Выступление астронавта НАСА Бернарда Харриса в Музее авиации Боинга в Сиэтле 4 февраля 2012 г. - 2

Feb 04, 2012 13:00



 


Слева: уже другая доска 13 октября 2007 года во время программы в музее  с участием русских лётчиц-ветеранов из московского клуба «Авиатрисса» (http://aviatrissa.airexpo.ru). Слева направо: Елена Мироновна Кулькова (Малютина), командир пикирующего бомбардировщика Пе-2 125-го Борисовского гвардейского авиационного полка им. Героя Советского Союза Марины Расковой во время войны, Галина Павловна Брок-Бельцова, штурман Пе-2 того же полка, и Ида Андреевна Патракова. Про них можете прочитать эти статьи:


http://www.spravedlivo-online.ru/vybory/news/act1.php?ELEMENT_ID=2628

http://www.gwc-planet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=578&Itemid=130

http://narubezhe.ru/6_09/avia.html

http://magnitogorsk.citystar.ru/24091/news.htm

http://www.cinema-rp.com/index.php?id=85&catid=news&hive=0

http://www.cbs-orsk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2175&Itemid=1743

http://www.mospravda.ru/issue/2010/08/16/article23477

Видео и статья о Галине Павловне Брок-Бельцовой: http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?date=12.02.2010&id=32610db5-22f8-439c-9a0c-39ee6f3c19fb

Видеосюжет о Елене Мироновне Кульковой: http://www.peredelka.tv/videozalopenplus/sr1lwxcf2ug25.html

Я на это видео тоже попал: как раз на общей фотографии у этого самого бюста в тот день, я прямо за ним стоял. Спасибо Елене Мироновне за  то, показала именно эту фотографию съёмочной группе.


 


Доски уже нет 12 апреля 2008 года в день «Вечера Юрия», программы музея, посвящённой полёту Ю.А. Гагарина, в которой выступал космический турист Чарльз Симони. Справа: у бюста известный красноярский писатель и журналист Александр Силаев (http://metasilaev.livejournal.com), почитатель творчества Галковского.

После выступлений авиаторов и ответов на вопросы в программе была демонстрация нового документального фильма о лётчиках Таскиги «Двойная победа» (Double Victory), сделанном самим звёздновойным Джорджем Лукасом. За две недели до встречи в музее 20 января в кинотеатрах состоялась премьера другого фильма Лукаса о лётчиках-истребителях Таскиги "Красные xвосты" (Red Tails). Я посмотрел его на экране после программы в музее. Почти весь фильм одна компьютерная графика воздушных боёв и панорамных кадров аэродрома и наземных и морских событий, вроде американской высадки в Италии. Весь опыт создания «Звёздных войн» для этого был и нужен. Хорошая графика, мне понравилась. Правда, соответствие реальности, наверное, такое же, как и в «Звёздных войнах.

Напомню, что до выхода первого фильма об этих чернокожих лётчиках «Пилоты из Таскиги» (The Tuskegee Airmen) в 1995 году о них широкая американская публика не знала. После выхода фильма они стали знамениты. Оставшиеся в живых ветераны полка Таскиги выступают в музее постоянно несколько раз в год и в феврале на специализированных программах про афроамериканцев в авиации, и в другие памятные дни и праздники. Естественно, я рассылал друзьям много видео этих встреч и фотографий.

Хотя самый первый короткий пропагандистский фильм о них «Крылья для этого человека» (Wings for This Man) был снят ещё в 1945 году подразделением First Motion Picture Unit ВВС американской армии. Текст в фильме читал не кто иной, как сам Рональд Рейган (Ronald Reagan), в то время ещё не помышлявший о президентстве. Этот фильм можно бесплатно скачать с сайта архива (Internet Archive): http://www.archive.org/details/gov.ntis.ava08663vnb1. Там же можно найти и другие интересные фильмы.

На встрече говорилось, что в документальном фильме «Двойная победа» Лукас исправил то, что нафантазировал и преувеличил в художественном фильме «Красные xвосты». Сейчас в российском информационном пространстве иногда проскакивает информация про расовую сегрегацию в американской армии до, во время и после ВМВ. «Двойная победа» по большей части как раз об этом. Итальянцы считали негров из Таскиги такими же американцами, как и всех остальных. Лётчики Таскиги ощущали себя в Европе людьми. Краткая история этих афроамериканских лётчиков, включая сегрегацию и расизм, находится на этих сайтах на английском языке - на русском я информацию не нашёл:

http://en.wikipedia.org/wiki/Tuskegee_Airmen

http://en.wikipedia.org/wiki/332d_Fighter_Group

История Таскиги интересна, но в ней не освещается вопрос, имело ли решение создать истребительный полк из афроамериканцев военное значение или больше пропагандистское. Может, американцы так германских социалистов-националистов доставали? Особенностью именно Таскиги была постоянная боевая задача  не отрываться от сопровождаемых ими бомбардировщиков, что они пунктуально и делали. До этого они работали по наземным целям, не вступая в воздушные бои с немецкими истребителями. Может быть, их просто берегли от потерь в воздушных боях, чтобы поддерживать пропагандистскую составляющую? Всего за всю войну они потеряли погибшими 66 лётчиков в боевых вылетах, ещё 84 погибли в небоевых вылетах, включая учебные - всего 150 человек. 32 пилота попали в плен. Воевало в Европе и Африке около 445 афроамериканских лётчиков из общего числа 996 подготовленных. Наземный персонал включал 15 тысяч военнослужащих.

