Вернее, не летают на авиашоу. Две основные и самые известные демонстрационные эскадрильи высшего пилотажа «
Синие_Ангелы» (
Blue_Angels) и «
Буревестники» (
United_States_Air_Force_Thunderbirds) не летают больше над США в этом году с 1 апреля из-за сокращения военных расходов в секвестрированном федеральном бюджете. Об этом было официально объявлено 1 марта. Вот программа полётов на авиашоу в этом году с отменёнными полётами на официальном сайте «Ангелов»:
здесь.
Надо полагать, что я опять почувствовал что-то такое по теме, когда в августе прошлого года разместил несколько материалов об авиашоу и кораблях ВМС со всеми самыми интересными снимками, сделанными во время Морских фестивалей в Сиэтле в разные годы.
Так что перемены в штатах понемногу начинаются. И патронов для стрельбы в тире и на стрельбище не стало в продаже, или они в три-четыре раза дороже, чем были до декабря прошлого года. Теперь вот ещё главного события местных авиашоу не будет.
В России об отмене полётов написали 10 апреля: статья «Секвестр ударил по ВМС США: элитные "Голубые ангелы" не будут участвовать в авиашоу» находится
здесь и
здесь. Я уже писал о переводе названия: сами посмотрите на снимках, какой цвет у самолётов - синий или голубой.
В США вышла массы материалов с этой новостью, например,
здесь,
здесь и
здесь. Выше находятся ссылки на статьи Вики об этих двух пилотажных группах на русском и английском. В статьях на английском эта новость уже есть. В
этой статье также говорится, что кораблей ВМС США в Сиэтле на Морском фестивале (
Seafair) тоже не будет. В
этой сообщается, что в Сиэтле планируется участие только пилотажной группы
«Патриоты» (
Patriots_Jet_Team), о которой я тоже писал. Но это уже не то. Об отмене полётов на сайте фестиваля:
здесь.
Напомню, что «Синие Ангелы» - это пилотажная эскадрилья
Военно-морских сил США, «Буревестники» - ВВС. «Ангелы» были созданы сразу после ВМВ в 1946 году. Перерыв в их выступлениях на авиашоу уже был в 1950-51 годах, когда они улетели на войну в Корее и были вновь сформированы в штатах. Сейчас самолёты
F/A-18 «Хорнет» эскадрильи могут быть подготовлены к участию в боевых действиях за 72 часа.
Не думаю, что они снова собрались на войну - там и без них в небе густо. Но почему приостановили мирные демонстрационные полёты именно этих групп вместо чего-либо ещё? Такая отмена полётов максимально заметна населением, и вызывает у любителей и энтузиастов огорчение.
Кстати, полёты группы показаны в третьесортном боевике «Боевая элита» (Power Elite) 2002 года. Не знаю, какого сорта - третьего или четвёртого. Название «Синие Ангелы» (не голубые) в нём используется для названия «элитного отряда охраны президента». Смотреть
здесь и
здесь. Реальные показательные полёты «Ангелов» в Сан-Франциско над мостом «
Золотые_Ворота» (
Golden_Gate_Bridge) показаны в самом начале фильма. Там обычно собиралось до миллиона зрителей. В этом году смотреть им будет нечего.
«Буревестники» были созданы в 1953-м. Перерывы в их полётах тоже происходили. 18 января 1982 года во время тренировочного полёта четвёрка самолётов находилась в построении ромбом и вся умудрилась врезаться в землю. Все четверо лётчиков погибли. Полёты были приостановлены на полгода на время расследования катастрофы. В 2005-м они тоже не летали после приостановки полётов после соприкосновения двух машин тоже в построении ромбом 20 августа над Чикаго. Тогда никто не пострадал, повреждённый самолёт сам вернулся в аэропорт.
