворцов с подъездами почти царскими, с двумя крыльями, которые смело легли полукругом на сто сажен вправо и влево; или эта тяжелая мощная колоннада; или эти строгие формы строгого стиля Empire - холодные, прекрасные! Когда-то это понимали, ценили; когда-то людям это было нужно. Теперь - уже не понимают и даже не замечают!


Голицынская больница (Калужская ул.)

Лишь художник, проходя мимо, останавливается, пораженный строгой красотой и повесть о былом, прошедшем чарует его.

Эпоха Екатерины II-й и Александра І-го в истории архитектуры достойны самого большого внимания и тщательного изучения. Это эпоха, в которую архитектура у нас была наиболее сильна.


Голицынская больница. (Калужская ул.).

Существует совершенно противоположный взгляд, поддерживаемый весьма многими. Считают ее эпохой «упадка» русской архитектуры. Если смотреть с точки зрения «русского стиля», пожалуй это и был «упадок», потому что в это время ничего в русском стиле не строили. Если же отвлечься от симпатий к тому или другому стилю, если смотреть только с точки зрения абсолютного достоинства памятников архитектуры, если ценить все, что прекрасно и совершенно, то нельзя не признать, что никогда, ни до ни после, архитектура у нас не достигала такой силы, законченности и благородства.

Стиль Екатерины ІІ-й - наш Louis ХVІ-й - не отличается правда тонкостью профилей и деталей, он несколько наивен, «сыроват» и в общем, надо сказать, уступает французскому Louis ХVІ. Тем не менее такие вещи, как Голицынская больница, Румянцевский музей, церковь на Лазаревском кладбище, церковь Филиппа Митрополита, дом бывш. Шепелева и др. полны такой живописной прелести, так интересны по композиции масс, так роскошны по замыслу, так цельны и характерны, что по одним только этим московским памятникам, можно судить о том, какое почетное место занимает Екатерининская эпоха в истории русского искусства.


Дом главного доктора при Софийской Детской Больнице. (Кудринская Садовая).

Сменивший стиль Екатерины стиль Александра І-го - наш Empire - еще выше. При великолепной общей композиции масс, удивительной строгости пропорций, он сочетал в себе силу с деликатностью, суровость с тонкостью и благородством.

Детали блещут изысканной законченностью, профили - рисунком. Скульптура носит совершенно своеобразный, присущий только русскому Empire, характер; богатый и сложный по рисунку орнамент, лепится «сочно» и «вкусно», оставаясь в то же время, - каким-то чудом,- холодным, каменным. Это верх орнаментального искусства. Еще одна особенность присущая, преимущественно, Московскому Empire - это колонны без баз и переходы от рустов к гладкому полю, или от одного поля к другому простым уступом без карниза, - эти детали еще более увеличивают и подчеркивают простоту и величие этого стиля.


Дом князя Гагарина. (Новинский бульвар).

В эту эпоху архитектура в России шла наравне с западной не уступая ей и даже, я не боюсь сказать, превосходя ее в некоторых отношениях. Empire заграницей быть может был богаче, разнообразнее, совершеннее в деталях, но не был так строг, выдержан и благороден и не был так целен. Ни в Париже, ни в Берлине, ни в Лондоне вы не найдете таких чистых и строгих памятников Empire как у нас. Казалось бы странно говорить, что стиль «чище» в той стране, которая не сама его создала, а заимствовала в чужой, однако Empire выросший на подражание древнему Риму - в сущности был всюду в одинаковой мере чужд и может в этой чуждости и лежит секрет его холодной, чистой, абсолютной красоты.

Притом же Empire нашел у нас в России «подходящую почву». Empire стал «русским», «московским». Когда мы говорим старинный русский барский дом - мы говорим об Empire. С тех пор как мы, пройдя школу Петра Великого, стали европейцами, нам сделался несколько чуждым наш русский стиль и мы, отставши от него, стали последовательно привыкать к ряду сменявших друг друга западных стилей, но ни один не ответил так складу русской натуры и характеру тогдашних бар, как стиль Empire - простой, спокойный и величавый, лишенный вычурности и кривлянья.


Дом г-жи Ганецкой (у Арбатских ворот).

Возвращаясь к эпохе Екатерины ІІ-й, я хочу сказать несколько слов о тех условиях благоприятных и неблагоприятных под влиянием которых развивалась русская архитектура в то время.

