Разочаровашки

Jun 04, 2022 17:32

Поднабралось немного книжек, которые немного разочаровали. Зафиксирую.

Когда-то мне понравился "Рюрик" Анны Козловой. Решил глянуть, что у автора ещё есть. Ранняя (первая?) повесть "Открытие удочки" написана от лица отставной дубайской проститутки, словившей экзистенциальный кризис в возрасте Христа. Поэтому описания непрерывного многочасового секса и непрерывного многосуточного употребления алкоголя всё же прерываются библейскими завываниями (взываниями к Творцу) о бессмысленности жизни (не своей - вообще) и восторженно-самоуничижительным юродством (ох, я такая испорченная! я самая испорченная!!!). Отважно и несколько по-детски используется мат и неполиткорректные слова типа "ниггер" и "хачица" (через "ц", находка авторки).
Дубайский "sex, drugs & rock-n-roll" сменяется московским жалким газетно-журнальным серпентарием, описанным со всем знанием дела, с такой лютой ненавистью и презрением, что тут представителю литертурно-номенклатурной династии веришь как-то больше.
Хотя чувство интеллектуального превосходства героини над окружающими основано на том, что она осознаёт мрак и ужас существования, а они, муравьи, нет, выход в итоге находится там, где и положено - в продолжении рода, в любви к новорожденной Вере. Любви, конечно же, не такой, как у окружающих сумасшедших клуш, дырочку в прежний мир "ты мне всё, а я тебе писю" героиня окончательно не закрывает.
Содержание получилось не очень интересное, язык тоже не порадовал: претенциозный и заунывный, и не только в толстовские периоды библейских стенаний. Метафоры часто оставляли в некотором недоумении: "потерпел мгновенное, тотальное поражение, как армия, сдавшаяся в плен" - сидишь, думаешь, бывает ли поражение, когда не было сражения; или "беден, как придушенная котом церковная мышь" - к чему тут лишние слова? непридушенная котом церковная мышь богаче что ли? или это "бедная" от слова "беда"? так нет, речь идёт именно о материальном достатке.
Были, правда, и неоспоримые находки: "В Москве стояла невыносимая жара - казалось, еще один день, и памятники накалятся до такой степени, что голубиное говно потечет по прославленным лицам." Тут, на мой перфекционистский взгляд, как раз пары слов не хватает. Памятники в таком обтекающем виде при живых голубях и так стоят, с жарой или без, а вот если сказать "_засохшее_ голубиное говно _снова_ потечет по прославленным лицам", будет понятна степень жары. Можно и без "засохшее".
Есть отмазка: это всё специально, текст же от первого лица, это выпускница журфака, отшлифованная многолетней проституцией, так пишет, а не выпускница журфака Козлова. Возразить нечего. Разве что пожелать поменьше писать от первого лица, в "Рюрике" это тоже были самые нудные строки.

Когда-то мне очень понравилась трилогия Лю Цысиня "В память о прошлом Земли". Решил глянуть, что у автора ещё есть. "Эпоха сверхновой" тоже про армагеддон: в результате взрыва сверхновой, затаившейся за облаком недалеко от Солнечной системы, на Земле в течение ~полугода умирают все люди старше 13 лет. (Что со зверьём - не сказано.) Следим, как за эти полгода взрослые стараются подготовить детей к самостоятельной жизни и как дети потом самостоятельно живут. Пурга полнейшая, в отличие от серьёзно продуманной трилогии. Решил бы, что другой автор писал, если б не узнаваемые масштабность, беспощадность и китаецентричность.
Ах, через месяц жизни без взрослых до руководства допёрло, что с бОльшим желанием - и результатом - дети играют в игры, чем работают работу. Прикиньте, взрослые тоже, это давно не секрет. Да и вас, руководятлов, только что отбирали в ходе игры, забыли? И взрослые перед уходом только усиленным производством мат.ресурсов для вас занимались, социальное строительство совсем не прикидывали?
Ах, дети любят играть в войнушку, поэтому, подначенные Штатами, все кинулись воевать за оттаявшую Антарктиду. Любят, да, когда это просто пострелушки-покатушки типа ГТА. Притворюсь даже что поверил в особое не сильно серьёзное отношение детей к смерти. Не в виртуале, а когда они убивают и их друзей вокруг убивают. Но, пардон, доставить 5 млн. бойцов в Антарктиду, корабли, самолёты, бронетехнику, непрерывно возводить там укрепления, какие-то параллельные стены для тарана танками, траншеи долбить... Ребята, там на пострелушки один процент времени останется, никакой ребёнок не будет заниматься такой тяжёлой неинтересной физической нуднёй, даже если б сумел (во что тоже поверить нелегко).
Ну и последняя идея зловещего американского госсекретаря (сирота, наркоман, воспитанный наркоторговцами, и потому имеющий невероятный IQ - о логике не спрашивайте), обмен территориями Китаем и США (тоже ничего себе так логистическая операция), приведший почему-то уже в следующем поколении к колонизации Марса, выше моего скудного понимания. Неожиданно мелькнувшая в эпилоге самоирония, столь неожиданная для автора, грустного впечатления от книжки не смягчила.

