Немного психологии (про "детский сад - штаны на лямках")...

Mar 03, 2014 00:25

В это тяжёлое для многих, читающих по-русски, время, я хотел бы поговорить о некоторых аспектах психологии, которые я твёрдо усвоил на своей собственной шкуре благодаря всем тем, кого я считаю своими Учителями.  Большинство из них - это люди, тем или иным образом повлиявшие на мою жизнь зачастую совершенно без какого-либо желания преподносить мне уроки жизни, воспитывать меня, делать меня лучше, и в большинстве случаев эти люди не работали в образовательных учреждениях и не имели педагогического образования. И не то чтобы я прям так хотел учится, просто я как-то очень не люблю наступать на один и те же грабли. Это больно, неприятно и очень обидно. Поэтому самый первый урок я усвоил давно, еще даже не умея его точно сформулировать

Урок 1. "Человек, который не учится на своих ошибках, обречён на их повторение"

В этой фразе можно заменить слово "человек" на "народ" - суть фразы ничуть не изменится. "Учится на своих ошибках" - это значит "делать выводы", т.е. уметь правильно выстроить причинно-следственные связи, суметь запомнить их самому, не забывать и постараться передать детям, другим членам семьи, соседям и т.п. Полез с зажжёной папироской проверять керосинку - опалил волосы и обжёг руки. Бывает. Но если не сделал правильных выводов - в следующий раз от твоей цибарки сгорит и сарай, и дом, и пол деревни.

Забывать те уроки, которые жизнь преподнесла, пытаться переврать их, откреститься от них - это ещё хуже и ещё страшнее, чем просто эти уроки не помнить. Уроки Великой Отечественной Войны каждый ребёнок, выросший в СССР, знал не только по школьной программе. Надо было очень и очень поискать по школе ученика, у которого бы кто-нибудь из дедов не погиб в этой Войне (в моём классе таких не было, например). Поэтому ненависть к нацизму и его государственному проявлению - фашизму, во многих советских детях была заложена на уровне условных рефлексов, впитана с молоком матери. До определённого момента это обеспечивало пусть не тотальный, но довольно стойкий иммунитет. Но пришло время "лихих 90-ых", затем "безвременья 2000-ых". Бывший СССР развалился. Идеология, связывающая отдельные народы в единую страну, отмерла. Вместе с ней отмерли и механизмы передачи знаний через поколения. И вот мы вдруг видим, как на Майдане снова развеваются черно-красные националистические флаги. И мы понимаем, что национализм снова поднимает голову, причём, на государственном масштабе и, главное, на той самой территории, где народ от него когда-то страдал едва ли не больше остальных. "Хочешь поиздеваться над людьми - отними у них память." Но память не просто отняли, её планомерно и намеренно стирали, забивали, загаживали, снося старые памятники, переписывая книги и летописи, перекрашивая белое в чёрное и наоборот. Похоже, своего добились: память утрачена. А значит, повторение жизненного урока уже неизбежно, не ясен только вопрос времени: завтра или через пару лет...

Урок №2. "Все всегда имеет свою цену"

"Не бери у незнакомого дяди конфетку," - так говорила мне мама в детстве. Слова эти я усвоил и дядей с конфетками избегал, хотя маминым рассказкам и не верил. А позже осознал, что эту же истину глаголят и многие другие правила: "Бойтесь данайцев, дары приносящих" - так сказал еще Лакоон в добиблейские времена. "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке" - это уже народная мудрость. И самая актуальная фраза на сегодняшний день: "За чей счёт этот банкет?" © к/ф "Иван Васильевич меняет профессию".

Мой любимый герой сериалов - сыщик Эркюль Пуаро - в фильмах постоянно приговаривает своем партнёру Гастингсу: "Ищите того, кому выгодно происходящее. Вероятней всего он и будет виновен!" Когда кто-то предлагает вам "безвозмездную" помощь, стоит много раз подумать, прежде чем эту помощь брать. Возможно, в намерения этого "доброго" человека совсем не входит просто помочь вам, а преследует он какие-то совершенно свои цели. И чем более щедра эта помощь, тем больше сомнений она вызывает.

"За чей счет банкет? Источники финансирования Евромайдана" - неужели меня одного интересуют, кто эти добрые "данайцы"... тьфу, "предприниматели, сочувствующие Майдану" и какого такого толка эти самые "оппозиционные партии", дающие деньги? Ну, кто давал деньги, тот теперь и диктует свою волю. "Кто дЭвушка обЭдает, тот её и танцуЭт!" - это уже мудрость с Кавказа.

