Закрываю 2023

Mar 23, 2024 13:33


В качестве упражения в эскапизме решил всё-таки закрыть 2023 по худлиту. Вспоминается только самое яркое, без подробностей.

Михаил Кузмин "Подвиги Великого Александра". Кто его знает, как век назад было принято у писателей стебаться, особенно у таких изысканных декадентов как Кузмин без мягкого знака. Сейчас такое однозначно читается как стёб, даже не как стилизация.

Томас Лиготти "Песни мертвого сновидца. Тератограф". Классик американского хоррора, отец и основа жанра что в литературе, что в кинематографе. Не зашёл - однообразен до уныния. Возможно, дело в объёме, не стоило замахиваться на всю антологию. Глядишь, и не заметил бы бедность и схематичность сюжетных ходов. С одной стороны - молодец, понимает, что таинственное умолчание пугает сильнее подробных описаний. С другой, после -дцатого многозначительно туманного рассказа это уже раздражает: хорош уже полагаться на читательскую фантазию, автор! поработай сам хоть немного.

Э.И. Выгодская "Опасный беглец". По-детски яркая книга про совершенно не детские дела, восстание сипаев. Сейчас так искренне уже никто не напишет, чтоб непроизвольная "понимающая" ухмылка у тебя по мере чтения стыдливо стиралась с морды лица. А так, конечно, вещь устаревшая.

Сергей Герасимов "Помни о микротанцорах". Удивительно неряшливое произведение. Такое ощущение, что написано героем старого фильма Нолана "Мементо", человеком с антероградной амнезией. Персонажи наделяются способностями, которые в дальнейшем не играют никакой роли; миру угрожают неотвратимые катаклизмы, которые после нескольких страниц и волшебной фразы типа "прошёл год" не преодолеваются, а тупо забываются, ведь нас ждут ещё более неотвратимые напасти.
Отличный, кстати, вышел портрет современного человека, раздёрганного фобиями в диапазоне от рептилоидов (в данном случае инсектоидов) до технологического и общественного "прогресса".

Александр Пелевин "ПОКРОВ-17". Ещё одна дымящаяся от эмоций вещь. Тут неряшливость автора, не сумевшего оседлать эти эмоции, проявляется уже на уровне текста:
"Мы медленно ехали по улице, и машину трясло, а мимо проносились одни и те же однообразные дома."
или
"Пришли солдаты, вывезли всех, оцепили территорию, поставили блокпосты. Все делалось в спешке, вывезли не всех."
Сюжет тоже выгибается и скрипит, проза всё ж такого не терпит. Вот и выходит, что лучшее в этой книжке - стихи, не зря автор их при каждом удобном случае повторяет.

Александр Пелевин, анализ, Лиготти, Сергей Герасимов, Кузмин, Выгодская

Previous post Next post
Up