Широкая натура и широкие взгляды Императрицы Екатерины ІІ-й привлекали к кормилу правления лиц смелых, решительных и таких же широких, какою была сама государыня. Все затеи в политике, в общественной жизни, в торжествах и празднествах, носили какой-то баснословно-грандиозный характер. Казалось вопросы экономические никогда не посещали головы этих людей.

В год коронации на переезд государыни из Петербурга в Москву (в сентябре 1762 года) потребовалось (несмотря на то, что императрица ехала почти инкогнито) 12 000 лошадей и 80 000 народу. На парадных гуляньях, устроенных в честь коронации били фонтаны красного и белого вина. Государыня объезжала пирующих в золотой карете, за нею следовала залитая золотом свита, которая кидала деньгами в толпу. Денег вообще не считали. Граф Орлов-Чесменский на свою морскую кампанию получил от Императрицы «в безотчетное распоряжение» 20 миллионов руб. Потемкин и Орлов получили «от щедрот государыни» за 20 лет приблизительно 17 миллионов руб. и 45 000 крестьян. И это было в то время, когда государственные доходы были сравнительно ничтожны; так например, в последний год царствования Екатерины общая цифра государственных доходов достигала всего 70 657 619 руб.


Церковь во имя Св. Татьяны при Московском Университете.

Пересмотрите планы Голицынской больницы, Воспитательного дома, Института ордена Св. Екатерины и прочие. Вы будете поражены той неудержностью, с какою затевались все эти постройки.

А Головинский дворец, который стоил 15 миллионов руб.; а Императорский кремлевский дворец, который должен был окружить кольцом почти весь Кремль. По смете он должен был стоить 30 миллионов руб. парадная лестница его 5 миллионов. Одна модель его обошлась в 60 тысяч руб.*

*Примечание:Бантыш-Каменский.


Дом Государственного Банка. (Никитский бульвар).

Несомненно, что на характер построек могла иметь влияние и та поспешность, с которою часто возводились постройки. В угоду своей повелительницы сподвижники Екатерины ІІ-й не раз выстраивали огромные дворцы в течение полугода; так например, в коломенском был построен в шесть месяцев большой трехэтажный дворец (два каменных этажа, третий деревянный; в этом дворце Екатерина ІІ-я остановилась в 1787 году). В Кускове в имении графа Шереметева был в течении полугода построен французским архитектором Балли знаменитый Кусковский театр (с декорациями Гонзаго). Иногда в течении нескольких только недель выстраивали по пути следования Императрицы целые городки.


Градская Больница (первая). (Калужская ул.)Постр. арх. Бове.

Несомненно имело весьма большое влияние и то обстоятельство, что в то время все силы богатства и власти сосредоточены были в руках дворян. В наш век, когда дома, поместья и богатства старинных родов переходят в руки купцов, различных «parvenu» [выскочек] и даже разбогатевших кулаков-крестьян, неудивительно, что архитектура все больше и больше опошляется - строгость стиля, спокойность и благородство не нужны; нужны кричащий блеск и нахальная вычурность. Тогда же природное чутье аристократа не позволяло вылезать на улицу с размалеванным фасадом.

Несмотря на всю роскошь внутри дома, на роскошь в жизни и в костюмах, - фасады домов в то время были всегда в высшей степени просты. И очевидно эта простота была обусловлена вкусами, не экономией. В этом последнем упрекать не приходится. Достаточно вспомнить о тех безумных тратах на содержание домовых театров, на празднества, на которых бывало по 20 тысяч приглашенных, на фейерверки, стоившие десятки тысяч руб. и прочие. А затеи вроде той, когда Разумовский перенес из Киева свой деревянный дом в подмосковную деревню. Или Орлов, который, заказав художнику Гекерту написать картины, изображающие Чесменский бой*, велел взорвать на воздух в присутствии художника военное судно на море, близь Ливорно; или Потемкин, который в 1787 году, когда ему не понравился выстроенный Баженовым Царицынский дворец велел его сломать и построить новый.

*Примечание: Эти картины находятся теперь в Петергофском дворце.


Дом Английского Клуба. (Тверская ул.) Фасад искажен безобразным и абсолютно ненужным «зонтиком».