С марта 1945 года со статьи в прессе и примерно до 2006 года считалось, что по результатам многочисленных боевых вылетов они не потеряли ни один бомбардировщик от огня немецких истребителей. После исследования, проведённого ВВС в 2006 году появилась информация, что всё же 25 бомбардировщиков немецкие истребители сбили, когда их сопровождали лётчики Таскиги. Тем не менее ещё в прошлом году на очередной встрече в музее один из ветеранов Таскиги, отвечая на вопрос, подтвердил, что потери бомбардировщиков были только от огня зениток.

Как говорится в статье по указанной выше ссылке, один из ветеранов подполковник ВВС Билл Холломэн (William Holloman), председатель исторического комитета Ассоциации ветеранов Таскиги и преподаватель сиэтловского Университета Вашингтона (University of Washington) также заявлял, что потери бомбардировщиков происходили. Отсутствие потерь эскортируемых бомбардировщиков - это пример маленького военно-исторического мифа. Билл Холломэн был завсегдатаем мероприятий в музее и хорошо известен, жил в Кенте, том же городе, что и я. Во время вьетнамской войны он стал первым афроамериканским пилотом вертолёта. Я с ним немного говорил в своё время в музее, но не очень предметно. Он умер 11 июня 2010 года на 86-м году жизни. О нём здесь:

http://www.museumofflight.org/press/panel-program-tuskegee-airmen-may-30

http://www.veteransadvantage.com/cms/content/william-bill-holloman

http://archives.starbulletin.com/2008/02/12/features/story02.html

http://seattletimes.nwsource.com/html/localnews/2012136614_hollomanobit17m.html

http://blog.seattlepi.com/aerospace/2010/06/15/tuskegee-airman-historian-william-holloman-dies-at-85

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=MOc7gk_3EFs


 


Билл Холломэн на очередной программе в музее 3 февраля 2007 года.


 


Слева: Билл Холломэн подписывает листовку со своей военной фотографией. Справа: Кимберли Скотт, тогда ещё майорша.

Всего лётчики Таскиги за всю войну совершили 15533 вылета в 311 боевых заданиях, сбили 261 самолёт противника и повредили 148. 24 марта 1945 года они сбили 3 реактивных немецких перехватчика Ме-262 (http://ru.wikipedia.org/wiki/Messerschmitt_Me.262), когда сопровождали «Летающие крепости» B-17 во время налёта на танковый завод в Берлине фирмы Даймлер-Бенц (Daimler-Benz). 7-я эскадрилья (Jagdgeschwader 7) реактивных перехватчиков Ме-262 (Messerschmitt Me 262 jet) атаковала строй B-17. В этом воздушном бою лётчики Таскиги сбили три из них. Первоначально было заявлено, что сбито 11 Ме-262, но после изучения немецких документов 7-й эскадрильи (JG 7) было установлено, что она потеряла всего четыре машины, при чём все лётчики остались живы. В этом бою 463-я бомбардировочная группа B-17, одна из многих, которые сопровождала 332-я истребительная группа лётчиков Таскиги, потеряла два бомбардировщика, а сами Таскиги потеряли три «Мустанга» Р-51.

Другой особенностью Таскиги было то, что американские пилоты возвращались домой в штаты после двадцати пяти боевых вылетов, так как считалось, что живучесть лётчиков в бою составляет около двадцати вылетов в среднем. Об этом говорится в фильме «Красавица Мемфиса» (Memphis Belle) (1990) (http://kinofilms.tv/film/krasavica-memfisa/15496), новой версии старого фильма «Мемфис Белль: История летающей крепости» (The Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress) (1944) (http://kinofilms.tv/film/memfis-bell-istoriya-letayushhej-kreposti/41184). Я эти ссылки уже рассылал неоднократно.

подполковник Кимберли Скотт, seattle, astronaut, lt. col. kimberly scott, tuskegee, Таскиги, "Красные xвосты", nasa, «Двойная победа», Джордж Лукас, boeing museum of flight, НАСА, dr. bernard harris, Музей авиации Боинга, Бернард Харрис, астронавт, Сиэтл

Previous post Next post
Up