Удобное время сочинить что-нибудь фантастическое: за последнюю пару месяцев вышли три фантастических фильма. Первый из них - «Ельцин. Три дня в августе» (2011). Можете считать, что эту шутка такая насчёт жанра. Пускай это будет на самом деле соцреализм. Соц. - от социальный. Пускай даже только по форме. Что в сюжете фильма чему не соответствует, скорее всего, ничего и ничему, меня сейчас никак не занимает. За двадцать лет столько всего вывалили. Невзоров недавно в питерской телепередаче по поводу 20-летия, обсуждая путч с очевидцами и участниками, высказался, что всего всё-равно сказать нельзя. Вот как! Тайны мадридского двора. Есть, стало быть, важные государственные секреты в этом деле.
Ровно за неделю до расстрела Белого дома в 93-м я там был, проходил через пропускные пункты, видел много войск и отряд неизвестно кого в чёрной полевой форме без знаков различия. Упоминал об этом в переписке друзьям многократно. До этого я ездил по Польше с буддистами, работал на строительстве симпатичного четырёхэтажного особняка в Люблине, потом снова был на йоговском семинаре в Алуште на Чёрном море и через Львов заехал в Москву по дороге домой в Новосибирск. В Москве я остановился у знакомых из Новосибирска на съёмной квартире, из окон которой примерно в километре был хорошо виден останкинский телецентр. Так что, останься я там, видел бы стрельбу собственными глазами. Такой вариант был. По дороге к Белому дому я почти что наткнулся на Мережко и Михалкова-Кончаловского, прошёл мимо них, ничего не спросив. Они шли оттуда, обсуждая обстановку. У самого здания шёл нескончаемый митинг, было много людей, частично в казачьей форме. Содержание выступлений было одним: придут враги и всех их поубивают, перечень врагов был богат, американцы из соседнего здания посольства тоже поминались. Мне стало тошно и тоскливо: накликают на себя, подумал я тогда. Выпускали всех организованно, построив в коробочку человек десять на десять. Я собрался и уехал в Новосибирск после увиденного и услышанного. Так потом у них и так и случилось. Я смотрел на стрельбу в Останкино и расстрел здания по ТВ. Потом уже была какая-то парламентская комиссия по расследованию тех событий, допущенная к секретам. Когда члены комиссии потом отчитывались, энтузиазма кого-то вывести на чистую воду у них уже не было начисто, рожи у них поменяли выражения. Суть свелась к тому, что только потомки узнают всю правду лет через пятьдесят. Так оно оказалось в чём-то серьёзно.
В 91-м тайн, наверное, было побольше. А тут целый фильм про события, всю правду о которых тоже сказать нельзя. Есть один интересный момент по поводу выхода фильма, как такового. Существует гуманитарная технология из области военной психологии, неукоснительно применяемая, наверное, с безначальных времён. Лет через двадцать после войны или подобных событий постаревшим ветеранам необходимо начинать постоянно напоминать, что они участвовали в правом деле и кровь людскую, то есть вражью, лили не напрасно, а по необходимости за правое дело. Проигравшая сторона занимается тем же самым, пусть и со своей спецификой. Этот рубеж в 20 лет почему-то важен. Победу в ВОВ стали праздновать на государственном уровне как раз в 65-м. С тех пор ветеранов регулярно награждают юбилейными наградами и всячески чувствуют. Это необходимо, чтобы у них не появилось угрызений совести от пролитой ими чужой крови. Все страны-участницы тогда стали снимать особенно много фильмов, частично комедий, издавать мемуары участников. В ГДР стали снимать свои фильмы или совместные с Москвой, прославляющие немцев, воевавших в Красной армии против гитлеровцев. Сейчас те фильмы появляются в интернете. Проигравшие страны с поправкой на своё неправое дело тоже успокаивали своих ветеранов и заботились об их психическом здоровье. Японские ветераны стали встречаться с американскими, иногда в местах бывших боёв. Такова человеческая природа. Двадцатилетие революции отметили в СССР немного своеобразно.
