Разведшкола в м. Кейла-Юа
Организована в марте 1942 г. в 30 км от Таллина в м. Кейла Юа и условно именовалась «Лагерь № 2». Орган подчинялся АНСТ «Таллин» и размещался в двухэтажном здании на берегу Финского залива. Начальниками школы последовательно были лейтенант Грандт и капитан Казе (Казик).
Агенты вербовались из числа советских военнопленных-моряков в лагерях Таллина, Хельсинки и Эбенроде. Заброска производилась в Архангельскую и Ленинградскую области и в Ленинград. Из агентов также создавались диверсионные и разведывательные десантные группы для захвата и подрыва маяков, береговых батарей и других объектов на побережье Балтики, Финского залива и Ладожского озера.
Одновременно в школе обучалось 70-80 агентов. В курс их обучения входили разведка, подрывное дело, топография, методы работы органов НКВД, морская сигнализация, силуэты военных кораблей, гребля и стрельбы из различного оружия. Определенного срока обучения в школе не было. Некоторые агенты после трехмесячной подготовки направлялись в разведшколы в м. Летсе, Стренчи, Мыза Кумна и Рованиеми для дополнительной подготовки, после чего забрасывались в советский тыл.
Большинство агентов находились в школе с момента ее организации до отчисления в мае 1944 г. в части РОА, т. е. в течение 2 лет их готовили для десантных операций, и лишь незначительное их число использовалось на практике.
В сентябре 1942 г. весь личный состав школы (80 человек) отбыл в Финляндию. Эта группа предприняла неудачную попытку высадить морской десант для подрыва маяка в Шепелевском заливе.
В конце 1943 г. весь личный состав школы готовился к десантной операции на остров Левансаа-ри с целью уничтожения базы подлодок Балтийского флота и в район Долгово-Корнево для подрыва береговых батарей.
Для высадки десанта в Таллинском порту была подготовлена самоходная баржа «Ферия» и другие суда, однако часть агентов на подютовленных штурмботах перешла на советскую сторону, вследствие чего операция была отменена. Причиной этого стала работа в немецкой школе А. М. Добрянского. Бывший капитан-лейтенант советского ВМФ, командир отряда торпедных катеров, он был захвачен в плен 1 июня 1942 г. во время Соомерской операции. В плену Добрянский согласился на сотрудничество с немецкой разведкой. Закончив школу в Кейла Юа, Добрянский, остался служить здесь инструктором военно-морского дела, т. к. имел высшее военно-морское образование. В 1943 г. он был назначен командиром плавбазы штурмовых ботов, а с января до марта временно замещал коменданта школы. Добрянским бьша создана подпольная группа (12 человек), занимавшаяся выявлением агентов, готовившихся к заброске в советский тыл. Члены группы распропагандировали не одного агента, которые впоследствии сразу являлись с повинной в особые отделы СМЕРШа.
В марте 1944 г. сдалась целая группа агентов-выпускников школы и передала ценные сведения о деятельности школы. 2 члена подпольной группы возвратились в Таллин для связи с Добрянским, но к тому времени он уже был арестован немцами и содержался в тюрьме. 15 августа 1944 г. во время конвоирования на расстрел ему удалось бежать.
В мае 1944 г. часть личного состава и преподаватели из числа бывших военнопленных были направлены в части РОА в г. Намюр (Бельгия). Школа провела набор 20 агентов-эстонцев из числа бывших военнослужащих Эстонской армии. В это же время школа перешла в подчинение АК-166М и начала подготовку агентов-разведчиков и радистов для морской разведки и готовила их на оседание в Эстонии.
В сентябре 1944 г. школа вместе с абверкомандой передислоцировалась в м. Бальга, в январе 1945 г. - в м. Гарнекопф и влилась в состав Варшавской разведшколы (Е-лагерь). В конце января 1945 г. объединенные школы переместились в район г. Цвиккау, при этом АК-166М вместе с агентами выделилась из Е-лагеря и переехала в м. Нойхаген близ Ростока, где находилась до конца войны
Разведшкола в м. Летсе
Организована в апреле 1942 г. АНСТ «Таллин» восточнее г. Палдиски (Эстония). Начальником школы был капитан Пууранд (или Пурманд, кличка Заяц Вернер).
Школа готовила разведчиков и радистов для действий в советском тылу и кадры диверсионных групп для операций на Балтийском побережье, островах и берегу Финского залива.
Агенты в школу вербовались в лагерях военнопленных в Таллине и Вильянди. Подбор агентов вел комендант разведшколы в м. Мыза Кумна Ха-лапсин и инструктор радиодела Зиновьев. Одновременно в школе обучалось до 50 агентов. Срок обучения установлен не был, но большинство агентов находились в школе 6 месяцев. Все курсанты школы были разбиты на 2 группы - радисты и разведчики. Обучение велось по общей программе и совместно, кроме разведдела.
Для выявления истинного настроения агентов им во время занятий разрешалось задавать вопросы в письменном виде и без подписи. Если суть вопроса не внушала полного доверия к агенту, его без труда определяли по почерку. Для этого же разрешалось слушать советские радиопередачи и вести разговоры на политические темы. В августе 1942 г. по доносу были арестованы 7 курсантов за антинемецкие высказывания. Тогда же советскими контрразведчиками были захвачены три агента-выпускника спецшколы, от них была получена информация о наличии в школе подпольной группы.
Общение курсантов с населением было запрещено, иногда агентов отпускали по личным делам в Таллин или Палдиски.