"Кушайте, Шура, кушайте, но можете и не мечтать, что я буду кормить вас бесплатно. За каждую съеденную витаминку, мне нужно будет от вас много мелких услуг." Остап Бендер хотя и был жуликом и прохиндеем, но был хотя бы честен со своими подельниками. Тайные и явные "благожелатели" вложили немалые средства в то, чтобы ситуация сложилась именно такой, какая она сейчас, и хотят или нет того жители Украины - теперь им придётся платить по этим счетам, которые предъявят "кредиторы". И поздно теперь делать невинный наивный взгляд: "А мы же тогда не подумали!" Думать надо было тогда, когда принимали помощь из сомнительных рук...

Урок №3. "Взрослым человек становится тогда, когда начинает брать на себя ответственность за свои поступки"

Самый излюбленный приём детей: "Я не виноват! Это Васька всё затеял!" Т.е. не я виноват, что мой удар по мячу выбил окно в Учительской, а Васька, который притащил мяч из спортзала и затеял игру в футбол прямо перед крыльцом школы. И учителя начинают втолковывать, что нужно иметь собственные мозги, чтобы не влезать в сомнительные авантюры, а раз влез - получи по полной и ни на кого не сваливай свою вину.

В армии одна из излюбленных поговорок была: "Не у тебя спи$$или, а сам прое$ал!" Никто не виноват, что ты ротозейничал при том, что прекрасно знал о возможной потере. Просто допустил саму возможность - расплачивайся!

Каждый учебник по бизнес-психологии начинается с того же самого правила: "Чем больше ответственности вы на себя берёте, тем большей свободой вы обладаете. Перекладывая ответственность на кого-то другого, вы отдаёте ему власть над собой и над происходящим вокруг вас."

Это очень удобно и легко - перекладывать ответственность на другого. Но это всегда - признак инфантильности и незрелости. Все последние два десятка лет практически во всех бедах Украины виноваты "кляти москалі". То москали всё сало съели и Украина кормит эту нищую и голодранную Рассею, то москали всё скупили, то не хотят продавать газ, то вмешиваются во внутренние дела, то отказываются помогать - миллион причин обвинить соседнюю страну в собственных бедах. Но никто и никогда не сказал: "Мы сами виноваты в том, что за всё время независимости не сумели создать нормальную экономику. Мы сами виноваты в том, что снова и снова выбираем ворюг и жуликов себе в правительство и президенты. Мы сами прежде всего виноваты в том, что довели свою любимую страну до такого нищего и ужасающего состояния."

Взрослые люди пытаются найти причины текущих проблем, происходящих вокруг них, прежде всего в самих себе. Инфантильные люди обвиняют в проблемах всех вокруг - родителей, соседей, клятых москалей, жирных америкосов, кого угодно - но только не самих себя.

Урок №4. "Включи собственную голову, сынок!"

Иметь собственное мнение - это своеобразное продолжение предыдущего пункта, т.к. иметь собственное мнение - это тоже ответственность, в первую очередь - перед самим собой. Но прежде всего это - работа, заключающаяся в необходимости слушать, думать, сравнивать, выбирать. Слушать собственное сердце, понимать, что пытаются тебе сказать другие люди.

Когда начинаешь заниматься этой работой, вдруг осознаёшь, что те люди, которые тебя критикуют, гораздо важнее и ценней в твоей жизни, чем те, кто тебе постоянно льстят. Ибо в конструктивной критике содержится гораздо больше полезной информации, чем в лести или похвальбе. А постоянно держа в голове любимый вопрос Эркюля Пуаро ("Кому это может быть выгодно?") начинаешь совершенно по-другому воспринимать речи политиков и чинуш разного толка.

Но в то же время, думать - это тяжело. Это требует усилий. В эпоху тотального медийного засилия теле-радио-интернетвещания, тотального информационного шума, мозг нынешних молодых людей, избалованный лёгкостью и доступностью развлечений и информации, не любит думать, и иногда и просто не приспособлен для такой работы. Не воспитывают нынче думающую молодожь. Воспитывают "потребителя". Реклама рассказывает про "Ку-десять-энзимы", про "экстракт жемчуга", про "волшебную новую упаковку", и нужно быть достаточно подготовленным, чтобы суметь выжить в эпоху информационного шума. Нужно много работать головой.

А главный плюс, который ты получаешь, когда начинаешь "включать голову" - ты начинаешь понимать причинно-следственные связи. И вдруг всё становится проще и понятней. И пока остальные заняты метаниями, ты можешь просто подойти и сделать.

Урок №5. "Мир - не чёрно-белый!"

Маленький мальчик, сидя рядом с папой в кинотеатре, всё время спрашивает: "Пап, а этот дядя - плохой? А эта тётя - хорошая?" Детской психике очень тяжело разобраться во всех нюансах человеческих взаимоотношений, поэтому ребенок всё воспринимает полярно: "Свой - чужой. Хороший - плохой." (мы как-то на этму тему уже говорили: " О голливудских кино-героях...") Многие люди на долгие годы жизни сохраняют такую вот инфантильную абсолютистскую жизненную позицию и не способны разглядеть в плохом - хорошее, а в хорошем - признаки зла. Поддерживает подобный абсолютизм и вся европейско-христианская культура с её диаметральными противоположностями "Рай - ад. Бог - Дьявол."

