Нил Стивенсон "Лавина", "Алмазный век, или букварь для благородных девиц". Читал с разницей в несколько месяцев, но отчитаюсь по обеим чохом. Автор снова следует своему предназначению - моделирует будущее (см.
"Семиевие"). Снова не ленится подробно описывать как его базовые технологии (виртуальная реальность в "Лавине", нанотехнологии в "Алмазном веке"), так и общественное устройство. Второе для меня снова интереснее.
"Лавина": конгломерат корпораций, среди которых федеральное правительство - не самая богатая и успешная, но, пожалуй, самая идейная. Многоярусные сдержки и противовесы, интриги и расследования. Супермен-алеут vs боевой хакер & бойкая подруга.
"Букварь": всякая мелочь плюс три супердержавы, минимум две из которых, насмотревшись на только что отшумевшую всемирную веселуху, идеологически ориентированы встарь. Китай культивирует конфуцианство, неовикторианцы - правильно - косплеят викторианскую Великобританию. Про Японию ничего особенно не сообщается. Подчёркнуто отсутствует Европа.
Книги, как водится у Стивенсона, не только интересны идеями, но и захватывают сюжетом. Юмора поменьше, чем в "Анафеме" и "Криптономиконе". А так опять кругом молодец.
Маргерит Юрсенар "Философский камень". Не могу сказать, насколько книга действительно исторична, но убедительна - очень. Серьёзное было время в северо-западной Европе: религиозные войны и ренессанс, наука и фанатизм. И роман вышел серьёзным. Но не скучным.
Кристофер Прист "Опрокинутый мир". После мирового (sigh) катаклизма, город на колёсах в вечной погоне за подземным энергетическим пятном путешествует по перекладываемым сзаду наперёд рельсам. Пятно при этом не только даёт энергию (власти скрывают, что атомный движок давно сдох), но и насылает серьёзные глюки, так что люди, видя веретенообразное солнце и прочие нарушения физических законов, думают, что находятся на другой планете. Продирались они, так уж удачно сложилось, по максимально возможному на Земле сухопутному маршруту - от Индокитая до Португалии (про рельеф не спрашивайте). Упёршись в Атлантический океан очень вовремя встретили научную сотрудницу из оклемавшейся Англии, проводящей полевые работы в одичавшей Иберии. Она-то всем глаза и раскрывает: вы, говорит, под гипнозом. При этом волшебное пятно действует не только на мозг обитателей города (зрительные глюки - это мелочь; они, например, реально стареют-молодеют при дальних поездках взад-вперёд от текущего расположения), но и на вещи, в нём произведённые, которые тоже меняют свои свойства в зависимости от удалённости. Вот это я понимаю - сила внушения.
Чушь какая-то.
Дин Кунц "Фантомы". Смешная вещь. Сначала довольно однообразно бродим по домам затерянного в горах городка по схеме: зашли, увидели трупы хозяев, выслушали историю о том, какие замечательные были люди. Потом долго боимся непостижимого врага. Потом враг оказывается банальной бессмертно-доисторической протоплазмой, которая нахваталась всякого от съедаемых человеков, поэтому ныне это злобная, мстительная и амбициозная квазиразумная тварь. Поглядитесь в зеркало! как бы призывает автор. И тут же выдаёт гипотезу: это и есть дьявол во плоти, известный ещё свежеэволюционировавшим гомосапиенсам, что по идее должно снимать с человечества обвинения в злобности существа. Истинно говорю - ещё динозавры ему характер подпортили.
На крючок чисто человеческого честолюбия этого эрзац-дьявола и поймали, весьма банально. Но он успел посеять семена зла! И чтобы эти семена зла не сработали, пришлось прибегать к такому deus ex machina, что даже автор засмущался и признал - ну да, без Бога явно не обошлось, ну так и дьявол же был почти как настоящий.
Мервин Пик "Титус Гроан". Монументальная скукотень. Добил, но о прочтении всей классической трилогии можно даже не заикаться.
Луи-Фердинанд Селин "Путешествие на край ночи". Книга предварялась несколькими предисловиями в жанре апологетики личности автора, плавно переходящей в панегирики его писательскому мастерству, так что к чтению приступил несколько предубеждённо. Но сломался быстро, роман действительно сильный. Из первой главы, похоже, Хеллер вырастил "Уловку-22", а тут этих глав ещё много, причём разнообразных. Вывод: автор, возможно, гнида редкостная, но весьма трезвая, безжалостная, в том числе к самому себе, и умеющая свою мизантропию донести до читателся так же эффективно, как боксёр доносит кулак до чужого подбородка. За такое можно и биографию простить.
Роберт Рик Маккаммон "Жизнь мальчишки". Солидная правильная соцреалистическая вещь, напоминающая этим
"Столпы земли". Классическая история взросления, изящно приправленная демонстрацией рецептов писательской кухни автора современных городских ужастиков: смотрите сами, как много в обычном провинциальном городке можно отыскать таинственного и страшного. А можно только намекнуть, если главная тема другая.
Джон Браннер "Всем стоять на Занзибаре". Антиутопия 50-летней давности. Хотя... Чего там антиутопического? Вполне реалистическое прогнозирование. Развитие айти автор серьёзно недооценил, развитие (деградацию?) общества - тут каждый решит для себя. Понятно, что педалирование, утрирование, иначе какое же это предупреждение. Но ведь не кажется же эта ситуёвина нереальной, нет же? И циничные максимы Чада С. Маллигана всегда актуальны. И выход, как водится, в химии, а не в воспитании человека&общества.