На мой взгляд, первый полностью положительный по отношению к СА фильм об афганской войне вышел только недавно - это «Охотники за караванами». В интернете он есть. Это классический пример этого двадцатилетнего рубежа. Отныне об афганцах можно и нужно писать и снимать фильмы только одобрительно-позитивные. «Ельцин. Три дня в августе» - это типичный фильм этого 20-летнего рубежа. Дело тогда было однозначно правое, и все участники стороны-победительницы могут гордиться своим участием. Таковы правила военной психологии. Иначе обществу придётся туго. С этой точки зрения фильм весьма адекватен и неплох.
Можно немного пофантазировать и драматизировать те события. Пока это оперетта, хорошо срежиссированный спектакль, поставленный для оправдания передачи власти Ельцину. Впервые эту идею я услышал вскоре после событий. Сейчас Стариков показал, что это было сделано для последующего развала Советского Союза. В целом, ещё в конце 80-х зазвучало, что история повторяется, как фарс. Карнавализм выбрали способом смены укладов. Путч фарсом и карнавалом и был, как оно представляется. Мог ли он быть в действительности чем-то ещё? Если дать волю фантазии, то есть ещё варианты. В одном из документальных фильмов последнего времени о событиях августа 91-го была очень грамотно высказана версия, что на дачу Горбачёва в Фаросе некими неназванными диверсантами было успешно совершено нападение, и Горбачёв был ранен. Офицер флота погранвойск с корабля, осуществлявшем охрану с моря, оказался на территории дачи, где ему об этом сообщил офицер охраны. Вместо обычного персонала в штатском внутри находился сплошной спецназ. Но на следующее утро с корабля разглядели живого Горбачёва на пляже. Это подавалось в качестве заговора и блокирования дачи гэкачепистами. Не помню, появлялась ли такая информация в 90-е. Вроде, за рамки официальной версии событий эта деталь не выходит, однако её озвучили, хотя могли и промолчать.
Вот из этой детали можно было бы сделать фантазийный сюжет в двух вариантах. Смена укладов могла быть запланирована ещё даже до революции 1917-го. Ельцина раскручивали несколько лет ещё при Политбюро, и переход от советской системы к российской готовили. Август часто поминался, как конец советской власти и системы, по крайней мере, с начала 91-го. Всё шло по сценарию, в который могли вклиниться и супостаты. По Старикову, англосаксы всегда успешно использовали смену лидеров в СССР. Допустим, Горбачёв перешёл дорогу англичанам, воссоединив Германию. Тогда они его ранили или убили в Фаросе. Сами или руками ренегатов в спецслужбах. Вариант второй: Горбачёв сильно предал общее дело, и его убили свои или запрятали куда-то, где до сих пор домучивают. В обоих вариантах вместо реального Горбачёва ввели в дело двойника. Вместо действительно смешного карнавала пришлось в очень спешном порядке передавать власть Ельцину. Это тот единственный случай, когда необходим реальный ввод войск в столицу для охраны важных объектов. Для фарса можно было бы как-то по-другому разыграть сценарий. Возможно, пятая колонна действительно на полном серьёзе пыталась что-то предпринять для изменения ситуации. Могли из ниоткуда возникнуть британские и американские снайперы на крышах. Реальность и серьёзность обстановки могла обусловить то, как выглядели и вели себя члены так называемого ГКЧП. Не было времени для нормальной инсценировки, пришлось использовать какие-то куски планов и запасных вариантов. Кого-то из ГКЧП могли реально посадить за провал в обеспечении охраны Горбачёва при первом сценарии, или за соучастие в предательстве во втором. Виноватые в том или другом члены ГКЧП поиграли в него на публику, и себя этим реабилитировали. Пуго убили или казнили неизвестные спецназовцы в чёрном без знаков различия. Распорядители партийными кассами повыпадывали из окон. Это могло быть частью первоначального плана или комбинацией его и импровизацией. Только при таком или схожем гипотетическом развитии действительно серьёзных событий встают на свои нормальные места многие нестыковки и несуразности. А все последующие виртуальные версии замаскировали суть свершившегося. Стали семантическим прикрытием, как называет дезинформацию Кургинян. Чем не сюжет для многосерийного триллера?