Состояния дворян тогда были колоссальны. Юсуповы, например, не знали счету ни своим миллионам, ни своим имениям. Когда у князя спрашивали: есть ли у вас, князь, имение в такой-то губернии? Он отвечал - не знаю, надо справиться в памятной книжке. Сын Разумовского, А. К. Разумовский, построил себе на Басманной улице двухэтажный деревянный дом, который обошелся ему около 4 млн. руб., при доме был сад в 43 десятины. По смерти графа Орлова-Чесменского 22-х летняя дочь его Анна осталась единственной наследницей его состояния. Ежегодный доход её простирался до миллиона рублей. Стоимость недвижимого имущества равнялась 45 миллионам. Бриллианты и другие драгоценности её стоили 20 миллионов. Да стоит ли считать богатства и перечислять безумные затеи? Достаточно знать что в то время жили и были в силе Орловы, Голицыны, Шереметевы, Разумовские, Нарышкины, Румянцевы, Юсуповы и др.

Нельзя обойти молчанием также ту любовь и уважение, которыми пользовались тогда архитекторы; чувствуется, как в них тогда нуждались, как живо интересовались тем, что они делали, и как умели ценить то, что было талантливо сделано. Это рождало ту силу и энергию и то вдохновение, которые сквозят почти в каждом архитектурном произведении того времени. Императрица Екатерина ІІ-я в письме своем к Гримму называет Баженова «своим архитектором» далее «своим другом». В 1787 году, в год окончания постройки здания Присутственных Мест (ныне Окружной суд) в день освящения, Екатерина ІІ-я обходя с блестящей свитой все помещения и все внимательно и подробно осматривая, сказала архитектору Казакову: «Как все хорошо! Какое искусство! Это превзошло мое ожидание; нынешний день ты подарил меня удовольствием редким; с тобой я сочтуся, а теперь вот тебе мои перчатки, отдай их своей жене и скажи ей что это память моего к тебе благоволения».


Дом князя Гагарина. (Новинский бульвар).

М. В. Казаков впоследствии пользовался таким же благоволением и любовью императоров Павла І-го и Александра Благословенного. Он строил очень много; он участвовал чуть ли не во всех выдающихся казенных постройках: то как исполнитель проектов знаменитого Баженова, то строил по своим проектам, то участвовал лишь как советник. Им построено в Москве также много частных домов.

Кроме упомянутого выше здания Присутственных Мест в Кремле с знаменитой ротондой (ныне Окружной суд), Казаков строил главное здание Университета (не в том виде в каком мы видим его сейчас)*.

*Примечание: Императорский Московский Университет основан в 1766 году Императрицей Елизаветой Петровною. В 1786 году Екатерина II пожаловала Университету место па Моховой и 125 000 руб. для постройки нового дома и поручила постройку Казакову; в 1810 году Александр І-й возобновил после нашествия французов в том виде в каком он находятся ныне. Университетская церковь св. Татьяны освещена в 1791 году.


Портик дома Английского Клуба. (Тверская ул.)

Соборную церковь в Зачатьевском монастыре, Павловскую больницу за Серпуховскими воротами в 1763 г., неудачный Петровский Дворец, церковь Филиппа-Митрополита с куполом, напоминающим купол ротонды окружного суда, и некоторые др. По проектам Баженова он начал строить Императорский Кремлевский дворец, построил Голицынскую больницу и др. Останкино, построенное Кваренги, изменено «по вкусу графа Шереметева» также Казаковым. Он умер 79 лет от роду в 1812 году.

В. И. Баженов, весьма знаменитый архитектор того времени, родился в Москве в 1737 году. Обучался в Славяно-Греко-Латинской Академии. Еще в детстве оказывал преимущественную склонность к архитектуре: срисовывал вместо забавы здания, церкви, надгробные памятники и пр. Таким образом без всякого наставника образовался в нем гений зодчества. С 1751 года Баженов начал ходить в архитектурную школу: начальник её князь Ухтомский, заметив в нем отменные способности записал его через четыре года в Московский Университет.


Английский Клуб. Ворота. Один из шести львов (Тверская ул.).

Когда в 1758 году основалась Санкт-Петербургская Академия Художеств, Баженов был в числе первых отправлен туда. В 1760 г. он отправлен в Париж, где он обучался у королевского Архитектора Дюваля; в 1762 году он послан в Рим «для большого усовершенствования»; в 1765 году он вернулся в Россию. Екатерина ІІ-я пожаловала его Капитаном Артиллерии и повелела находиться при Кабинете.

