Mar 12, 2015 18:51
В глубокой юности читал "Город и псы". Запомнился необычный стиль повествования: эпизоды идут вперемешку, никакого хронологического, логического или какого ещё порядка. Чтение превращается в волшебный процесс складывания паззла, когда постепенно, пятнами-островами, рисуется вся карта, когда отдельное удовольствие - встроить эпизод в ткань, когда последние детали уже не так важны для понимания сюжета или основной мысли и несут чисто эстетическую нагрузку - заполировать картину.
Теперь прочёл "Войну конца света". Так вот - совсем непохоже. Хотя поначалу казалось, что да (отчего и вспомнились "Город и псы"), но нет - тут повествование линейно и флэшбеки оправданы сюжетно.
Не похоже это и на "траекторию краба" имени Гюнтера Грасса. У немца метания по временам и героям строго вычерчены в стягивающуюся спираль, это не просто хождение вокруг да около, а мучительные роды главной идеи книги, каковым катарсисом "Траектория" классически-древнегречески и заканчивается. У "Войны" финал сделан красиво, очень, но всё, что надо, было сказано задолго до него.
Вещь - мощная, мастер есть мастер. Материал (извините, давно истлевшие жертвы) благодатный. Мысль о том, что у каждого своя правда, вбивается до печёнок. Решений (спасибо) не предлагается, симпатии автора остаются при авторе. Показано, что самые страшные люди (по последствиям их деятельности) - идеалисты. Как говорил у Лукьяненко Непоседа: "Мы, добрые люди, беззащитны перед злом - даже когда сами его совершаем."
Варгас Льоса,
анализ,
Грасс