Вот хороший свежий пример недавних событий, в которых свои «тайны московского двора» есть. У американских мормонов даже свой термин для тайных дел есть - секретные комбинации. Кургинян называет это закрытыми элитными играми. В общем, конспирология - это наука будущего и о будущем. Кен Джонстон неоднократно начинал со мной разговор о теориях заговоров, и я каждый раз отвечал, что только так, через заговоры, всё в мире и происходит. Если считать, что если что-то секретно от основной массы людей, то это и есть заговор. А теперь представьте себе 17 век, в котором решения мадридского двора что-то значили, и тайны его существенно влияли на мировые события. Вот она и новая хронология к месту с попыткой немного приоткрыть завесу над той действительностью, знание о которой необходимо нам сейчас, чтобы планировать не виртуальное будущее.
Пример фильма подобного рода, который положительно показал участников - это фильм о незначительных, хоть и масштабных, событиях в Сиэтле осени 99-го во время очередной министерской конференции ВТО. Снимали его на тех же самых местах, и к 10-летию в 2009-м его уже посмотрели ветераны тех уличных протестов и погромов магазинов. Считается, что тогда на улицах города отрабатывались технологии будущих цветных революций. Конечно, об этом в фильме ничего нет, общая схема событий упрощена до примитива, мирные протестанты показаны исключительно положительно. Погромщики выведены, как часть провокации против мирных протестующих. Показано участие полиции в провокациях. И массовку из 120 тысяч человек на улицах, соответствующую реальному масштабу, в фильме снимать не стали. На десятилетие вышел ещё и документальный фильм, на его просмотр собрали немногих участников тех событий, у добровольцев взяли интервью и записали на видео. Из большого многообразия произошедшего очень мало было отражено в тех фильмах.
Тогда в 99-м я видел демонстрации и уличные столкновения боевиков с рядами полиции изнутри периметра. Много раз об этом говорил и писал друзьям. Как обычно, я там был добровольцем, видел в здании Центра конвенций нескольких лидеров стран СНГ и многих министров внешней торговли со всего света. Одновременно по вечерам я помогал приятелям из Комитета дружбы Сиэтл-Куба (есть и такой) в организации ожидавшегося приезда Фиделя на конференцию ВТО. Уже и охрана его из Гаваны прилетела, но вместо Кастро прибыл министр иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке. Очень интересно охраняла его во время выступления перед общественностью Сиэтла вне рамок конференции секретная служба. Сотрудники её носили жёлтые или серые плащи и очень навязчиво находились во всех частях зала, внимательно наблюдая за слушателями. Кубинскую тему местные СМИ не освещали.
Фильм второй: летом в интернете появился новый фантастический фильм в псевдодокументальной манере российского ТВ: «Луна: покорение» (Moon: The conquest) (
http://www.youtube.com/watch?v=Wx-L5icuWC0). В смысле определения жанра, это шутка только наполовину. В нём есть и документальная часть о конкурсе на создание новых луноходов, один из которых ходит в буквальном смысле, а не ездит. В нём снят Хоглэнд в нескольких эпизодах-интервью. Фантастика - это хорошо. Жаль, что вместо разгерметизации знаний пока идут фантазии. Вместо того, чтобы прямо и откровенно показать и рассказать, что такое увидели в СССР в 60-е через объективы лунных станций на обратной стороне Луны и на Марсе, московские бояре приступили к копированию англосаксонских околокосмических фантазий. Что такое тогда разглядели, что повергло главных партийцев в шок и затем привело к остановке «технического прогресса» в 72-м и безславной кончине их главного детища, советской власти, которая оказалась морально и физически нестойкой? Впрочем, у московских бояр всё нестойкое, кроме отсутствия харизмы.