После завершения обучения агенты-разведчики направлялись в АК-104, часть агентов отбывала в разведшколу в м. Стренчи для дальнейшего обучения, остальные - забрасывались в глубокий и ближний тылы Северо-Западного, Ленинградского, Волховского и Калининского фронтов самолетами и пешим порядком. Агентов забрасывали группами по 2-3 человека и 1 радист (старший группы), некоторые группы снабжались резервными радиостанциями. Агенты, заброшенные в Архангельскую область, имели задание уведомлять по рации о прибытии и местах стоянок судов в Архангельском порту.
Летом 1942 г. 12 агентов школы были включены в состав десантной группы, сформированной из курсантов школ Мыза Кумна, Кейла Юа и Летсе. Группу пытались неоднократно перебросить на рыбацких лодках через Ладожское озеро в Ленинград.
В начале 1943 г. все агенты активно занимались лыжной, тактической и стрелковой подготовкой, тренировались захватывать ДОТы, изучали подрывное дело. В марте весь личный состав выехал в разведшколу в м. Кейла Юа, где влился в состав десантного отрада, сформированного из курсантов разведшкол в м. Кейла Юа, Мыза Кумна и Летсе. После этого школа не действовала.
8 октября 1943 г. в район Летсе были заброшены два советских контрразведчика, ранее окончившие эту школу. В их задачу входило привлечение к сотрудничеству с советскими спецслужбами патриотически настроенных лиц из числа курсантов».
Ещё информация отсюда:
http://www.psj.ru/saver_national/detail.php?ID=13995.
«…в двух разведшколах абвера в оккупированной Эстонии. Оба этих объекта размещались в районе Таллина - в Кейла-Юа и Мыза-Кумна. Школа в Кейла-Юа под условным наименование «Лагерь №2» была сформирована 6 марта 1942 года и подчинялась разведоргану «Ревель». Немецкое название - «Abwehrnebenstelle Revel».
Этот орган был создан в середине 1939 года в Хельсинки как филиал абвера. После оккупации немцами Эстонии «Ревель» передислоцировался в Таллин. Один из филиалов данного разведоргана размещался в Риге на улице Койдула, в домах 3 и 4. Он скрывался под вывеской «Бюро по вербовке добровольцев».
«Бюро Целлариуса»
Однако «Abwehrnebenstelle Revel» больше известно историкам спецслужб и специалистам как «Бюро Целлариуса» − по фамилии возглавлявшего его с 1941 года начальника. Целлариус - фигура весьма примечательная в истории германской военной разведки. Как и глава абвера адмирал Канарис, Александр Целлариус носил морскую форму. Да и звание у него было не «сухопутное»: фрегатен-капитан (капитан 2 ранга).
Целлариус как нельзя лучше подходил для своей должности начальника «Abwehrnebenstelle Revel». Во-первых, он поднаторел в подрывной деятельности против России еще в Первую мировую. Об этом, кстати, упоминает писатель Валентин Пикуль в своем романе «Честь имею». Во-вторых, в 1939-1940 гг., вплоть до установления советской власти в республике, он был прикомандирован к разведотделу генштаба Эстонии в качестве офицера связи. Так что хорошо знал местные условия. Тесно взаимодействуя с финскими спецслужбами, Целлариус поставил на поток формирование шпионско-диверсионных групп, работавших против СССР.
Хотя в подчиненные ему разведшколы в Кейла-Юа и Мыза-Кумна любимец Канариса приезжал редко, он был полностью в курсе того, как готовилась к заброске в советский тыл группа из четырех агентов, в состав которой был включен и Стефановский. Целлариус одобрил план заброски в Архангельскую область. Задача - вывести из строя электростанцию, снабжавшую электричеством предприятия по выпуску и ремонту подводных лодок. Но главное, фрегатен-капитана и его берлинских начальников очень интересовала информация о поставках западными союзниками СССР вооружений по ленд-лизу. А точнее, эффективность действий немецких субмарин, атаковавших союзные конвои, следовавшие с военными грузами в Архангельск».
Валентин Пикуль в романе «Честь имею. Исповедь офицера Генштаба» написал о Целлариусе так:
http://militera.lib.ru/prose/russian/pikul6/index.html «Энгельгардт признал, что работал на Германию с 1933 года, его резидентура засылала агентов даже на Чудское озеро, вся собранная информация поступала к главному резиденту германской разведки - Целлариусу. Я сказал, что мне нужны каналы для личной связи с Целлариусом. Энгельгардт предостерег:
- Я бы не советовал вам с ним связываться.
- Почему?
- Целлариус раскусит вас сразу, будто орех.
- А вот это уж не ваше дело(...)
Целлариус повел себя со мною так, будто он мой начальник, даже покрикивал, но встреча с ним была выгодна для нашей разведки, ибо заводила нас в темные дебри абвера».
«- Так вот, - продолжал я, подходя к главной цели этого допроса. - Когда ты прибудешь на место, не забудь сказать майору абвера Целлариусу, что я, старый агент российского Генштаба, а ныне ответственный работник Генштаба советского, согласен передавать абверу интересующие его сведения(...)
Вербицкий через «окно» пропущен за рубеж и, как мне стало известно, уже был принят в Миккеле, на личной даче Маннергейма, затем появился в Кенигсберге… Наверняка он доложил Целлариусу о моем желании «сотрудничать» с германской разведкой, которую я весьма охотно насыщал бы разной чепухой о вооружении РККА до тех пор, пока абвер не облопался бы ею, как удав».