Das Musical

Feb 26, 2022 14:06


На концертах любимых мюзикловых артистов нередко исполняют арии из "другого" Моцарта, не французского, а немецкого. Заинтересовался, решил ознакомиться. Вообще глянуть, что за зверь такой - немецкий мюзикл.

Отыскал Венскую постановку 2015 года. Посмотрел, сравнил. Тот же самый пунктир биографии: Зальцбург (пинок от Коллоредо) - Майнц (Веберы) - Париж (смерть матери) - Зальцбург (споры с отцом) - Вена (успех, женитьба, смерть). Акценты другие. Нет, например, Сальери, он тут необязательный второстепенный персонаж с парой реплик. Антагонистом, поверяющим алгеброй гармонию, работает правитель Зальцбурга Коллоредо, который увлекается наукой, собирает черепа гениев и один из немногих способен сразу оценить уровень Моцарта. Поскольку он авторитарный правитель, а не какой-нибудь композитор, конфликтом движет не зависть, а желание дисциплинировать молодое дарование, подчинить себе.

Моцарт здесь, натурально, гуляка праздный: бильярд, карты, девушки. В одной из первых арий он по-простому заявляет, что "их бин мьюзик". Сочинять ничего не надо, смотри да записывай. Смотрит и записывает маленький Моцарт, в первой (не считая кладбища) сцене получивший парик, камзол и перо и больше от взрослого Моцарта не отходящий. Воплощённый гений с опасным пером, которое иногда требует крови. В конце первого акта - из вены Моцарта, в финале - из сердца.

Это второй конфликт - Моцарт боится своего гения. В играх везуч, девушкам нравится, что ж (кто ж) его изнутри так колбасит, чего ещё надо? Об этом самый яркий номер мюзикла "Wie wird man seinen Schatten los", завершающий первый акт и исполняемый хором ещё и в финале. По содержанию совпадает с арией смешарика Кроша "Он у меня внутри живёт, он мне покоя не даёт". По музыке тоже совпадает, только исполнено в полтора раза размереннее и в десять раз трагичнее. Внушает, без шуток.

Третий конфликт - с отцом. Классические подростковые проблемы: когда пора упорхнуть из гнезда (выйти из зоны комфорта) и каковы пределы сыновьей благодарности за всё для него сделанное.
Чуть не забыл. С Леопольдом и Коллоредо у Моцарта противоречия ещё и концептуальные. Отец призывает сына писать попроще, и люди к нему потянутся. Коллоредо до конца отрабатывает роль пушкинского Сальери и требует перестать потакать (три глагола подряд!) низкопробному вкусу толпы. Попробуй тут обоим угоди.

Поставлено элегантно. На сцене обычно присутствует рояль, уютно обжитый маленьким Моцартом. На заднике надписано место (город) действия и спроецирован соответствующий интерьер. Активно и удачно используется вращающийся круг: позволяет, например, лихорадочно идти, оставаясь в фокусе внимания. Красивы синхронные массовые перемещения (танцами тут не злоупотребляют). Цвета одежд строго индивидуальны: Моцарт всегда в белом, включая исподнее, его Гений и Коллоредо - в красном, отец - в чёрном, баронесса - в синем. Сильно выбивается из стиля семейство Вебер, из которых сделали хиппи, анахронически катающихся по сцене на хиппи-мобиле. Видимо, для оправдания исполняемого Моцартом не очень заводного рок-н-ролла.

Наконец, о музыке. Лучшие вещи - вышеупомянутая ария Кроша, призыв баронессы валить из дома, контр-призыв отца опасаться окружающего мира, тоска сестры по далёкому брату - построены одинаково: незапоминающийся, повествовательный запев и, через паузу, никак музыкально не связанный с запевом хитовый припев. Несколько ярких дуэтов (Моцарт vs Коллоредо во втором акте). Мне лично понравились хоровые вещи: "Was für ein Kind!", "Hier in Wien!", "Mozart, Mozart!" (особенно), финал. (Куча воскл.знаков в либретто, оказывается.) Замечательно при этом маршируют по сцене, ну, это я уже отмечал. Как хиппи среди австрийской знати выделяется в опере пук кабареточных номеров, за них отвечают не столько Веберы, сколько Шиканедер.

Подытожим. Как драматическое произведение, для подумать, немецкий "Моцарт!" безыдейного французского "Моцарта" уверенно обходит. По музыке - глотает пыль. Там каждая ария срабатывает как моментальная бомба, тут всё менее ярко. Целиком немцев пересматривать уже вряд ли буду, утомили. Французы не приедаются.

Глянул ещё венгерскую версию, там совсем беда. Гений Моцарта орудует не пером, а камертоном. Ну, знаете, пускать кровь камертоном это посильнее сэппуку бамбуковым мечом. При этом он ещё и акробат, физического взаимодействия с Моцартом побольше. Веберы из хиппи разжалованы прямо в семейный бордель. Костюмы вразнобой, а я принципиальный противник неоправданной цыганщины. Хит про тень хором в финале не исполняют, сунули его (помимо законного места в конце первого акта) в Париж, на смерть матери.
Ну и исполнители... Моцарта я сразу узнал, он же играл Ромео. Человек с таким большим лицом, что при своих нормальных в общем-то габаритах выглядит взрослым бугаём, а никак не трепетным юношей. Леопольд не жёсткий статный мужчина, а смешноватый мелкий пухляш. Граф Арко - просто карикатурен. Коллоредо - не внушителен. Полный мискастинг.

У тех же авторов есть ещё мюзиклы "Элизабет" и "Ребекка", которые мне целиком смотреть не хочется. Номера, что исполняются на концертах, сделаны по тому же принципу что в "Моцарте" (никакой запев - яркий припев), это не вдохновляет. К тому же младший сейчас репетирует дуэт "Только мне решать, когда и с кем мне танцевать", лучший номер в "Элизабет", и я уже переел.

Из немецких мюзиклов популярен ещё "Tanz der Vampire" с главным хитом "Total Eclipse of the Heart". Может, схожу на русскую постановку, вроде такая (такие) есть.

мюзикл

Previous post Next post
Up