В Петербурге Баженов построил: колокольню Никольского собора, и, кажется, «Новую Голландию»; существует мнение, что из его проекта Михайловского замка в исполнение приведено архитектором Бренной (по смерти Баженова) великолепный осмиугольный двор. В Кронштадте им построены лесные и провиантские магазины и несколько казарм, Из Московских работ его наиважнейшая - грандиозный проект Кремлевского дворца, задуманный Екатериной Великой в ознаменование избавления Москвы от чумы. Этот дворец был заложен 1-го июня 1773 года. На камне положенном при закладке, между прочим, значится: «Сему сданию прожект сделал и практику начал Российский Архитект, Москвитянин Василий Иванович Боженов, Болонской и Флорентийской Академии, Петербургской Академии Художеств Академик, Главной Артилерии Архитект и Капитан, сего сдания начальный Архитект и Експедиции оного Строения член, от роду ему 35 лет. По сочинении прожекта за Архитекта был титулярный советник Матвей Казаков».


Студенецкая школа Садоводства (у Трехгорной заставы), Бывш. дача графа Закревского. Памятник на могиле лошади графа.

К сожалению, постройка эта была вскоре оставлена несмотря на то, что затрачены были уже большие суммы. Одна модель этого дворца сделанная архитектором Елевзоем Прозоровым стоила 60 000 руб. Она долгое время бережно сохранялась в Оружейной палате, но затем передана по Высочайшему повелению в Румянцевский Музей, где с ней обошлись самым варварским образом. Она была без толку разобрана, наполовину поломана, значительные части её растеряны и, наконец, остатки сложены в ящики и отправлены в подвал. Быть может теперь она больше уже не существует вовсе.


Студенецкая школа Садоводства (у Трехгорной заставы). Бывш. дача графа Закревского. Водокачка.

Другой в высшей степени интересный проект Баженова для города Москвы - это Голицынская больница. Этот проект был исполнен Казаковым и окончен уже после смерти Баженова в 1801 году. Постройка обошлась около 4 миллионов. Редкий случай: здание сохранило до наших дней свой первоначальный вид*.

*Примечание: В отечественную войну дом уцелел благодаря тому, что французы устроили в нем госпиталь для своих и русских раненых.


Московский Университет возобновлен в 1816 г. (Часть до сих пор не искалеченная перестройками).

Баженов строил в Москве еще следующие здания*: колокольню при церкви Всех Скорбящих Радости; дом Юшкова против почтамта (уч. Живописи?); дом княгини Прозоровской у Каменного моста; дом Долгова на 1-й Мещанской и некоторые другие. Он умер 2-го августа 1799 года.

*Примечание: Мартынов. 1865.


Московский Университет. Наружная лестница главного здания. (Моховая ул.).Шесть старинных и превосходных фонарей, которые видны на нашем снимке, в настоящее время уже исчезли, очевидно проданные в лом.


Решетка Московского Университета.(Моховая ул.). Направо в лесах - новая пристройка в «стиле ренессанс» к старому превосходному зданию empire. Это последнее в настоящий момент также в лесах; частью оно ломается, частью перестраивается.


Ниша на Московском Университете. (Никитская ул.).


Училище ордена Св. Екатерины на Божедомке. (Одноэтажная часть у главного входа - позднейшая пристройка).


Военные провиантские склады. Ворота со стороны ул. Остоженки.


Малые ворота Александровского сада.


Военные провиантские склады. Ворота со стороны Зубовского бульвара.


Военные провиантские склады. Окно. (Ул. Остоженка).


Винно-Соляной двор. (Всехсвятская ул.)


Мясницкая Городская больница. (Мясницкая)

Читать окончание статьи

Возможно Вас заинтересуют следующие мои заметки:

«Мир искусств» 1899 год, II том. Поленова Елена Дмитриевна и другие великие художники

Сэр Николсон Уильям. Статья из журнала «Мир искусств» 1900 №11-12

Соловьев Н.В. Библиография усадеб.

«Виды села Грузина» - самая дорогая книга и памятник самой красивой усадьбе.

Виды села Влахернского - книжный шедевр и усадьба С. М. Голицына

Библиотека князей Куракиных и виды Усадьбы Надеждина

ПутешествияМир искусстваМир библиофила



Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.
Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

«Мир искусств», усадьбы дворцы, Искусство

Previous post Next post
Up