НАТВОРИЛ? ОТВЕЧАЙ!
Алексей Зязев АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ТЕЛЕКАМЕР. Часть вторая.
Проектирование телестудий - занятие не для слабонервных. Весь мой предыдущий опыт архитектора и интерьерщика оказался абсолютно непригоден для телевизионного дизайна. Даже сценография для театра и кино в данном случае тоже не помогла. Логику принятия решения в процессе проектирования, оценки "хорошо-плохо" надо выстраивать совершенно иначе, нежели это принято делать в реальном зодчестве. Сама парадигма «Польза - прочность - красота" тут совершенно неуместна, и должна быть срочно демонтирована из головы и отложена на самую дальнюю полку памяти до лучших времен.
Рестораторы утверждают, что для успеха тематического ресторана прежде всего нужны три вещи: место, место и еще раз место расположения ресторана. Для студии иначе: концепция, концепция и еще раз то же самое. Все остальное: бюджет, сроки, некачественные дешевые материалы - по боку. Теле-ящик умеет бесподобно маскировать и прятать исполнительскую халтуру и, как правило, всегда подчеркивает креативную сторону формы - он просто так устроен.
А ещё полезно с операторами чайку попить и за жизнь поболтать.
Студия для программы "ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА".
Бриф от съемочной группы был очень пафосным, замахивались на "друга
Шекспира", а программа оказалась желтушным шоу в формате пресловутых "Окон".
Студия программы "ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ".
Форэскиз к новой концепции.
Студия информационных программ для канала "RUSSIA TODAY".
Как хорошая студия качественно исполненная в материале может так паршиво выглядеть на экране телика - государственная тайна государственного канала.
Студия программы "ДИАЛОГИ" для канала "Russia Today".
Проект 2005 года.
На мой взгляд, самый удачный вариант для конфронтанционного ток-шоу . По мере реализации проекта менялись концепция и название программы, и в итоге получился "Spotlight".
Студия программы "SPOTLIGHT" для телеканала "Russia Today".
Студия программы "К БАРЬЕРУ".
(Клон программы "ПОЕДИНОК" на ТВС)
Все решения были найдены до меня я добавил только зеркальные панели и плазмы по темному фону.
Студия утреннего вещания на канале НТВ.
Затевалась как мегапроект канала. Просуществовала четыре месяца скверно освещенная и отвратительно снятая двумя стационарно стоящими камерами. Убита очередным новым продюссером. Блестяще потвердила тезис : "На телевидении можно делать все что угодно". Самые радикально модные вещи будут адаптированы для зрителя профессионалами внутри телевизионного цеха.
Студия программы "СТРЕСС".
Проект 2004 года.
Кислотно желтый телевизионный формат: не удался центральный элемент декорации - "петля". Процесс изготовления декораций вышел из под авторского контроля с предсказуемым результатом.
Студия программы "СЕГОДНЯ" - проект 2004 года.
Первая концепция нового студийного оформления программы и то что пошло в реализацию. Эскиз был отвегнут с формулировкой "Это слишком изящно" - то же самое я слышал от Главного архитектора Свердловска
еще в 1996 году. После этого стало ясно что с карьерой сет-дизайнера пора завязывать. Но если говорить серьезно, то проектирование информационной студии для телевидения это всегда движение в очень узком "тоннеле " цветовых решений, знаковых форм и содержательных клише. Существует жесткий формат, телевидение пока не может рисковать и предпочитает консервативный сценарий развития образа информационной программы.
Программа "ФИГЛИ_МИГЛИ"
Проект студии 2003 год.
Первая моя декорация для юмористической развлекательной программы. Абсолютный эксперимент - попытка найти неидиотский архитектурный язык для идиотской программы. Получилось ли - не знаю. Какими должны быть декорации для развлекательной программы, по моему, до сих пор не знает никто. Программа и сейчас в эфире: можете сами сравнить картинку этого дерьма с картинками другого дерьма на других каналах.
Студия программы "ЛИЧНЫЙ ВКЛАД" - проект 2003 года.
Эскизный проект и фотографии живой студии . То что получилось в итоге - результат жесткого клинча со съемочной группой. Я хотел полной реализации эскиза, а телевизионные деятели исскуств - моего увольнения. Победила жадность: кому-то удалось воткнуть в студию арендованные видео панели и замусорить студию лишними деталями.
Студия программы "ВОЕННОЕ ДЕЛО" - проект 2003 года.
Я думаю что это лучший мой телевизионный проект - очень простой технологически: крестики фрезерованы в маске лайтбокса, решетки без комментариев - урок труда в школе для даунов. Рельф на ширмах - крашеный пенопласт от упаковки плазменных панелей в студии. Все ширмы мобильные и возможности студии ограничены только фантазией оператора. Образ студии - живая иллюстрация принципа построения рабоче-крестьянской Красной Армии: все должно быть скроено просто, действовать безотказно и выглядеть угрюмо опасным.
Итак. Попробую сформулировать системно важные вещи:
1. "Литературное" ощущение от студии должно возникнуть у зрителя в верхней части туловища. За это он будет вам благодарен, и, скорее всего, программа ему понравится. Если же озарение у телезрителя возникает по всему телу - то декорации гениальны. Пол, возраст и образование зрителя значения не имеют.
2. Форма для телевизионных декораций должна быть предельно простой, абстрактной и максимально метафоричной (лучшие декорации - пирамида Хеопса)
3. Декорации, как и вся телевизионная среда выглядят так, как их видят телекамеры (от 1 до 10 на программе), и не факт, что их точка зрения совпадёт с вашей.
4. Общий план (вид студии вцелом) зритель видит всего 2-3 секунды за время всей программы, потому, что остальное время занимают крупные планы, так называемые "говорящие головы". Тем не менее, за эти мгновения зритель должен успеть «въехать" в тему. Поэтому образ должен быть сжат до состояния знака.
5. Процесс создания выглядит парадоксально: проектируются не декорации и не телевизионная среда, а серия экранных картинок, которые монтируются произвольно. Это делает визуальный образ программы непредсказуемым.
Можно в заключение добавить, что проектируются декорации отсилу неделю - месяц. Производятся за 10 дней - месяц, и редко живут больше года. Попробуйте не включать телевизор подольше, и вы сами это заметите.
(Москва. Март 2006 г.)