Когда-то мне очень понравился "Убыр" Шамиля Идиатуллина. Решил прочитать "Убыр-2. Никто не умрёт". Теперь подросток сражается с инферно не в татарской глубинке, а в большом городе. Авторский стиль остался узнаваем и радует: короткие подростково-ироничные фразы, достаточно изобретательное нагнетание жути. Первая половина сделана на уровне, но вот когда в школе начался парафраз родригезовского "Факультета", проснулся во мне внутренний Станиславский и сопереживание герою этим "не верю" было в конце концов прибито. Хотя описания страданий свежеубыренного подростка сделаны сочно, не отнимешь. В итоге сложилось впечатление о необязательности, рыночности этого сиквела, нет в нём огня изначального "Убыра". Плохая траектория у автора, на снижение пошёл, в отличие от Козловой и Лю Цысиня, у которых ранние произведения слабее поздних, понравившихся.

Джаспер Ффорде "Дело Джен, или Эйра Немилосердия". Когда у книжки каламбурное название, персонажи носят имена Четверг Нонетот (главная героиня, у неё есть тётушка Полли и дядя Майкрофт), Ахерон Аид, Безотказэн Прост, Липови-Ролекс, Сандалик, Колымагги и т.п., когда первая глава (главы короткие) заканчивается фразой "За моей спиной ведущая мрачно рассказывала об убийстве молодого сюрреалиста - парня забила до смерти банда радикальных приверженцев французского импрессионизма.", ожидаешь остроумного и нестандартного повествования в стиле Пратчетта или Геймана. Или Уильяма Гибсона, раз уж у нас тут альтернативная история и Крымская война тянется уже сто тридцать первый год, с соответствующей заменой в национальной травме атаки лёгкой кавалерии на атаку лёгкой бронетехники. Ожидания оправдались не вполне. Показалось, что претензий на остроумие и нестандартность тут больше, чем вышло в результате. Возможно, для полноты восприятия мне не хватило вовлечённости в английскую литературу (книжка дико литературоцентрична), хотя и "Джейн Эйр" мне знакома, и все остальные пасхалки, думаю, отрыл-оценил.
О прочитанном не жалею, но дальше в эту серию не полезу.

Мартин Сэй "Зеркальный вор". Сначала - а я в книжках ничего не пропускаю - пришлось продраться сквозь кучу хвалебных отзывов, весьма однотипных: магия... мистика... Умберто Эко и Дэвид Митчелл... саспенс современного триллера вкупе с авантюрно-исторической эпопеей, приправленный сверхъестественной мистикой... Насторожился. Не зря, любителя литературного ирландского рагу из меня не вышло. Недотриллер дрожать не заставил, да и сама движущая его интрига оказалась глуповатой; мистики не обнаружил - так, несколько многозначительных намёков без понятия, куда бы вырулить; "авантюрно-историческая" часть - бессмысленный и безудержный нэймдроппинг, благо припозднившийся венецианский Ренессанс на исторические имена богат. Финальный финт - Гривано оказался не Гривано, у него другая фамилия - вообще при внешней эффектности не имеет никакого смысла. И чо? что это меняет в предыдущем повествовании, какой новый угол зрения открылся?
Какой там Эко? Автор и на Дэна Брауна не тянет, тот хоть пишет захватывающе, чистейшее guilty pleasure (зачастил с англицизмами, сорри). Тут - зеваешь. Кроме глав про юность Стэнли, на редкость живых на фоне остального. Если б я ещё был ближе знаком с этими американскими битниками-пятидесятниками, вообще бы восторгнулся. И то под конец прыснул Сэй недомистики, испортил песню.
"Я потратил пять с половиной лет на написание этой книги и еще семь с половиной лет - на поиски издателя для нее." Ну, зато потом издатели вложились по-крупному, раскрутили блестящую пустышку.

Идиатуллин, анализ, Ффорде, Козлова, Лю Цысинь, Сэй

Previous post Next post
Up