Но если человек начинает думать, если человек включает голову, если человек всё-таки пытается принимать какие-то решения сам, он сам постепенно приходит к выводу, что не бывает ни абсолютного добра, ни абсолютного зла, и что опять-таки (см. Урок №2) - всё имеет свою цену. Тогда начинает приходить понимание, что какие-то вещи необходимы и неизбежны. И что даже самый честный человек порой вынужден врать. Что самый храбрый человек порой должен отступить. Что самый смелый человек порой должен спрятаться. И что даже самый умный человек порой ошибается.

И когда человек приходит к такому пониманию целостности мира, взаимосвязи добра и зла, то у него автоматически вырабатывается неприятие всякого рода примитивных шаблонов. Он уже не воспринимает ни "образ врага", который ему пытаются навязать, ни разного рода манипулятивные шаблоны. Такими людьми очень тяжело управлять  - они очень легко видят ложь, враньё.

- …предлагаю вам взять несколько журналов - в пользу детей Германии. По полтиннику штука!
- Нет, не возьму.
- Но почему вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко…
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу.
© Булгаков "Собачье сердце"

Урок №6. "Думать о завтрашнем дне"

Взрослый человек задумывается о том, что он будет делать завтра, послезавтра, через год, через 10 лет. Нормальный, ответственный человек пытается планировать свою жизнь. А это невозможно без учёта окружающей его действительности. Ты не можешь строить собственные планы, если нет чёткого понимания хотя бы ближайших перспектив своей страны. Именно это побуждает многих мигрировать. Именно это побуждает других активно выходить на Майданы и требовать соблюдения своих прав.

Но я отказываюсь считать взрослыми тех людей, которые сидят и мечают о том, что вот завтра их примут в Европы и сразу всё у них наладится... И сразу и пенсии им большие выдадут, и товары у них дешёвые будут, и просто рай земной. Это инфантильность в самой тяжелой форме, если угодно...

Урок №7. "Уметь говорить самому и уметь договариваться - это вещи разные"

Умение договариваться идти на разумный компромис - это очень важный социальный навык. От этого умения зависит и жизнь внутри семьи, и жизнь с соседями, и общение с людьми из других стран и наций. Детские капризы: "А я хочу так!!!" - столь успешно работающие в детстве с родителями, во взрослой жизни начинают давать сбои. И самое неприятное, когда человек не только не избавляется от этих капризов, а начинает принуждать к их исполнению других при помощи силы. Но как говорят мои знакомые культуристы: "Не стоит выпендриваться в качалке. Всегда найдётся тот, кто твоим рекордным весом просто разминается."

Попытка диктата, давления в отношениях с соседями зачастую приводит к прямо противоположному результату от желаемого. Поэтому слова о добрососедстве, о взаимоуважении являются ключевыми при любых переговорах. Риторика новоявленных лидеров Украины говорит об их крайнем, катастрофическом (для политика) инфантилизме, если говорить про возможность искать компромисы. Сами же Украинцы прекрасно знают, что Восток Украины отличается от Запада очень сильно. В условиях такой нестабильной ситуации объединить их может только диалог и взаимное уважение интересов. И если новоявленные правители будут продолжать свою политику диктата - раздел на Запад и Восток неизбежен.

В качестве завершения - урок последний. "Уметь учится на чужом опыте"

"Умный человек учится на собственных ошибках, мудрый - на ошибках других, дурак не учится ничему и никогда." - народная мудрость, как всегда, совершенно права. Я здесь изложил не нравоучения, а только некоторые аспекты собственного опыта. Я был бы просто счастлив, если эти мои уроки (в смысле, не преподанные тут кому-то, а полученные мною самим) окажутся полезными и хотя бы чуть-чуть остудят чью-то голову.

Я приношу свои глубочайшие соболезнования семьям погибших солдат, а так же всем тем ребятам, кто получил увечия и ранения в этом противостоянии. И чтобы не появились новые жертвы, сейчас очень важно немедленно повзрослеть. Пора перестать цеплятся за детские привычки и сценарии поведения. Пора становится взрослыми. Пора начинать думать. Пока принимать на себя ответственность. Пора планировать своё будущее. Пора осознавать, что любое действие (как и бездействие) имеет цену. Пора приступить к диалогу. Пора вспомнить уроки прошлого, наконец...

Если вы, братья мои, сможете договорится между собой, сможете начать наконец-то строить нормальное государство, главным принципом которого будет не "назло москалям", а процветание всех проживающих в нём, то никакие интервенции вам будут не страшны!

психология, русские, политика, жизнь, власть, украина

Previous post Next post
Up