Опять же кстати, название «Буревестники» англичане использовали в фантастическом мультипликационном телесериале 60-х годов «
Thunderbirds» и фильме 1984 года по его мотивам с тем же названием «
Thunderbirds», переведённом на русский как «
Предвестники_бури». Фильм зрителям не понравился и в прокате полностью провалился. И вы тоже не смотрите, чтобы не испортить впечатление от холливудской фантастики. В сериале персонажами являются бывшие астронавты на космических аппаратах разного типа «Буревестник». В оригинале на английском сериал можно посмотреть
здесь. Есть ещё два американских фильма о ВМВ с таким же названием: «
Thunder_Birds» 1942 года о лётчиках и «
Thunderbirds» 1952 года.
Почему я упомянул эти фильмы с названиями пилотажных групп? У населения англоязычных стран буревестник ассоциируется с нынешней авиацией и высокотехнологичной будущей космической фантастикой. А в русскоязычных? С разрушением и революцией. Именно в таком значении англичане внедрили ментальный вирус про «буревестника» через писателя с неприятно-вкусовым псевдонимом «Горький» и криминальным прошлым, как писал про него Галковский. «Пусть сильнее грянет буря!» И молния чёрная, а тучи «всё мрачней и ниже». Понимали люди в х-ум-анитарных технологиях. Вирус старый, но я его как-нибудь бы поправил на месте тех, в чьём это ведении.
Так будет буря в ближайшие годы над миром? Типа, «буря над Азией», «холодный ветер с Востока». Над Кореей, например? Или не будет? В Корее мастера других, менее хуманитарных, технологий вполне могли приготовить американцам ещё одну ловушку. Раз отвоевали, почему бы ещё раз не устроить. Два раза уже остановились на 38 параллели - в 45-м и 53-м. Одна из статей про Корейскую войну находится
здесь. Про тридцатьчетвёрки и американские танки в Корее есть короткое видео
здесь. Фотографии подбитых тридцатьчетвёрок есть в интернете.
В России лет десять назад писали, что по результатам американских военных игр на картах ещё середины 90-х они проигрывают в Юго-Восточной Азии любую крупную войну с участие Китая, хоть ядерную, хоть не ядерную. Сейчас американцы там могут только авианосцы и ракетные крейсера гонять без возможности их реального применения. Наверное. Каков лейтмотив публикаций в российских СМИ о ситуации в Кореях - что там американцы конфликт разжигают. А так ли это? Может, обойдётся без кровопролития и потрясений на этот раз? Новый мир рождается сейчас, развитие больше не будет основываться на войнах.
До настоящего времени русские не уходили с поражением навсегда. До сих пор они, обычно, возвращались. Не через сто лет, так через четыреста. Афганистан тоже ещё ждёт своя динамичная судьба в светлом будущем.
В
этом материале про авиашоу на Аэродроме Маккорд в Такоме 22 июля прошлого года я разместил свои снимки палубного самолёта электронной разведки и РЭБ
Boeing_EA-18G_Growler тихоокеанского крыла РЭБ (Electronic Attack Wing Pacific), расположенного базе ВМС Уидби Айлэнд (
Naval_Air_Station_Whidbey_Island) на острове Уидби Айлэнд (
Whidbey Island).
Это тот остров, который отделяет от материка
Deception_Pass («Обманчивый проход»), хорошо известный моим гостям и гостям ФРАЭКа, которых я туда возил, и лётчицам-ветеранам из России. Это одна из основных достопримечательностей около Сиэтла: пролив с высоким мостам (
Deception Pass Bridge) из двух частей над ним. Позже сделаю отдельную заметку про него с новыми снимками. Проход соединяет пролив
Skagit Bay, часть залива
Пьюджет-Саунд (
Puget Sound), с проливом
Хуан-де-Фука (
Strait of Juan de Fuca), открытом по официальной истории испанским мореплавателем греческого происхождения
Хуаном де Фука якобы ещё в 1592 году, через столетие после мифического Колумба. Но назван он в честь этого Ивана Фуки только в 1797 году одним из британских капитанов торгового судна, которые в то время, вероятно, переписывали карты с русскими названиями.