Ну что же, пускай пока будет фантастика вместо знания. Уже начинают немного радовать новые нотки в старой сказке. Например, в фильме было сказано, что в 12 (!) веке, если я не ослышался, хотя и слушал раз пять, астрономы наблюдали на Луне трещину, и решили, что она столкнулась со звездолётом. Это сильно - давно бы так, а то у партийцев только одна тема была: «есть два класса - пролетариат и буржуазия». Правда, Незнайка из Солнечного города был у буржуев на Луне, и были они маленького росточка, коротышки. Хитрая такая детская фантастика.
Ричард Хоглэнд был снят у себя дома и во дворе с видом не альбукеркские горки. В одном эпизоде он рассказал, что Луна - искусственный полый объект с двумя гигантскими балками внутри, и затем сослался на расчёты кого-то из русских учёных. Идеи на эту тему стары и есть в этой книге: Михаил Васильев, «Векторы будущего», 1974 г. Глава XI (
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vasilev/vektory/01.html).
Основная фантастика российского фильма в том, что янки на Луне вообще были. Это очень сильно ограничивает возможности фантастики вообще - теперь пока на время будут показывать Луну так, как она была придумана безфантазийными насовскими сказочниками в 60-е, то есть монохромно-серой, безжизненной и пустынной, а не такой, какая она есть на самом деле в цвете. Не знаю, какая. По старым легендам, там вовсю сады цвели где-то. В общем, московские бояре тоже предали общее дело и снова продались американцам или в кабалу влезли. Интересно, за сколько. Теперь снова будут поддерживать сказку про Аполлоны на официальном уровне. Московские бояре - самые предательские бояре в мире! Но в этот раз большая фальсификация у англосаксов не выйдет, как в 17 веке в реформацию-перестройку. Надеюсь, что сейчас это не нужно для нового большого проекта. Скорее всего, над американцами потомки посмеются и над московскими боярами тоже. А ведь могли своим путём пойти.
Фильм третий: на этот раз Тимур Бекмамбетов снял новый шедевр «Аполлон 18» (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон_18;
http://apollo18movie.net;
http://mykh.com.ua/video/fantastika/2433-apollon-18-2011.html), который сейчас идёт в кинотеатрах. Правда, один из друзей-эмигрантов посмотрел его и ничего хорошего не сказал. Вроде, американцев впечатляет. Им нужно объяснение, почему остановили такую успешную лунную программу тогда и сейчас до сих пор на Луну не вернулись. Фильм такое объяснение даёт, пусть и средствами фантастики. Как и раньше, идея подбрасывается, что кто-то их оттуда выгнал. Хоглэнд об этом же говорит. Вот и Бекмамбетов поучаствовал. Хорошо, что он советский лунный модуль в фильм поместил. Видимо, в этом и был замысел - образ отпечатается в подсознании нового поколения американцев.
Видеоряд имитирует кадры с мифическими Аполлонами. Если, как Бекмамбетов говорил, они действительно интересовались камерами, которые использовались в программе Аполлон, то во время работы над фильмом они могли повторить хоть что-то из того, что было на съёмках фальсификации миссий Аполлонов. Если они вообще вникли в сам процесс, то у них могло появиться представление, как фальсификация могла быть сделана в конце 60-х и начале 70-х. Если бы кто-то хотел проверить, как было на самом деле тогда, лучшей возможности и представить трудно. Интересно, что они могли обнаружить и какие выводы для себя сделали. Они могли частично воссоздать процесс имитации лунных миссий на съёмочной площадке. У них в руках могут быть косвенные доказательства фальсификации высадок Аполлонов на Луну, если они ставили перед собой задачу их получить, конечно. Вот чем могли быть съёмки «Аполлона 18».
Борис Ярославцев
20-21 сентября 2011 года
Des Moines-Seattle, WA