Feb 22, 2020 18:24
Леонид Юзефович "Самодержец пустыни", "Зимняя дорога". Добротные документальные повести об эпизодах Гражданской войны на востоке: бароне Унгерне в Монголии и походе отряда Пепеляева на Якутск. Истории, конечно, впечатляют, а краткие выводы таковы:
- Крепки были предки. Невольно примеряешь, сам-то как скоро лапки сложил бы в подобных обстоятельствах? Жизнелюбия надолго хватило бы?
- Если пишешь историю объективно, а Юзефович так и старался, выходит, что правда на стороне красных. Остальное вообще погибель.
Сергей Шикера "Египетское метро". Про промежуточную (между привинциальной и столичной) творческую интеллигенцию. Про Одессу майданных времён. Без особенного, правда, педалирования. Тревожная неопределённость перчинки добавляет, но суть людских взаимоотношений вряд ли кардинально меняет. Вещь удачная: характеры как живые, ситуации, проблемы.
Кирилл Еськов "Евангелие от Афрания". Талантливый человек - талантлив во всём. Обожаю, когда естественнонаучники берутся за худлит: выходит обычно умно, проработанно и написано хорошим русским языком (в отличие от этого рассогласованного предложения). Вот и этот детектив мало того, что читать интересно, так ему ещё и доверяешь как хорошему научпопу. Очень, очень убедительная версия, и с художественной стороны полный порядок. Немаловажно, что тонкие чувства верующих никак не задеваются. Ну, мне так кажется.
Эдуард Веркин "Остров Сахалин". Пора бы начать записывать, с чьей подачи появляются книги в моей читалке. Обнаружил тут у себя целый каталог этого автора. Выбрал наобум. Ну и зачем мне теперь остальное добро?
Синопсис: случилась глобльная эпидемия, все превратились в зомби, кроме японцев, которые засели на своих (и не своих) островах, вдохновенно расстреливают плывущих к ним с заражённого континента китайцев, гнобят массово выживших корейцев, уважают русских за то, что они спасли Японию ценой своей жизни (или за то, что их остались считанные десятки), добывают в нечеловеческих условиях что-то полезноископаемое на Сахалине. А тут землетрясение, Сахалин становится полуостровом, с континента моментально накатывает волна зомби (информация к размышлению: инфицированный умирает через десять дней, зараза вспыхнула пару поколений назад), и подробное путешествие с юга на север острова превращается в бегство с севера на юг.
Я б ещё вытерпел просто зомби-апокалипсис или сюрвайвел-порн. Но тут претензия на большее, на философию, про которую (как и про главных героев) я и вспоминать не хочу из-за её оглушительной глупости.
Повеселил только язык Веркина. Лдано, "железнодорожные дороги" спишем на торопливость (надо ж столько книг испечь) и экономию на редакторе. Но у него и с пониманием русских слов проблемы ("зареклась обязательно узнать"), и классическое кто на ком стоял: "Но те, кто переживет эти полгода, до скончания дней своих будут обеспечены: едой, водой, борделями, медициной, неотчуждаемым клочком земли, на котором он сможет вырастить дерево, на котором он умрет счастливым." Так и представляется широко улыбающийся удавленник на ветке сакуры.
Александр Громов "Вычислитель" (сборник). Глуповатая какая-то фантастика, призывающая поверить, что
- умение рассчитать в уме задачу трёх тел (привет тупорылым трисолярианцам) = умение манипулировать людьми ("Вычислитель")
- умение постигать все тайны вселенной просто мозговым усилием может развиться в организме в ходе эволюции ("Прыткая и потаскун")
Новелла про мирмикантов - вообще какой-то апофеоз идиотии. Человечество долго и неуклонно проигрывает врагу, лет десять отбивается на своей последней планете, чтоб в последние полчаса до падения дриснуть в разные стороны, в неизвестность на первых попавшихся кораблях со случайно впихнутыми туда людьми. Просто обидно за потомков, не додумавшихся до создания запасных секретных баз, когда неизбежность проигрыша в лобовом столкновении стала давным-давно очевидной. ОК, одному экипажу повезло: не только прорвался, но и на подходящую планету наткнулся, где и затаился в складках местности в ожидании неизбежных неприятностей. Через поколение дождался прибытия вражеского дестройера, не имея в запасе, опять же, никакого плана кроме как прикинуться ветошью и не отсвечивать. Высадившихся разведчиков не уничтожают, справедливо полагая, что обнаружить себя = смерть. Когда тактика не сработала, один предпенсионер за полдня сделал то, что было не под силу всему человечеству в течение десятилетий: сообразил, как перевербовать мирмиканта и отправить его камикадзей на корабль. Дальше, понятно, уря-уря и никакого понимания того что, если уж ты играешь в прятки, то уничтожение одной посудины при наличии всей вражеской цивилизации выйдет похуже, чем уничтожение десанта при наличии дестройера на орбите.
Шикера,
Громов,
анализ,
Еськов,
Веркин,
Юзефович