В центре острова находится парк штата Форт Кейси (
Fort_Casey_State_Park) с бывшим артиллерийским фортом. Форт и его пушки наскоро посетили два Сергея, расквартированных у меня, из крымской группы ФРАЭКа. Другие гости знают это место по парому, который ходит оттуда на полуостров Олимпик (
Olympic Peninsula) в городок Порт Анжелес (
Port_Angeles) с красивой старинной архитектурой и парком и музеем на территории бывшей базы ФМС Форт Уорден (
Fort_Worden). В форте снимался холливудский фильм «
Офицер_и_джентльмен» с Ричардом Гиром.
Здесь фильм можно посмотреть. Части зданий казарм и домов офицеров базы в кадре есть.
В городок и форт я возил всех гостей, они их хорошо помнят. В парке есть маяк на самом мысу, с которого открывается вид в двух направлениях - вдоль залива Пьюджет-Саунд и пролива имени реального или легендарно-дезинформационного Хуана де Фука. Есть и артиллерийские форты, закрывавшие вход в залив для неизвестно чьего потенциально вражеского флота в начале прошлого века ещё до Первой мировой войны с западного берега, тогда как орудия Форта Кейси находились на восточном прямо напротив. О фортах я позднее напишу отдельно - 6 апреля я специально съездил в Форт Кейси, чтобы сделать снимки.
От Десепшн Пасс через остров проходит хайвэй №20. В районе города Оук Харбор (
Oak_Harbor - в переводе «дубовая гавань») на хайвэе стоит памятная композиция из двух самолётов: палубного всепогодного штурмовика Грумман А-6 «Интрудер» (
Grumman_A-6_Intruder) и палубного самолёта электронной разведки и РЭБ Грумман EA-6 «Проулер» (
Grumman_EA-6_Prowler) с упомянутой базы ВМС Уидби Айлэнд. Все мои гости, которых я возил на остров, проезжали мимо них, правда, некоторые уже в темноте.
Фото слева
отсюда, справа
отсюда.
Снимки
отсюда с сайта ассоциации «Интрудер». Справа: сначала в 2007 году был установлен А-6 «Интрудер».
Фото
отсюда и снимок места из Гугла. Дорога от перекрёстка ведёт на базу ВМС Уидби Айлэнд.
Картинки перекрёстка и мемориала из Гугла.
Фото самой базы с её официального
сайта. Такая вот военная архитектура.
Мемориал EA-6 «Проулер» на самой базе. Фото
отсюда.
Почему сейчас я вспомнил про мемориал на дороге и самолёт? Около девяти утра 11 марта этого года самолёт EA-6 «Проулер» эскадрильи электронной разведки и РЭБ №129 (Electronic Attack Squadron One Two Nine (
VAQ-129)) с базы разбился во время учебного полёта на востоке штата Вашингтон в пятидесяти милях западнее города
Спокен (
Spokane - ещё дин «хан» в названии). Все три члена экипажа погибли. Это Lt. Cmdr. Alan A. Patterson, Lt. Valerie Cappelaere Delaney и Lt. j.g. William B. McIlvaine III. Все выпускники военно-морской академии. Статьи об этом находятся
здесь,
здесь,
здесь.
здесь,
здесь,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь. Одна из них женщина. Трагедия случилась на следующий день после завершения в Музее авиации Боинга недели небольших мероприятий, посвящённых женщинам в авиации и приуроченных к Международному женскому дню, вымытому из памяти общества. Фотографии двадцатишестилетней лейтенанта Валери Делани находятся
здесь,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь, видео
здесь. Снимок с мемориальной службы
здесь.
Фотографии места падения
отсюда и
отсюда Снимки
отсюда и
отсюда. Обломков уже нет. Сейчас идёт расследование причин катастрофы.
Борис Ярославцев
14 апреля 2013 года
Des Moines, Seattle, WA